Малые архитектурные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Одна из важнейших задач внешнего благоустройства города – это повышение разнообразия и художественной выразительности застройки и открытых озелененных пространств. Она решается формированием функционально-пространственной структуры и предметного оборудования открытых пространств в застройке города. Своеобразие и индивидуальность, сомасштабность архитектурно-пространственной среды города в сочетании с озеленением обеспечивают такие средства внешнего благоустройства, как обработка поверхности земли (геопластика, подпорные стенки, лестницы, пандусы и т.п.), плоскостные сооружения (площадки детские, спортивные, отдыха и т.п.) и городской дизайн.

Файлы: 1 файл

Малые архитектурные формы.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

  Малые архитектурные формы

Одна из важнейших  задач внешнего благоустройства  города – это повышение разнообразия и художественной выразительности  застройки и открытых озелененных  пространств. Она решается формированием  функционально-пространственной структуры и предметного оборудования открытых пространств в застройке города. Своеобразие и индивидуальность, сомасштабность архитектурно-пространственной среды города в сочетании с озеленением обеспечивают такие средства внешнего благоустройства, как обработка поверхности земли (геопластика, подпорные стенки, лестницы, пандусы и т.п.), плоскостные сооружения (площадки детские, спортивные, отдыха и т.п.) и городской дизайн. Элементом городского дизайна, рещающим эстетические функциональные и утилитарные задачи, являются малые архитектурные формы.

Классификация малых архитектурных форм  

Малые архитектурные  формы – это элементы внешнего убранства города, представляющие собой  сравнительно небольшие по объёму объекты  и сооружения. Они могут подчеркивать существующий пейзаж, являться памятниками архитектуры, произведениями садово-паркового искусства, ландшафтной архитектуры и внешнего благоустройства.

Средствами  малых архитектурных форм достигается  обустройство городских улиц, магистралей, территорий микрорайонов. Используемые для благоустройства малые архитектурные формы можно разделить на следующие группы:

    • Малые архитектурные формы утилитарного массового использования;
    • Малые архитектурные формы декоративного назначения;
    • Малые архитектурные формы для площадок отдыха, игрового и физкультурного назначения.

Некоторые из них  имеют утилитарное значение, некоторые  утилитарное и художественное значение, а некоторые – только архитектурно-художественное.

К числу малых архитектурных форм утилитарного массового использования можно отнести:

    • Аттракционы;
    • Торговые и справочные киоски;
    • Торговые тележки, телефонные и игровые автоматы;
    • Входы в парки и сады, различные ограды;
    • Скамьи, стулья и другая садово-парковая мебель;
    • Питьевые фонтанчики и плескательные водоёмы;
    • Различные затеняющие устройства ( трельяжи и перголы, беседки и павильоны);

    • Различные указа тели;
    • Устройства для игр детей и др.

Малые архитектурные формы декоративного  назначения используют исключительно для эстетического воздействия на человека. В их числе следует назвать декоративные скульптуры, декоративные бассейны, фонтаны, беседки и вазы для цветов.

Декоративная  скульптура во всём многообразии её жанров и форм всегда являлась одним из важнейших элементов декоративного  убранства городов. Причём её содержание и формы пластического выражения претерпевали изменения, отражая социальную сторону жизни эпохи, страны, быт и нравы народов.

Несмотря на большое разнообразие сюжетов и  мест установки, декоративная скульптура может быть разделена по приёмам  выражения идей на аллегорическую, символическую и жанровую.

Аллегорическая скульптура передает тему в иносказательной форме, используя для этого конкретные образы. Чаще всего здесь основное содержание передаётся посредством человеческих фигур и животных в сочетании с символическими атрибутами.

Примеры решения аллегорической скульптуры:

    • Группа «Рабочий и колхозница», исполненная по рисунку арх. Б.М.Иофана  скульптором В.И.Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
    • Памятник погибшим узникам концлагеря в Равенсбруке, сооруженный на кладбище Пер-Лашез  у стены коммунаров в Париже в 1954 г. На фоне стены с надписью «Равенсбрук» из камней и цветов, находящихся на земле, тянутся две связанные веревкой руки. Их положение и характер говорят о перенесённых страданиях.
    • Высокими художественными качествами характерна скульптура «Родина-мать» на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге (авторы скульптуры В.В.Исаева и Р.К.Таурит).

Несмотря на лаконичность средств выражения, памятник оставляет сильное впечатление. Выражение темы позволяет воспринимать его каждому зрителю по- своему, но вывод делать один – это не должно повториться.

    • Широкой известностью пользуется скульптура И.Д Шадра «Булыжник – орудие пролетариата».
    • Скульптурные аллегорические группы памятника, посвященного освобождению Венгрии от немецкого фашизма Красной Армией (скульптор Кишфалуди Штромбель, 1947 г.) – атлант убивает дракона.

Символическая скульптура выражает с помощью символов определенные идеи и содержание ( Серп и молот (В.И.Мухина)  – единство рабочих и крестьян; Голубь мира – Пикассо – символ мира; пятиконечная звезда – символ Советской армии).

В качестве примера  символической скульптуры можно  привести надгробный памятник на братской могиле большевиков, замученных колчаковцами в г.Новониколаевске ( Новосибирск). Из каменного постамента, расположенного в сквере  имени Героев революции, поднимается мускулистая сильная рука с зажженным факелом. Она символизирует неугасимую волю к борьбе за правое дело, за которое отдали жизнь герои революции.

Жанровая скульптура изображает обычно характерные эпизоды быта, труда и нравов. Этот тип скульптуры широко используют в оформлении парков, садов, скверов и бульваров.  К такой скульптуре относятся конные статуи П.К Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, «Футболист» перед зданием Третьяковской галереи в Москве «Чабан», установленный перед павильоном Казахстана на ВДНХ в Москве, Казацкий курень на Иловле, Сказки Бажова.

Хорошим примером расстановки декоративной скульптуры может служить Летний сад в  Санкт-Петербурге, где на сравнительно небольшой территории (немногим больше 11 га) создан один из шедевров мирового садово-паркового искусства. Здесь основная масса декоративной скульптуры сосредоточена на главной аллее, идущей к Неве. Фигурные композиции размещаются на площадках в местах пересече7ния аллей, а бюсты – в промежутках между ними. Несмотря на то, что скульптура в большинстве случаев изготовлялась не специально для данного парка, а закупалась в Италии, и высота фигур колеблется от 1,96 до 2,4 м, создается впечатление, что они одинаковых размеров и предназначены для данного ансамбля. Цельности также способствует единство материала ( белый мрамор ) и стиль исполнения, характерный для скульптур 18 века.

В большинстве  случаев  скульптурные композиции Летнего  сада выполнены в виде аллегории  на мифологическую и историческую тему. Здесь мы встречаем статуи Славы, Мира и Изобилия, Милосердия, Правосудия, Флоры и т.д., , а также портретные бюсты Александра Македонского, Марка Авраама и т.д.

Малые архитектурные формы для площадок отдыха, игрового и физкультурного назначения. Эти устройства используют в микрорайонах как оборудование взрослых и детских площадок отдыха, для игр и физкультуры – скамьи, столы, качели, карусели, бумы, стенки для лазания, песочницы, пирамиды, катальные горки, плескательные бассейны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В комплексе  благоустройства городских территорий широкое применение находят декоративные фонтаны и водоемы

 

 

 


Информация о работе Малые архитектурные формы