Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 01:39, доклад
Швейцарский архитектор Марио Ботта известен оригинальным творчеством, начало которого практически совпало с зарождением постмодерна, а самый его расцвет приходится на закат последнего и зрелые годы маэстро. Что последует за постмодерном, искусствоведы пока не придумали, но Ботта продолжает придумывать новые объекты для городов по всему миру.
По проектам швейцарского архитектора Марио Ботта создавались частные виллы и общественные здания: жилые дома, католические церкви и синагога, музеи, здания банков и автовокзалов. Сегодня его работы широко известны как на родине архитектора, так и за границей.
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Томский Государственный Архитектурно-
Архитектурный факультет
Кафедра "Дизайн архитектурной среды"
Сообщение на тему:
«Марио Ботта»
Выполнила: ст-ка 531 гр.
Гибадулина А.Ф.
Проверила: Удод М. А.
г. Томск * 2013 г.
Швейцарский архитектор Марио Ботта известен оригинальным творчеством, начало которого практически совпало с зарождением постмодерна, а самый его расцвет приходится на закат последнего и зрелые годы маэстро. Что последует за постмодерном, искусствоведы пока не придумали, но Ботта продолжает придумывать новые объекты для городов по всему миру.
По проектам швейцарского архитектора Марио Ботта создавались частные виллы и общественные здания: жилые дома, католические церкви и синагога, музеи, здания банков и автовокзалов. Сегодня его работы широко известны как на родине архитектора, так и за границей.
«Все, что не сущностно, должно быть устранено» – вот основная мысль, которую несут все творения мастера.
Швейцария по праву может гордиться не только четырьмя своими заезженными брендами (бани — часы — сыры — шоколад), но и своими архитекторами. Довольно небольшая и тихая страна дала миру признанных архитектурных звезд, в авангарде которых значатся и Марио Ботта.
Биография
Он родился в 1943 году в городке Мендризио
кантона Тессино и очень рано определился
с профессиональным выбором. Первым его
объектом стала частная вилла в родном
городке — его восхождение буквально началось
от частного и простого к общему и общемировому.
Марио приступил к профессиональным занятиям
архитектурой уже в возрасте пятнадцати
лет, когда проходила его трехлетняя стажировка
в луганской архитектурной фирме «Карлони
и Каменич».
В 1969
году Ботта получил первую профессиональную
степень, закончив институт IDA (Institute Universitario di
Architettura) в Венеции. В студенческие годы
ему довелось стажироваться утаких признанных
звезд Современного движения, как Ле Корбюзье и Луис Кан. Идеи этих архитекторов,
наряду с наследием своего непосредственного
учителя Карло Скарпа, Ботта считает фундаментом
своего творчества.
В 1970 году Ботта основал
собственный офис в Лугано. Впервые международное
внимание к нему привлекли проекты нескольких
необычных частных жилых домов в Швейцарии, сочетавших модернистскую
эстетику и обращение к языку базовых
геометрических форм, навеянное аскетичной
красотой древней и вернакулярной архитектуры,
образцы которой часто можно встретить
в родном кантоне Ботты Тессино.
Не удивительно,
что Ботта не только получил известность
как практикующий архитектор, но и стал
играть заметную роль в мире архитектурной
теории, регулярно выступая с лекциями
в Европе, Азии, Северной и Латинской Америке.
В 1976 году он вступил в должность приглашенного
профессора в Государственном политехническом
институте в Лозанне, а в 1988 году - в архитектурной
школе Йельского университета, одного
из самых престижных университетов США.
В ходе основания нового Швейцарско-Итальянского
университета в 1996 году Ботта был приглашен
в качестве составителя программы для
вновь созданной Академии архитектуры
в Мендризио, где с октября 1996 года он руководит
учебным процессом.
За сорок с лишним лет мастер реализовал
около ста проектов, включая дизайн мебели,
часов, декоративно-прикладных и малых
архитектурных форм, оформление спектаклей.
Помимо архитектурных
проектов Марио Ботта известен своими
работами в области дизайна мебели: в 80-х
для фирмы Alias он создал элегантные стулья
из металла: прозрачные, визуально легкие
они представляют собой металлический
каркаc с укрепленными на нем спинкой и
сиденьем:
стул Quinta (1985) - стальная рама на которой
укреплены металлические детали с отверстиями
в качестве сиденья и спинки;
стул Seconda
(1982 г.) - это диагональная консоль,
где вместо стальной трубки - алюминиевая
лента, вместо плоскости спинки - вращающийся
металлический валик.
Жесткие графические линии стульев
Награды
архитектора:
1984 - Почетный член Американского Института Архитектуры (AIA)
1989, 1993 - Лауреат премии CICA Award
1995 - Европейская премия в области культуры
1995 - Награда Международного
комитета архитектурных
1997 - Почетный член Королевского
Института Британских
1999 - Кавалер французского Ордена Почетного Легиона
Архитектура связана с модификацией, с преобразованием существующих устоев, вот почему впервые появившись в этом месте, я стремлюсь критически осмыслить окружающее меня, интерпретировать обстановку.(с)
Кроме внимания к вернакуляру, Ботта, начиная с самых ранних проектов, отдавал должное и традициям европейской архитектурной классики, с ее принципами осевой пространственной организации и композиционной симметрии. Постройки Марио Ботта уходят корнями к структуре древнеримского атриума, жилые помещения которого группировались вокруг внутреннего двора, открытого небу в центральной части.
Его здания - простые геометрические фигуры, контраст крупных масс и легких ажурных деталей, глухие кирпичные стены, скупо прорезанные световыми щелями или внезапно разорванные стеклянными порталами, за что их часто называют бункерами-бельведерами.
Большинство его проектов отмечено продуманным использованием естественного света, который пронизывает внутреннее пространство и выгодно подчеркивает пластику внешнего объема здания. С этим связаны и два наиболее характерных компонента «авторского почерка» -Марио Ботты: использование зенитных фонарей, при значительной высоте потолков создающих в интерьере ощущение воздушности и простора, и лаконичная скульптурность внешнего объема, эффект которой усиливается с помощью отделки фасадов плитами двух контрастных цветов с четким членением поверхности на составляющие элементы.
Из материалов Ботта любит применять кирпич, бетонные блоки, каменную плитку, металл, стекло. Архитектор часто использует для зданий и такой национальный бренд как «швейцарская полосочка», знакомая нам не только по тирольским шляпам и курткам, но и по историческим одеяниям папских гвардейцев.
Для частных
домов Ботта характерны следующие элементы: захватывающие дух атриумы,
зенитные фонари, почти лишенные дверей
"перетекающие" внутренние пространства.
Жилая площадь его домов составляет 200...240
м2, строительный объем - около 1000 м3, применяемые
материалы: кирпич, бетонные блоки, каменная
плитка, металл, стекло.
Его работы стали одним из первых европейских
манифестов новой архитектурной эпохи
- эпохипостмодернизма. Не удивительно, что в последующие
годы Ботта не только получил известность
как практикующий архитектор, но и стал
играть заметную роль в мире архитектурной
теории, регулярно выступая с лекциями
в Европе, Азии, Северной и Латинской Америке.
Для Марио Ботта архитектура — это способ достичь гармонии. Это баланс между возведенными элементами и природой. Это отношение между самими зданием и его предназначением. Это игра с напряжением. Здания Марио Ботта легко вписываются и в гигантские метрополии и в тишину горных вершин.
Его проекты последних 15 лет подтверждают стойкость этого концептуального подхода: возможность и способность понять требования времени, подчеркнуть ценности прошлого, использовать силу и потенциал истории места. Все это заставляет его здания говорить, а нас отвечать им. Швейцарский архитектор утверждает, что архитектура для него воплощает идею времени, продолжительности. Вся ценность архитектуры превосходит одну человеческую жизнь, это новые общие непреходящие ценности. Архитектура создает реальность только через работу, в момент встречи теоретического и практического миров. Поэтому эта работа это память, это история, культура и реальность.
Созданные за последние 30 лет масштабные
городские проекты Марио Ботты
развивают темы, найденные в его ранних
жилых постройках. В первую очередь они
проникнуты столь же пристальным интересом
к различным аспектам историко-средового
контекста -таким как традиционная для
данного региона строительная технология,
особенности ландшафта, местная повседневная
культура, включая ее прошлое и настоящее.
Новая сакральная архитектура - Марио Ботта (Mario Botta)
На западе модернистские церковные постройки появились уже давно. Наверно специфика католических и протестантских соборов с залами, похожими на концертные, отсутствием иконостасов и т.д., дает больше свободы для поисков. Для меня, как для человека, связанного с церковной архитектурой, эти поиски очень интересны.
Ботта создаёт многие культовые и культурные сооружения, свободно смешивая традиции античной и средневековой архитектуры с находками современности.
церковь Св.Иоанна Крестителя в Маньо
Первой культовой постройкой
Марио Ботта стала церковь Св.Иоанна
Крестителя в Маньо (Швейцария) - 1986-1998гг.
25 апреля 1986 года снежная лавина стерла с лица земли деревушку Моньо в южной Швейцарии. Ее мэр Джован Луиджи Дацио обратился к Марио Ботта с просьбой создать поминальный храм. Присутствие острого формального жеста в альпийской деревушке многим казалось шокирующим. Проект вызвал тогда жесткую профессиональную критику, задержавшую его реализацию. Вопреки мастерскому сочетанию цветов и фактур, критику вызвало то, что зрительно церковь воспринималась, как инородное тело в тихой уютной местности, как нечто, вносящее своим видом диссонанс – поднимающийся из земли кусок трубы индустриального вида.
Здание имеет овальный
план и снаружи представляет собой срезанный
цилиндр – формальная находка Ботта.
Храм сложен из местного камня, белого печчианского мрамора и серого гранита из Ривео, и покрыт плоской стеклянной крышей. Несмотря на тщательно подобранное сочетание цветов и фактур полосатой кладки (увлечение Ботта итальянской романской архитектурой общеизвестно), здание сначала кажется чем-то индустриальным – кусок трубы, торчащий из земли (это и шокировало).
Но если снаружи может показаться, что постройка не соответствует своему назначению и больше походит на индустриальную, то сомнения рассеивает ее изумительный интерьер. Это очень маленькое пространство, оно скорее соответствует часовне, чем церкви. Но оно обладает главным качеством сакрального интерьера – здесь есть ощущение мистической радости, близости к Богу.
Чередование полос из светлого и темного камня продолжается и в интерьере (следствие увлечения автора романской архитектурой). Здесь видна одна из ярких особенностей архитектуры Ботта - игра со светом. Чередование темных и светлых полос камня стен задает пространству собственный ритм, не связанный с окружающим миром. Со стенами перекликаются полосы света из витража на крыше. Сквозь витраж тоже падают полосы света и, перекрещиваясь с полосами кладки, движутся по стенам и полу – зрелище космической, божественной геометрии. Это движение может быть медленным или стремительным, торжественным или драматичным, но это главное, что здесь происходит. Эффект скорее готический, чем романский – интерьер творится светом. Кажется, что именно готика, а не романтика является прототипом постройки: большой витраж в маленьком объеме, аркбутаны, острый угол среза кровли.
Историки иногда высказывают сомнения, можно ли итальянскую готику считать готикой. Но если да, то здесь именно она – мраморно-драгоценная, гармоничная, пространственно не усложненная. Мощный аркбутан создает напряжение вверху, но это напряжение работы готической конструкции, усилие претворяемого светом камня. И еще это опора, защита от стихии – храм как убежище. Кажется, что это не пересказ готики современным языком, это и есть сама традиция готической архитектуры, дожившая до наших дней. Только она могла создать такое совершенное пространство для уединенной молитвы. Как будто здесь, в швейцарских горах, всегда строили что-то такое, внешне отчужденное, внутри возвышенно медитативное. Здесь камень – это то, из чего сложена стена, стена – то, что отгораживает от внешнего мира, свет – то, что спиритуализирует пространство. Это традиция сакральной архитектуры без традиционализма, она существует в современности, но вне ее авангардного атеизма и модернистской протестантской этики.
Центральной деталью интерьера стал перспективный портал.
Церковь имеет готические черты – об этом говорят силуэты аркбутана, огромных размеров витраж.
Стеклянная крыша спроектирована, чтобы выглядеть, как лист дерева жизни, сквозь который солнце светит внутрь в любое время года и дня, но освещение все время меняется, и с ним меняется интерьер. Струи света сверху играют на светлых и серых полосах пола и стен, эти полосы чередуются, усиливая очарование места, которое, кажется, не подвластно миру снаружи, живет по собственным законам.
Особенное впечатление производят двенадцать больших арок позади алтаря, на которых расположены, как на шахматной доске, темные и светлые квадраты. Эти арки напоминают вход в большой кафедральный собор.