Неоготический стиль интерьера в России на примере Библиотеки Николая 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:03, реферат

Описание работы

Готика – архитектурный стиль, возникший в Европе в начале 12 века и просуществовавший в некоторых странах до середины 16 века. Основные отличительные особенности – стрельчатые арки, крестовые своды с акцентированными нервюрами, многоярусность, прорезной геометрический орнамент и общая вертикальная направленность композиции. Развитие инструментов позволило создавать новые, более сложные формы. При общей насыщенности готических соборов мелкими деталями, они не создают эффекта перенасыщенности, оставляя ощущение строгости и чистоты канона.

Файлы: 1 файл

Doklad_gotika.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Доклад на тему «Неоготический стиль интерьера в России на примере Библиотеки Николая 2»

 

Готика – архитектурный стиль, возникший в Европе в начале 12 века и просуществовавший в некоторых странах до середины 16 века. Основные отличительные особенности – стрельчатые арки, крестовые своды с акцентированными нервюрами, многоярусность, прорезной геометрический орнамент и общая вертикальная направленность композиции. Развитие инструментов позволило создавать новые, более сложные формы. При общей насыщенности готических соборов мелкими деталями, они не создают эффекта перенасыщенности, оставляя ощущение строгости и чистоты канона.

С конца 18 века в Европе и  России начинается процесс обращения  к стилям прошедших эпох с целью  получения новых идей или  создания интерьеров в определенном (стиле) вкусе.  Одни из первых обращений к готическому стилю можно найти в альбомах, выпускавшимися фирмой Т. Чиппендейла в 1762 году.

В России первые упоминания об убранстве в неоготическом  вкусе можно отнести к описанию и заказам ширм-перегородок для Царского Села и Петергофа в 1770-1780-гг. Одна из таких ширм описывается как состоящая из 22 звеньев, крашенная белилами и декорированная позолоченной резьбой. Она была установлена в покоях фаворита императрицы Екатерины 2 – А.Д.Ланского в Большом Царскосельском дворце. Изготовил ширму мастер Ф.Брюлло в 1781 г. Год спустя заказывают ширму из 16 звеньев для Зеленой столбовой и несколько перегородок для интерьеров Петергофского дворца.

Однако о  повсеместном распространении стиля  в интерьере можно говорить только с 20-30 гг 19 века, связывая его с развитием романтизма,  массовым увлечением романами В.Скотта и укреплением русско-немецких связей  в николаевскую эпоху. Русская императрица Александра Федоровна, будучи немкой по рождению, привнесла свою толику царившего на ее родине романтизма. Однако нельзя говорить, что только при Николае Петровиче в Петербурге и пригорода возникают строения в готическом вкусе. При Александре Павловиче в  парках Царского села в 1820 гг возникают Ферма (1818-1822), комплекс Белой башни с руинными воротами (1821-1827), павильоны Шапель (1821-1828) и Арсенальный (1819-1831). Автором этих работ стал шотландец А.А.Менелас. Большая часть обстановки была изготовлена на фирме братьев Гамбс по чертежам архитектора, во многом опиравшемся на проектные образцы Т.Чиппендейла, Г.Хепплуйта, Т.Шератона. Однако убранство этих построек утрачено во время ВОВ.

Замечательными памятниками  стали построенные по приказу  Николая 1 дворец Коттедж в Петергофе, комплекс Придворных конюшен, Почтовой конторы и вокзал. Комплексы созданы   по проектам Н.Л.Бенуа в 1840-50 гг. Мебель для Коттеджа так же была выполнена на фирме братьев Гамбс.

Вслед за императорскими дворцами мода переходит и в дома знати, однако имеет локальный характер – в готическом вкусе оформляют отельные комнаты, чаще всего кабинеты и библиотеки, как помещения требующие строгого консервативного стиля. Внедрение же павильонов и беседок в парковые комплексы наоборот придавало романтичность и флер рыцарской поэтичности.

Часто владельцы внедряли готическую мебель в интерьеры, оформленные совсем в ином стиле и наоборот, руководствуясь экзотичностью и декоративностью форм. Однако и архитекторы далеко не всегда руководствуются чистотой стиля, внедряя в готические линии различные элементы из других эпох.

Во второй половине 19 в  архитектурная практика обращается к неоготике только при строительстве  лютеранских церквей или часовен, а во внутренних интерьерах стиль  используют только для библиотек  и кабинетов, да и тут предпочтения постепенно отдаются ренессансным мотивам.

В конце 19 века в России (в Европе с середины) формируется новое отношение  к готическому стилю – используются конкретные «археологические» знания, а не данные из словарей или сборников. Мебель изготавливают из массива БЕЗ фанеровки, в отличие от мебели 20-40 гг.

При воцарении в 1894 г. Николай II поручает дворцовому архитектору А.Ф. Красовскому создание личных комнат императора и его супруги Александры Федоровны. В декабре 1895 года они переехали в Зимний дворец и постоянно жили там зимой. В 1904 году, после рождения неизлечимо больного сына Алексея, царская семья переселилась в Александровский дворец в Царском Селе, приезжая в Зимний дворец только для участия в парадных церемониях, обедах и приемах.

Личные апартаменты Николая II и его супруги были устроены на втором этаже северо-западного ризалита, за Малахитовой гостиной, относившейся к парадным покоям резиденции, исторический облик которых сохранялся. Для императорской четы переделывались комнаты, оформленные в 1838-1839 годах А.П. Брюлловым для императрицы Александры Федоровны. Позже их занимала Мария Федоровна, супруга Александра III, по желанию которой в облик интерьеров были внесены лишь незначительные изменения.

 

Покои представляли собой замкнутый комплекс - своего рода "квартиру", по выражению Николая II. Они должны были воплотить представление молодой четы об идеале домашнего очага, об уютном, гостеприимном доме. Дневники императора свидетельствуют о том, что супруги с большим вниманием относились к устройству своих апартаментов.

Архитектор  А.Ф. Красовский проявил себя как  мастер, обладавший огромной эрудицией  и великолепным вкусом. Сочетание  блестящих исторических стилизаций с элементами модерна сделало  апартаменты семьи последнего русского императора уникальным произведением искусства. К сожалению, бoльшая часть интерьеров не сохранилась, и до нас дошли лишь только некоторые фотографии, чертежи и архивные документы.

Каждый интерьер, созданный архитектором Красовским, представляет собой изящный парафраз стиля какой-либо исторической эпохи.

  Библиотека Николая II, оформлена в подражание стилю английского средневековья и отделана деревом. Все детали интерьера и мебель декорированы стилизованной под готику резьбой. Сравнительно небольшое, рационально использованное пространство, с книжными шкафами, расположенными вдоль трех стен  и столами в центре. Книжные шкафы расположены на 2 уровнях, на хоры, поддерживаемые кронштейнами ведет двухмаршевая лестница. Через хоры можно было пройти в кабинет Марии Федоровны. Свободные поверхности стен закрыты тисненой кожей.

Важным элементом  обстановки является готический камин, украшенный изображениями грифонов и львов - геральдических фигур родовых гербов дома Романовых и дома Гессен-Дармштадт, к которому принадлежала императрица. Интерьер Библиотеки сохранился, также, как и Малой столовой, оформление которой соединило в себе черты классицизма, барокко и рококо. В убранство столовой включены подлинные вещи XVIII века - шпалеры петербургской работы, английская люстра, каминные часы.

Мебельное убранство, сохранившееся до наших дней, изготовили  два ведущих фабриканта столицы: встроенные книжные шкафы, антресоль  с лестницей и обшивка потолка  выполнены Ф.Ф,Мельцером; столы, скамьи и пюпитр – Н.Ф.Свирским по проектам Н.В.Набокова, долгие годы сотрудничавшего с фирмой.

Эскизы Н.В.Набокова  рассматривала, дополняла и одобряла великая княгиня Елизавета Федоровна. Но при всем тщательном контроле абсолютно чистого стилевого решения не вышло: столы обзавелись точеными барочными ножками, за образец стульев был взяты крестьянские стулья, бытовавшие по всей Европе вплоть до начала 18 в, кожаная обивка стен, также, относится к периоду ренессанса.

Для резного  декора архитектор воспользовался альбомами  английских образцов, воспроизведя их довольно точно.

Библиотека  становится  ярким образом, повлекшим всплеск интереса к неоготике. Подобные решения можно встретить в доме А.Ф.Кельха (ныне Дом юристов).


Информация о работе Неоготический стиль интерьера в России на примере Библиотеки Николая 2