Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 06:21, реферат
В парках Франции этого периода, так же как и в Англии, господствует ландшафтный тип парка.
Выдающимися теоретиками французского садоводства являлись Вателе и Р. Л. де Жирардер. Вателе считал, что парк должен состоять из живописных пейзажей, похожих на поэтичные картины. Де Жирардер настаивал на подражании природе, советовал изучать природу и пользоваться окружающей местностью как фоном.
Во-вторых, требуется, чтобы планируемый НП оптимально вписывался в складывающуюся сеть парков и удачно дополнял ее.
Следовательно,
принцип максимального
Кроме того, рекомендуется, чтобы парк был и большим, и компактным. Также оцениваются:
В-третьих, оцениваются возможности альтернативных путей управления ценной территорией, то есть вне юрисдикции федеральной Службы национальных парков и под иным охранным статусом (категорией ООПТ). Это может быть подчинение парка другим федеральным агентствам, различным службам штатов и округов, неправительственным экологическим организациям, индейским племенам и даже частным владельцам. Лишь при отсутствии подходящих вариантов управления ценной территорией может быть сделан вывод о целесообразности подчинения ее именно Службе НП США и именно в статусе “национальный парк”.
Англия и Уэльс
Английский опыт показывает, что критерии формирования сети НП, принятые в Северной Америке, в условиях сильно освоенной Европы полностью применимы быть не могут.
Какие же критерии применялись британскими специалистами, когда в конце 40-х — начале 50-х годов проходил отбор перспективных парковых территорий?
Так как в
Англии и Уэльсе из-за их небольшой
площади и значительной хозяйственной
освоенности территории нельзя было
найти обширные нетронутые участки
или природные феномены высокого
ранга (сравнимые, к примеру, с Большим
Каньоном, Йеллоустоунским или Йосемитски
Критериями отбора здесь служили:
Именно эти критерии были использованы Комитетом Хобхаус, предложившим еще в 1947 г. более 10 перспективных территорий, большая часть которых в дальнейшем были объявлены национальными парками. В основном это были удаленные от урбанизированных районов гористые или приморские местности.
Судя по специальной литературе 1940—1950-х гг., принцип природно-ландшафтного представительства при формировании сети НП Англии и Уэльса не использовался.
Таким образом, поиск территорий под НП был ориентирован главным образом на наиболее живописные и наименее нарушенные участки в сельской местности, то есть на эстетически ценные культурные ландшафты с вкраплениями фрагментов уцелевшей естественной растительности.
Нидерланды
Эта страна демонстрирует иной подход к проблеме размещения парков. Здесь НП, равно как и другие крупные ООПТ, рассматриваются в контексте формирования единого экологического каркаса территории. При этом территории потенциальных НП оцениваются не только по ряду традиционных критериев, но и с точки зрения того, смогут ли они выполнять функцию ядер такого каркаса, или нет. Определяются возможности соединения НП и прилегающих к ним ООПТ экологическими коридорами и т. д. Иными словами, НП рассматриваются с точки зрения рационального архитектурно-планировочного устройства территории.
Такой подход совершенно логичен для небольшой и сильно урбанизированной европейской страны, где девственной природы уже практически не осталось, а преобладают культурные и техногенные ландшафты (очевидно, именно поэтому в Нидерландах допускается создание НП площадью всего в несколько тысяч гектаров).
Другие важнейшие критерии отбора территорий для НП — репрезентативность этих участков для разных частей страны и их общенациональная значимость.
Литва
При формировании сети парков в Литве акцент был сделан на необходимость отражения всех имеющихся этнокультурных провинций. В этих целях была разработана специальная схема культурного районирования территории страны, которая постепенно реализуется. Сейчас в Литве имеется НП, которые располагаются в разных частях страны и отражают специфику различных типов природного и культурного ландшафта. Самый же первый НП Литвы, созданный еще в 1974 г., расположен в районе Игналинских озер, примерно в 100 км к северо-востоку от Вильнюса. В Положении о парке одна из его задач звучала так: “Создание эталонов образцового культурного ландшафта лесного, сельского и рыбного хозяйства” Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что во всех случаях выбор мест под новые парки — это не стихийный процесс, а система четко сформулированных и столь же четко реализуемых принципов.
Следует также отметить, что планирование сети парков в значительной степени определяется особенностями территории страны, и прежде всего — степенью сохранности природных комплексов. Так, если речь идет об обширных и пока еще мало освоенных территориях, вырабатывается строгая схема охвата сетью парков все новых и новых экорегионов, включая самые труднодоступные. Например, несколько последних НП в Канаде были созданы именно в ее субарктической и арктической зоне. Таким образом, происходит планомерная экспансия парков.
Когда дело касается стран высоко урбанизированных и сильно освоенных, методика создания новых парков иная: здесь под НП берутся самые ценные из пока еще уцелевших природных участков, то есть выбор природоохранников и проектировщиков сильно ограничен. Так обстояло дело, например, в Англии и Уэльсе, где все 10 национальных парков были учреждены за очень короткий период, с 1951 по 1957 г., и с тех пор их сеть уже не изменялась
Парки развлечений
История парков развлечений начитывает ни одну сотню лет. Самые первые аттракционы появились на западе еще в средневековье, а возможно, и гораздо раньше.
Все изменилось в эпоху Возрождения. С изобретением пороха рыцарство перестало быть серьезной военной силой, а турниры превратились в пышные театрализованные представления. «Открытие индивидуальности» в эпоху Ренессанса означало и личное право каждого горожанина на удовольствие- карусели стали общедоступными. Первая такая огромная конструкция открылась на парижской площади Карусели ( LaPlaceduCarrousel)- позже здесь же установили гильотину, еще одно народное развлечение. Парижская карусель представляла собой уже нечто вроде пародии на рыцарский турнир; все было не всерьез: соперники пытались на полном скаку пронзить копьями крутившиеся по кругу кольца, а также бросали друг в друга глиняные шарики, наполненные ароматизированной водой.
Прообразом
передвижных парков аттракционов были
в Западной Европе средневековые
карнавалы и ярмарки. Эти праздники
были связаны с появлением городов
и горожан. Хотя и приуроченные к
церковному календарю, карнавалы были
чистой воды язычеством,наследовашвшим трад
И все же возникновение самых настоящих парков аттракционов, а точнее превращение в них ранних европейских «садов развлечений» стало возможным только благодаря все тому же Ренессансу с его увлечением разного рода хитроумными механизмами и спровоцированной им чуть позже индустриальной революцией. Как пишет известный исследователь садово-паркового искусства академик Дмитрий Лихачев: «В садах Ренессанса главным стал человек в подчиненных ему и его разуму природе. Человек не только идеализировал природу, но и считал себя способным улучшать ее.» Развитие техники и медицины постепенно привело к тому, что человеку уже не нужно было столь ожесточенно бороться за существование, идея пользы играла все меньшую роль, все больше времени оставалось на удовольствия и рекреацию. Люди стали гораздо любознательнее- недаром это время в истории Европы называется эпохой Великих географических открытий. Именно тогда и появились парки развлечений- регулярные, построенные по тщательно выверенным архитектурным планам и способные вмещать огромные толпы празднично одетых горожан.
Новый толчок в
развитии аттракционного дела дала индустриальная
революция. Именно в это время
появились современные
Колесо обозрения, или Чертово колесо - в английском оно также известно как колесо Ферриса- было сделано специально для Всемирной колумбовой выставки в Чикаго 1893 года.
Эта ярмарка- последняя в 19 веке и самая крупная из всех, что проходили до этого, задумывалась как американский ответ англичанам и французам; к ней вполне можно было бы поставить лозунг «Догоним и перегоним Европу!». Она была организована как большой «город в городе» и преследовала сразу несколько целей- развлечения, представления достижений американской нации, убеждения посетителей в том, что дела в стране идут хорошо, обучения и получения выгоды. Зона аттракционов занимала в этом «городе в городе» четко отгороженное пространство. Таким образом, и сама ярмарка. и парк аттракционов в ней были то ли микромоделью мира, но без его войн и депрессий, то ли идеальным городом, построенным прямо посреди обычной человеческой жизни и остановившим историю, создавшим и выгородившим особое время и место для развлечений.
Что касается Колеса обозрения, то оно, по задумке организаторов, должно было затмить Эйфелеву башню, построенную в Париже в 1889 году. Кстати, 300-метровая башня Эйфеля служила входной аркой для Всемирной выставки и была спроектирована для того, чтобы, в свою очередь, «победить» 169-метровый монумент Вашингтону. Колесо обозрения для выставки в Чикаго придумал и воплотил в жизнь инженер Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший.
Впрочем, затмить Европу все равно не удалось- колесо было ниже Эйфелевой башни в 4 раза. После окончания работы ярмарки чертово колесо несколько раз переносили из парка в парк. Окончательно его разобрали в 1904 году. Однако в мире сейчас все еще стоит другой аттракцион, спроектированный этим талантливым американским инженером: в 1897 году Феррис построил колесо обозрения в австрийской столице. Этот аттракцион и сейчас входит в число главных достопримечательностей Вены.
Еще одним интересным западным начинанием были так называемые «троллейбусные парки». В последние годы 19 века «электрические автобусы» появились в в большинстве американских городов. Для того, чтобы убедить пассажиров пользоваться новым видом транспорта, компании-владелицы троллейбусных линий придумали делать на конечных остановках парки развлечений. Изначально такие парки- вроде PoncedeLeonPark в Атланте и CarsoniaPark в Ридинге- были просто любимым местом «дикого» отдыха горожан. Однако троллейбусные компании купили их в собственность и установили здесь аттракционы и разные механические диковинки, устроили спортивные площадки, танцевальные клубы, лодочные станции, кафе и рестораны и прочие приятные для посетителей вещи.
Парки аттракционов также
развивались на курортах и по берегам
морей и рек, а также железнодорожными
компаниями на новых станциях. Главной
задачей было привлечь по тем или иным
причинам- экономического, коммерческого, градоустроитель
Информация о работе Новые тенденции формирования парков в Европе и США в к. 19 – н. 20 вв