Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:30, реферат
Сооружения из бетона долго служили образцом прочности. Но сейчас обнаружилась серьезная проблема, и заключается она в вибрации, действие которой может привести к их неожиданному разрушению.
За последние годы произошел ряд серьезных аварий на железобетонных сооружениях. Аналогичным образом, например, обрушились терминал в парижском аэропорту Руасси-Шарль де Голль, здание Басманного рынка и крытая стоянка у торгового комплекса «МЕТРО» на Дмитровском шоссе в Москве.
Но самым громким из этих печальных событий стала катастрофа в московском аквапарке "Трансвааль", спортивно-развлекательном комплексе в районе Ясенево на юго-западе Москвы.
Министерство науки и образования молодежи и спорта
Харьковский национальный университет строительства и архитектуры
РЕФЕРАТ
по дисциплине История катастроф
на тему:
Обрушение аквапарка "Трансвааль" в г. Москва
Выполнил: ст. гр. А-53
Жарких С.Б.
Проверил: доц.
Яровой Ю.Н.
Харьков 2☺13
Сооружения из бетона долго служили образцом прочности. Но сейчас обнаружилась серьезная проблема, и заключается она в вибрации, действие которой может привести к их неожиданному разрушению.
За последние годы произошел ряд серьезных аварий на железобетонных сооружениях. Аналогичным образом, например, обрушились терминал в парижском аэропорту Руасси-Шарль де Голль, здание Басманного рынка и крытая стоянка у торгового комплекса «МЕТРО» на Дмитровском шоссе в Москве.
Но самым громким из этих печальных событий стала катастрофа в московском аквапарке "Трансвааль", спортивно-развлекательном комплексе в районе Ясенево на юго-западе Москвы.
«Трансвааль-парк» открылся в июне 2002 года и на тот момент являлся самым большим аквапарком в Восточной Европе (площадь — 20,2 тыс. кв. м, вместимость — 2 тыс. человек, в том числе 700 — в водной зоне) [1]. Помимо аквапарка с аттракционами, комплекс включал спортивный бассейн, два отделения саун, боулинг с кафе-баром и бильярдной, ресторан, тренажёрный зал, салон красоты.
«Трансвааль-парк», представлявший собой многоуровневое пятиэтажное здание, в плане имеющее форму китового хвоста, был построен по проекту архитектурного бюро Киселёва, инженер — Нодар Канчели. Также в проектировании принимала участие архитектурная мастерская «Сергей Киселёв и партнёры».
Использованный при
14 февраля 2004 года примерно в 19:15 произошло обрушение крыши аквапарка [3]. В этот момент в здании находилось около 400 человек. По словам очевидцев, под крышей оказались погребены самые популярные аттракционы «Трансвааля», включая детский бассейн.
Число погибших составило 28
человек, в том числе 8 детей, травмы
различной степени тяжести
В качестве причин аварии аквапарка называлось множество факторов, озвученные в первые же дни в СМИ, среди которых:
нарушение в проектировании здания (возможно, неправильно была рассчитана геометрия купола); неправильный монтаж и другие ошибки при строительстве; заводской брак при изготовлении несущих конструкций; низкое качество строительных материалов; непрочность самой конструкции купола; Неправильная эксплуатация объекта либо подвижка грунта, на котором был возведен «Трансвааль»; трещина в куполе из-за разницы температур; впитывание бетонной крышей конденсата из-за плохо работавшей вентиляции; скопление снега на крыше; отсутствие должного контроля при госприемке, а также климат и наличие геологического разлома, и даже версия теракта, хотя и не нашедшая официального подтверждения. Версия, согласно которой крыша обвалилась из-за скопившегося на ней снега, вышла из обращения первой, поскольку выяснилось, что снег с купола убирали каждый день.
И хотя было проведено 240 экспертиз, однозначных и исчерпывающих выводов специалисты так и не сделали.
Все вышеназванные случаи обрушения объединяют два обстоятельства. Первое - в сооружениях применялись тонкостенные бетонные конструкции (пластины, оболочки), протяженность которых намного превышала толщину. И второе - рядом со зданиями или внутри них находились источники механических колебаний (вибраций): в аквапарке работали насосы; рядом с магазином и рынком проходили улицы с интенсивным движением; в ближайшем аэропорту взлетали и садились самолеты.
Структура
бетона существенно отличается
от структуры гомогенного
Под воздействием вибраций в тонкостенных элементах аквапарка возникали поперечные волны, которые приводили к появлению изгибных деформаций. Если возмущающие колебания не совпадают по частоте с собственными колебаниями системы, разрушение вряд ли может произойти. Опасность вызывают колебания с частотами, близкими к собственной частоте системы. В таких случаях конструкция может войти в резонанс и разрушиться.
Действительно,
в начальный период
Однако длительное воздействие вибраций привело к росту микродефектов в бетоне [5]. Качественно разрушение структуры бетона под действием переменных напряжений можно представить следующим образом: пусть в некий начальный момент времени на выделенной площадке действуют некоторые напряжения, не превышающие в среднем предела упругости. По закону Гука они вызывают соответствующие деформации. Но из-за хаотического взаимного расположения зерен локальные (местные) напряжения и деформации не совпадают со средними, в частности могут существовать области, где напряжения превышают предел упругости. При статическом нагружении такое положение не вызовет опасных последствий. В случае же переменных нагрузок напряжения и деформации в указанных "перенапряженных" областях могут привести к нарушению сплошности тела.
Дефекты в виде микротрещин уменьшают жесткость конструкций, а это в свою очередь снижает частоту собственных колебаний. В конце концов, она может оказаться в "опасном" диапазоне. Когда это произойдет, зависит от особенностей каждой конкретной конструкции. Кровля "Трансвааля" имела огромную площадь и небольшую толщину, представляя собой, по сути дела, мембрану. В сложившихся условиях амплитуда ее колебаний оказалась высокой и дегенерация бетона шла быстро. Поэтому от постройки до аварии прошло совсем немного времени.
В "Трансваале" крепление колонн было близко к шарнирному. Поэтому деформационные волны не гасли из-за внутреннего трения (сталь - очень упругий материал) и не уходили в фундамент, а отражались от шарнира и вновь начинали "гулять" по элементам сооружения. При использовании шарнирной опоры колебания не преодолевают шарнир и возвращаются в систему [6]. Конечно, это тоже повышало риск обрушения.
Чтобы если не устранить, то хотя бы минимизировать воздействие вибрации, необходимо обеспечить диссипацию (рассеяние) энергии колебаний, возникающих в конструкции. Диссипация происходит в результате внутреннего трения или ухода волн в грунт.
Почему же
вибрация не рассматривалась
в качестве одной из главных
причин катастрофы, хотя этот
фактор и фигурировал в
Возникает простая мысль: если проект соответствовал СНиПам, но здание разрушилось, значит, СНиПы необходимо пересмотреть, добавив раздел "Вибрационная выносливость" - ведь нормы на этот параметр отсутствуют. В этом разделе необходимо запретить использовать несущие конструкции из бетона, если в процессе эксплуатации в них могут возникать поперечные (изгибные) колебания.
Имеет также
смысл создать службу наблюдения
за вибрационной обстановкой в составе
Госгортехнадзора или МЧС, вменив ей
в обязанность вести
Наконец, следует шире внедрять в строительную практику приемы, увеличивающие диссипацию энергии колебаний. Это могут быть эластичные соединения крупногабаритных жестких элементов, антивибрационные швы, демпфирующие устройства и т.п.
[1] Общий вид аквапарка "Трансвааль" до обрушения. Купольное покрытие.
[2] Конструкция купола – конструктивная схема, разрез.
[3] Руины аквапарка "Трансвааль" после обрушения. Остатки купольного покрытия.
[4] В бетоне содержатся жесткие частицы, которые находятся в контакте одна с другой.
[5] Проверочный расчет купола после трагедии. Вся тёмная зона подвержена трещинообразованию в бетоне.
[6] Колебания не преодолевают шарнир и возвращаются в систему
Информация о работе Обрушение аквапарка "Трансвааль" в г. Москва