Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:32, доклад
Градоустройство, пространственное развитие города осуществляются посредством градостроительной деятельности. Под ней понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного развития территорий и поселений, с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных и других особенностей конкретных территорий.
Основы градостроительной деятельности
Градоустройство, пространственное развитие
города осуществляются посредством
градостроительной
Градостроительная деятельность направлена
на создание градостроительными средствами
благоприятных условий для проживания
населения, ограничение вредного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую природную среду и ее рациональное
использование в интересах настоящего
и будущих поколений.
Посредством градостроительной деятельности
реализуется большинство муниципальных
целевых программ и инвестиционных проектов,
формируются планировка и застройка территории,
оптимизируется в соответствии с зонированием
территории размещение объектов жилищного
строительства, городского хозяйства
и социальной сферы, транспортных и инженерных
коммуникаций, формируется архитектурный
облик поселения, улучшается состояние
городской среды.
Знание методологических принципов и
законодательства, регулирующего градостроительные
процессы, является залогом успешного
управления комплексным социально-экономическим
развитием муниципального образования.
Градостроительная деятельность должна
осуществляться с учетом государственных,
общественных и частных интересов.
Государственные интересы в области градостроительной
деятельности состоят в обеспечении условий
для устойчивого развития поселений и
межселенных территорий, функционирования
государственных систем инженерной и
транспортной инфраструктур, сохранения
природных ресурсов, охраны объектов историко-культурного
и природного наследия государственного
значения, территорий традиционного проживания
коренных малочисленных народов.
Общественные интересы в области градостроительной
деятельности - это интересы населения
в обеспечении благоприятных условий
проживания, ограничении вредного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду, улучшении экологической
обстановки, развитии инженерной, транспортной
и социальной инфраструктуры поселений
и прилегающих к ним территорий, сохранении
объектов историко-культурного и природного
наследия местного значения.
Частные интересы в области градостроительной
деятельности - это интересы граждан и
юридических лиц в связи с осуществлением
градостроительной деятельности. Она
может быть ограничена, если она препятствует
реализации прав и законных интересов
собственников, землевладельцев, землепользователей
и арендаторов сопредельных земельных
участков и иных объектов недвижимости.
Государственные, общественные и частные
интересы в области градостроительной
деятельности обеспечиваются посредством
выполнения требований государственных
градостроительных нормативов и правил
при соответствующем контроле. Согласование
государственных и общественных интересов
в области градостроительной деятельности
обеспечивается органами государственной
власти и местного самоуправления в соответствии
с законодательством.
Законодательство о градостроительной
деятельности состоит из Градостроительного
кодекса РФ, иных федеральных законов
и нормативных правовых актов, а также
законов и иных нормативных правовых актов
субъектов РФ. Градостроительный кодекс
РФ 2004 года возлагает на органы местного
самоуправления полномочия в области
градостроительной деятельности, представленные
в табл. 7.6.1.
Рис. 7.6.2. Система градостроительной документации
Наиболее важным для городского и сельского
поселения документом, отражающим весь
круг задач его пространственного развития,
является генеральный план, который утверждается
представительным органом муниципального
образования. В условиях многообразия
форм собственности генеральный план
перестал быть директивным документом,
однако он имеет обязательную силу для
местной администрации при подготовке,
согласовании и утверждении градостроительной
документации, а также для всех физических
и юридических лиц, осуществляющих градостроительную
деятельность.
Генеральный план города и его пригородной
зоны может разрабатываться как единый
документ на основе соглашения между органами
местного самоуправления сопредельных
территорий.
Другой важный градостроительный документ
- проект городской черты и черты других
населенных пунктов. Он разрабатывается
на основе генерального плана и утверждается
органами государственной власти субъектов
РФ по согласованию с органами местного
самоуправления сопредельных территорий.
На основе генерального плана разрабатываются
все документы о застройке отдельных территорий
в пределах городской черты.
Механизмы и органы муниципального управления
градостроительной деятельностью
Управление застройкой территории муниципального
образования осуществляется органами
местного самоуправления на основе проектов
планировки, межевания и застройки территорий.
Проекты планировки разрабатываются для
частей территорий городских и сельских
поселений в соответствии с генеральным
планом. Проекты межевания территорий
разрабатываются для застроенных и подлежащих
застройке территорий и служат основанием
для установления границ земельных участков
на местности. Проекты застройки территорий
разрабатываются для территорий кварталов,
микрорайонов и других элементов планировочной
структуры городских и сельских поселений.
В проектах застройки определяются, в
частности, расположение зданий, строений
и сооружений, этажность, тип и другие
характеристики, архитектурное решение
застройки, системы инженерного оборудования,
связи и благоустройства, организация
движения транспортных средств и пешеходов.
Учет зонирования территории муниципального
образования для градостроительных целей
осуществляется путем разработки правил
землепользования и застройки и градостроительного
регламента территории.
Правила землепользования и застройки
представляют собой нормативный правовой
акт органа местного самоуправления, устанавливающий
порядок градостроительной деятельности
на соответствующих территориях городских
и сельских поселений.
Градостроительный регламент территории
- это совокупность установленных правилами
землепользования и застройки параметров
и видов использования земельных участков
и иных объектов недвижимости в городских
и сельских поселениях, а также допустимых
изменений объектов недвижимости при
осуществлении градостроительной деятельности
в пределах каждой зоны.
В состав системы управления градостроительной
деятельностью входят: федеральный орган
архитектуры и градостроительства, органы
архитектуры и градостроительства субъектов
РФ; органы архитектуры и градостроительства
муниципальных образований; органы государственной
экспертизы градостроительной и проектной
документации. Согласно Градостроительному
кодексу РФ 2004 года, государственная экспертиза
проектной документации не проводится
для жилых домов с количеством этажей
не более 3 и ряда других объектов, не относящихся
к крупным.
Органы архитектуры и градостроительства
муниципальных образований создаются
по решению органов местного самоуправления
и выполняют следующие основные функции
(рис. 7.6.3).
Рис. 7.6.3. Функции муниципального органа
архитектуры
и градостроительства
Законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ и органов местного
самоуправления с учетом особенностей
отдельных территорий могут устанавливаться
дополнительные полномочия местных органов
архитектуры и градостроительства.
Особую роль в системе управления градостроительной
деятельностью на территории муниципального
образования играет главный архитектор,
возглавляющий муниципальный орган архитектуры
и градостроительства. В ряде городов
эта должность является выборной. При
главах многих муниципальных образований
созданы градостроительные советы, на
которых обсуждаются градостроительные
проекты, затрагивающие интересы населения.
Участие общественности в градостроительной
деятельности
Градостроительный кодекс РФ относит
к числу основных принципов законодательства
о градостроительной деятельности участие
граждан и их объединений в ее осуществлении,
обеспечение свободы такого участия. Реализация
таких прав вытекает из конституционного
права граждан на благоприятную среду
обитания. В частности, граждане и их объединения
имеют право на:
- получение достоверной, полной и своевременной
информации о предполагаемых градостроительных
решениях и проектах, оказывающих влияние
на состояние городской среды;
- обсуждение, внесение предложений и участие
в подготовке градостроительных решений
в форме собраний (сходов), публичных слушаний
и т.п.;
- проведение независимых экспертиз градостроительной
документации за счет собственных средств.
Независимые экспертизы могут использоваться
для обжалования в суд или арбитражный
суд градостроительной проектной документации
и заключений органов государственной
экспертизы по ним;
- компенсацию в административном порядке
вреда, причиненного здоровью и имуществу
граждан в результате осуществления градостроительных
решений, повлекших за собой ухудшение
среды жизнедеятельности, и привлечение
к ответственности должностных лиц, принявших
такие решения.
Органы местного самоуправления в соответствии
с законодательством рассматривают поступающие
к ним заявления; они могут устанавливать
порядок участия граждан и их объединений
в обсуждении и принятии градостроительных
решений. В муниципальной практике известны
многочисленные случаи конфликтов между
органами местного самоуправления и гражданами
при уплотнении застройки жилых кварталов,
вырубке зеленых насаждений, ликвидации
детских игровых и спортивных площадок,
размещении коллективных гаражей и т.д.
Механизмом предотвращения подобных конфликтов
является заблаговременное оповещение
жителей и органов территориального общественного
самоуправления о намечаемых градостроительных
изменениях и публичное обсуждение их
целесообразности. Поиск взаимоприемлемых
решений по этим вопросам является одним
из важных элементов искусства муниципального
управления.
Основную роль в свете Градостроительного
кодекса РФ 2004 года и Федерального закона
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" 2003 года приобретает
такая форма участия граждан в градостроительной
деятельности, как публичные слушания.
Градостроительный кодекс устанавливает
обязательность и порядок проведения
публичных слушаний:
- по проектам генеральных планов поселений;
- по проектам правил землепользования
и застройки поселений;
- по предоставлению разрешений на использование
земельных участков и объектов капитального
строительства.
Порядок проведения публичных слушаний
устанавливается уставами и (или) нормативными
правовыми актами муниципальных образований.
В поселениях, состоящих из нескольких
населенных пунктов, публичные слушания
проводятся в каждом из них. В крупных
населенных пунктах публичные слушания
должны проводиться на отдельных территориях
исходя из требования обеспечения всем
заинтересованным лицам равных возможностей
для выражения своего мнения.
По проекту генерального плана орган местного
самоуправления в обязательном порядке
организует выставки, экспозиции демонстрационных
материалов проекта генерального плана,
выступления представителей органов местного
самоуправления, разработчиков проекта
на собраниях жителей, в печатных средствах
массовой информации, по радио и телевидению.
Участники публичных слушаний вправе
представлять свои предложения и замечания
по проекту генерального плана для включения
их в протокол публичных слушаний. Заключение
по проекту публичных слушаний подлежит
опубликованию. По его результатам глава
муниципального образования принимает
решение о направлении проекта генерального
плана на утверждение представительного
органа либо о его отклонении и направлении
на доработку.
Публичные слушания по проекту правил
землепользования и застройки проводятся
специально создаваемой комиссией. Продолжительность
публичных слушаний может составлять
от 2 до 4 месяцев со дня опубликования
проекта. Если внесение изменений в правила
касается отдельных объектов строительства,
публичные слушания проводятся в границах
территории, связанной с ними. После завершения
публичных слушаний комиссия обеспечивает
внесение необходимых изменений и представляет
документ главе муниципального образования.
Последний принимает решение о направлении
правил на утверждение представительного
органа либо на доработку.
В целях соблюдения права человека на
благоприятные условия жизнедеятельности
публичные слушания по вопросам предоставления
конкретных земельных участков и объектов
капитального строительства проводятся
с участием граждан, проживающих в пределах
территориальной зоны, в границах которой
расположен рассматриваемый земельный
участок или объект. Если их использование
может оказать негативное воздействие
на окружающую среду, к участию в публичных
слушаниях привлекаются организации и
физические лица, подверженные риску такого
негативного воздействия. Участники публичных
слушаний вправе представить в комиссию
свои предложения и замечания для включения
их в протокол. По результатам публичных
слушаний комиссия представляет главе
местной администрации рекомендации о
предоставлении разрешения на использование
либо об отказе. Решение, принятое главой
администрации, подлежит публикации и
может быть оспорено в судебном порядке.
Реализация механизма публичных слушаний
позволит защитить интересы населения
и кардинально улучшить планировку и застройку
населенных пунктов.
Важная роль в осуществлении градостроительной
деятельности принадлежит профессионально-творческим
общественным организациям в области
архитектуры и градостроительства - союзам
архитекторов и т.п. Они имеют право вносить
в органы государственной власти предложения
о разработке законов в области градостроительства,
участвовать в разработке законов, проведении
конкурсов, разработке и государственной
экспертизе градостроительной документации.
Ведущим органом архитектурной общественности
является Российская академия архитектуры
и строительных наук.
Вопросы для самоконтроля
1. Какую роль играет градоустройство в
решении задач комплексного социально-экономического
развития муниципального образования?
2. Каковы цели и задачи пространственного
развития города?
3. Что такое градостроительная деятельность?
4. Каковы основные виды градостроительной
документации?
5. В чем заключаются основные функции
муниципального органа управления градостроительством?
6. Какую роль играет общественность при
осуществлении градостроительной деятельности?
Литература к главе 7
1. Афинская хартия // Городское управление.
2003. N 1.
2. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы
муниципальной экономики. Серия "Библиотека
местного самоуправления". М.: МОНФ,
2001. Вып. 35.
3. Балобанов А.Е., Бутусов А.Х., Генисаретский
О.И., Епишин Е.В., Редюхин В.И. Модель концепции
городского развития // Реорганизация
структур муниципального управления.
Часть 1. М.: Консультационная фирма ИМС,
1998.
4. Концепция реформирования бюджетного
процесса в Российской Федерации в 2004
- 2006 годах (утв. Постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 мая 2004 года
N 249).
5. Лапшев П.И., Бутусов А.Х. Управление городской
недвижимостью (Принципы, организационная
структура и нормативная градостроительная
планировочная документация) // Реорганизация
структур муниципального управления.
Часть 1. М.: Консультационная фирма ИМС,
1998.
6. Иванов В.Н., Коробова А.Н. Муниципальный
менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2002.
7. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий:
Учебное пособие. М.: РАГС, 2002.
8. Порядок разработки и реализации федеральных
целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в осуществлении которых
участвует Российская Федерация (утв.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 июня 1995 года N 594 (в редакции
Постановления Правительства Российской
Федерации от 25 декабря 2004 года N 842)).
9. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.Н.
Методические рекомендации по формированию
концепции социально-экономического развития
муниципального образования. М.: РИЦ "Муниципальная
власть", 2000.
10. Сапожников А.А. Целевое программное
управление региональным развитием: Учебное
пособие. Братск: ГОУ ВПО "БрГТУ",
2003.
11. Стратегическое планирование / Под ред.
Э.А. Уткина. М.: ЭКМОС, 1998.
КонсультантПлюс: примечание.
Выдержки из стенографического отчета
о заседании Государственного Совета
РФ "О механизмах взаимодействия федеральных
и региональных органов исполнительной
власти при разработке программ комплексного
социально-экономического развития регионов"
включены в информационный банк согласно
публикации - "Государственная власть
и местное самоуправление", 2006 N 8.
12. Стенографический отчет о заседании
Государственного Совета Российской Федерации
"О механизмах взаимодействия федеральных
и региональных органов исполнительной
власти при разработке программ комплексного
социально-экономического развития регионов"
(21 июля 2006 года, Москва) / Официальный сайт
"Президент России" (http://www.kremlin.ru).