Подходы к планировочной организации территорий городских промышленных районов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Проблему создания городских промышленных районов следует комплексно рассматривать в соответствии с новыми условиями и задачами коренного улучшения условий труда. А это, в свою очередь, связано с новыми формами организации работы на предприятиях с применением новой технологии, автоматизацией и механизацией производственных процессов, новыми видами транспорта, топлива и энергии, развитием научно-исследовательской работы, применением новых форм застройки, повышением архитектурно-художественных качеств промышленного строительства с одновременным общим повышением технического уровня и снижением стоимости строительства.

Содержание работы

Введение..................................................................................................3
1. Классификация городских промышленных районов...............................5
2. Важнейшие принципы размещения городских
промышленных районов...............................................................................6
2.1 Требования к размещению промышленных зон и предприятий.......11
3. Подходы к планировочной организации территорий
городских промышленных районов...............................................................17
Заключение.............................................................................................21
Список использованных источников.............................................................22

Файлы: 1 файл

основы градостроительства.docx

— 52.80 Кб (Скачать файл)

 

   Городской промышленный район  может быть формируемым (новым), представленным одним или   несколькими промышленными узлами; развивающимся, который имеет территориальные резервы и в состав которого могут входить как промышленные узлы, так и изолированные отдельно стоящие предприятия; сложившимся, который размещается на полностью застроенной территории и в составе которого имеются преимущественно изолированные одно от другого предприятия и объекты непроизводственного назначения.

Промышленные  районы в городе делятся на три  градостроительные категории, каждая из которых обладает своими архитектурно-планировочными особенностями.

1. Промышленные районы, предназначенные  для размещения предприятий, выделяющих большое количество производственных вредностей и имеющих значительный грузооборот железнодорожным транспортом, а также предприятий с особыми условиями производства (взрывоопасные, пожароопасные, радиоактивные), которые нельзя располагать в пределах селитебной территории или вблизи нее. Это большие металлургические, химические, нефтеперерабатывающие заводы, а также предприятия, связанные с разработкой земных недр. Расстояние таких районов от селитебной территории устанавливается в каждом отдельном случае в зависимости от технологии, эффективности улавливания производственных вредностей, взрыво- и пожароопасности производства.

2. Промышленные районы, предназначенные  для размещения предприятий, выделяющих небольшое количество вредностей или не выделяющих их, но связанных с большим грузооборотом и требующих устройства железнодорожных, подъездных путей. Удаление таких предприятий от жилой застройки на значительное расстояние не является строго необходимым. Санитарно-защитная зона может быть шириной до 50—1000 м. К указанным предприятиям относятся машиностроительные, текстильные, ряд пищевых и др.  Из-за наличия железнодорожного транспорта такие районы, целесообразно размещать на окраине селитебной территории.

   3. Промышленные районы, предназначенные  для размещения предприятий безвредных или с незначительным выделением производственных вредностей, с небольшим грузооборотом (не превышающим движение 40 автомобилей в сутки в одном направлении), не требующих устройства железнодорожных подъездных путей, т.е. для предприятий, которые не оказывают существенного вредного влияния на селитебные территории. Это, например, типографии, часовые заводы, заводы точной механики, приборостроения, оптики, ряд предприятий пищевой и легкой промышленности. Такие предприятия требуют санитарно-защитную зону шириной не более 50-100 м или не требуют ее совсем и могут располагаться даже в пределах селитебной территории. Роль санитарно-защитной зоны может выполнять озелененная магистраль.

 

 

Городские промышленные районы подразделяются на:

▪ новые (вновь проектируемые), формируемые  одним или несколькими промышленными  узлами;

▪ развивающиеся (за счет имеющихся внутренних или  внешних территориальных резервов), которые могут иметь в своем составе, как промышленные узлы, так и отдельно стоящие изолированные предприятия;

▪ реконструируемые ─ сложившиеся на полностью застроенной  территории и, состоящие преимущественно  из изолированных одно от другого  предприятий и объектов непроизводственного  назначения. Упорядочение  застройки  таких районов  связано с радикальной  технологической и производственной реконструкцией предприятий

Научно-технический  прогресс, внедрение науки в производство, подготовка квалифицированных кадров на базе производства, развитие при  предприятиях и отраслях промышленности инженерных отделов, специальных конструкторских  бюро, опытных производств, приводят к тому, что в ряде случаев выделяется два типа таких районов:

первый — с преимущественным размещением на территории района более или менее крупных промышленных предприятий, включая научные учреждения, КБ и другие объекты, связанные с производством;

второй — с преимущественным размещением на территории района научно-исследовательских учреждений для данной отрасли производства, крупных КБ, инженерных (в том числе технологических) учреждений, технических вузов с небольшой долей промышленных предприятий и опытных производств. Промышленные предприятия в этом случае являются, как правило, безвредными, все более приближающимися к лабораториям.

Абсолютные  размеры промышленных районов достигают  все более значительных величин. В практике проектирования и строительства встречаются районы следующих максимальных размеров: районы металлургического профиля — территория до 2000 га, районы машиностроительного профиля — до 2000—3500га, районы химического и нефтеперерабатывающего профиля — до 4000 га.

В процессе роста и развития городов отдельные  промышленные районы сливаются, формируя крупные промышленные зоны протяженностью до 10—15 км, территорией до 5000—6000га, численностью трудящихся до 150—200 тыс.чел. Поэтому одной из важнейших задач при формировании планировочной структуры крупных городов становится рациональное взаимное расположение промышленных зон и жилых районов.

Одновременно  происходит усложнение состава промышленных районов. Они превращаются в сложный производственный организм, включающий наряду с профилирующими предприятиями крупные строительные базы и коммунально-складские объекты, предприятия легкой и пищевой промышленности, развитые общественные, научно-технические и учебные центры.

Рациональная  планировочная структура промышленных районов предполагает обеспечений их соответствующими территориальными резервами. Выделяются три типа резервов: резервы в самом здании для развития отдельного производственного корпуса, которые составляют 5—10%; резервы в пределах площадки отдельного предприятия, которые составляют на новых заводах до 18—20% территории, резервы для развития промышленного района в целом составляют от 10 до 20% территории района. Эти резервы обеспечивают рост производства в 1,5—2 раза.

Обычно в основу планировочной  организации промышленных районов  закладывается зонирование территорий по видам ее использования. Это определяет как правильное размещение объектов застройки, так и рациональное использование самой территории. Для промышленных районов, располагающихся на границе с селитебной территорией, выделяются следующие зоны:

  • зона общественных центров;
  • производственная зона;
  • зона складского и энергетического хозяйства;
  • транспортная зона.

 

 

Заключение.

 

При размещении промышленных предприятий и промышленных районов в городе необходимо максимально, но в соответствии с санитарной классификацией предприятий и производств и транспортными условиями приближать их к местам расселения трудящихся. Это может быть успешно рёшено только при устранении производственных вредностей на предприятиях путем внедрения новой, более совершенной технологии оборудования, новых видов энергии и топлива, герметизации оборудования, максимального улавливания производственных вредностей в результате применения более эффективных средств очистки и последующей утилизации вредных веществ и отходов.

При размещении промышленности в городе важное значение имеют, устранение производственных вредностей и полная утилизация твердых отходов производства. Участки для отвалов, отходов, шлако-накопителей или отбросов производства с учетом их обязательной переработки или утилизации следует располагать на землях, непригодных для сельскохозяйственного использования, за пределами площадок предприятий и селитебной зоны городов и охранных зон источников водоснабжения по согласованию с органами Государственного санитарного надзора и органами по использованию и охране водных ресурсов с соблюдением соответствующих норм и правил безопасности.

При разработке системы размещения промышленных районов  в новом городе наиболее удачным приемом считается  параллельное размещение промышленной и селитебной зон. Помимо четкости функциональной организации территории города этот прием создает лучшие возможности для последующего свободного развития промышленных районов и селитебных территорий.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

1. Бирюков Л.Е. - "Основы планировки  и благоустройства населенных  мест и промышленных территорий" Учеб. Пособие для вузов. - М.: Высшая  школа, 1978.

2. Демидов С.В. Архитектурное  проектирование промышленных предприятий  : Учебник для вузов.

3. Малоян Г.А. Основы градостроительства: Учебное пособие - М: Изд-во Ассоц.строит.вузов 2004.-120с.

4. Савченко И.П. Основы районной  планировки / И.П.Савченко, А.Ф.Липявкин. - М.: Издательство Высшая школа, 1970.- 280с.

5. Шевцов К.К. Охрана окружающей  природной среды в строительстве.- М.: Высш. Школа, 1994. 


Информация о работе Подходы к планировочной организации территорий городских промышленных районов