Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:59, автореферат
Цель исследования состоит в установлении влияния садово-паркового искусства Китая на развитие и становление декоративного садоводства в странах Европы и Азии, в степени заимствования китайских приемов и методов другими этнокультурными комплексами, в определении направлений процессов глобализации в области озеленения городов в восточноазиатских и западноевропейских странах на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1.Изучить историю формирования объектов ландшафтной архитектуры и озеленения городов Китая и определить их место и роль в мировой садоводческой культуре.
2.Разработать типологию китайских садов и парков. Определить основные характерные черты для каждого типа.
3.Установить основные принципы формирования пространства в китайских садах разных типов.
4.Определить причины влияния и пути проникновения китайской садовой культуры в страны Европы и Азии и оценить примеры вторичной адаптации китайского садового искусства странами Европы.
5.Разработать типологию японских садов. Определить основные характерные черты для каждого типа сада.
6.Проанализировать флористический состав садов и парков Китая, Японии и Великобритании.
7.Оценить влияние процессов глобализации на формирование современных объектов озеленения.
Исследуемые объекты расположены в 12 провинциях и 2-х городах центрального подчинения Китая и относятся к 12 историческим эпохам.
Исследований по классификации объектов ландшафтной архитектуры Китая в нашей стране нет. Западные специалисты в своих работах затрагивают лишь декоративные свойства растений и архитектуры, не увязывая их с историческим развитием садового искусства.
Китайские исследователи предлагают классификацию , включающую всего три позиции: императорские сады, сады на основе природных ландшафтов (включая насаждения и сады храмов) и частные сады (Cheng Liyao,1988) . На наш взгляд данная классификация не позволяет в полной мере продемонстрировать весь диапазон объектов, разных по своему характеру, назначению, функциям и планировочным решениям.
По функциональному назначению объекты ландшафтной архитектуры Китая мы предлагаем подразделить на семь основных категорий:
Далее в данной главе на основании личных описаний автора приводятся примеры и характеристики садов и парков Китая по каждому из выделенных типов: императорских садов и парков – 7, парков императорских погребальных комплексов – 6, условно благоустроенных ландшафтов – 4, парков на основе природных ландшафтов – 12, садов и парков храмов и святилищ –- 14, Садов частных резиденций –12, городских садов и парков – 18.
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВА КИТАЙСКОГО САДА
4.1.Особенности планировочного решения.
Исследования показали, что формирование пространства на объектах ландшафтной архитектуры Китая развивалось по пути противопоставления отдельных пейзажей. Большинство садов расположено в пределах или вблизи населенных пунктов, поэтому их площадь была ограничена. Вне зависимости от реальной площади сада или парка, идея достижения кажущейся бесконечности пространства успешно воплощалась в садах всех категорий.
Для императорских садов (Ихэюань, Юаньминюань, Бэйхай и др.), императорских погребальных комплексов (Шисанлин, Силин, Чжаолин и др.), а также для крупных храмов (Тяньтань, Дитань, Биюньсы и др.) задача демонстрации величия и значимости объекта через пространство облегчалась его значительными размерами. Организация пространства в зоне застройки объектов этих категорий подчинена центральной оси, ориентированной с юга на север.
Для условно благоустроенных ландшафтов правил преимущественной ориентированности входа или направления дорог не существовало. Основной задачей благоустройства было создание необходимого удобства и минимального нарушения окружающего ландшафта.
Для парков на основе природных ландшафтов создавалась разветвленная сеть дорог, строились башни и павильоны для обзора, высаживались деревья и кустарники причем в количествах, позволяющих изменять первоначальную структуру насаждений.
В небольших буддийских и конфуцианских храмах и даосских святилищах присутствуют элементы осевой симметрии. Осей, соединяющих группу зданий с внутренними дворами и малыми садами, может быть несколько на одной территории. Вход на территорию всегда расположен с юга (если только в период существования объекта не менялась градостроительная ситуация и храм не утрачивал часть своих земель или этого не позволяли свойства рельефа), но и в этих случаях, оси, объединяющие группу строений, всегда ориентированы с юга на север.
В садах городских частных резиденций, небольшой по площади сад, состоящий кроме центрального пространства, из нескольких малых обособленных садов и двориков в периферийной части, производит впечатление очень крупного объекта. Особенно это хорошо видно на примере садов в Шанхая, Сучжоу и Янчжоу (Юйюань, Шицилин, Лююань, Геюань, Хэюань и др.). В этих садах центральная часть с водоемом и прибрежными пейзажными картинами по площади невелика, но в сравнении с периферийными малыми садами создает впечатление большого пространства.
В современных городских садах и парках элементы симметрии отсутствуют, ориентация входа зависит от общей градостроительной ситуации, повсеместно наблюдаются европейские тенденции в оформлении и планировке. Исключение составляют лишь те объекты, которые созданы как примеры садов и парков определенной исторической эпохи (сады Дагуаньюань в Пекине и Шанхае ).
4.2.Рельеф, камни и вода.
Камни и вода – главные составляющие любого китайского сада; они являются основными символическими элементами, олицетворяющими согласно классическим философским концепциям гармонию – Ян (камень) и Инь (вода). Камни и вода непосредственно связаны с рельефом и при недостатке этих природных ресурсов в садах всегда воспроизводились искусственно. Холмы в садах бывают земляными или каменными, а также существуют земляные холмы с камнями и каменные холмы с землей, в зависимости от соотношения этих материалов.
Холмы, полностью сложенные из камней, имеют в своих пределах пики, пещеры, отвесные утесы и другие особенности, подчеркивающие характер горного рельефа и характерные для естественных ландшафтов. Выбор материала для устройства искусственного холма зависит не только от видения мастера, но и от климата местности. Так, дождливый климат Южного Китая сильно затрудняет устройство земляных холмов, поэтому на юге более традиционны каменные, реже встречаются каменно-земляные холмы. На севере, особенно в садах дворцовых комплексов, можно видеть грандиозные земляные горы, такие, как, например, в парке Бэйхай или Цзиншань.
Высота холмов и каменных композиций в садах и парках обычно не превышает 7 м. Камни береговой линии или установленные в воде необходимо рассматривать с близкого расстояния. Поэтому подобные видовые точки располагаются там, где расстояние от беседок, дорожек и других мест, предназначенных для предметного любования, не превышает 20 м.
Рассматривая собственно камни, как материал для ландшафтных работ, автор данного исследования выделяет две их главные функции. Первая — конструктивная, когда камни используются для укрепления склонов, холмов и берегов водоемов. Вторая — декоративная (каменные композиции в ландшафте сада несут главную эстетическую нагрузку).
Холмы в садах дополняются водными сценами, включающими реки, водопады и озера. Использование камней в традиционном китайском саду можно подразделить на четыре основных направления.
1. Главный исходный материал (наряду с водой) для построения основы сада; материал для формирования искусственных холмов;
2. Разграничение пространства посредством садовых стен и фоновых декораций.
3. Вертикальные композиции во внутренних дворах, малых сценах, композиции на склонах, террасах, создание акцентов.
4. Обрамление береговой линии водоемов, укрепление откосов, формирование садовых лестниц, дорожек, переходов, подпорных стен.
Вторым главным элементом на объектах ландшафтной архитектуры Китая является вода. Атмосфера, которую создает в саду вода, — это комплекс ощущений прохлады, звуков и отражений. Водоем в саду расширяет и углубляет пространство, удваивая количество композиций за счет отражения. Многие известные сады в Китае формировались на берегах огромных естественных озер. Например, сады на берегах и островах озера Сиху в Ханчжоу занимающего площадь в 600 га, а сад Шоусиху в Янчжоу, имеет водную гладь в 30 га.
Китай богат природными водными ресурсами: по его территории протекают крупнейшие в Азии реки. Поэтому именно этот образ и был отражен в классических китайских садах. В больших по площади садах спокойная вода каналов, соединяющих водоемы, — это олицетворение великих рек Китая и даже Великого Канала, что характерно для императорских парков и, в общем, для северного типа садов. Наряду с крупными водными объектами в сады перенесен и образ малых водных потоков, водопадов, перекатов, бьющих родников. Вместе с моделями горных утесов и холмов, каменными лабиринтами они нашли свое отражение в садах юга. Нередко в парках, созданных на базе природных комплексов, естественные водопады и ручьи включаются в преобразованный ландшафт. Там вода поступает в водоемы сада извне и, проходя через разные пейзажные картины, связывает их в единое целое.
4.3. Растительные метафоры.
Метод использования растений, как метафор в передаче образов и идей, оказал серьезное влияние на подбор растений в садах и парках Китая, демонстрируя тесную взаимосвязь человека с природным окружением и привлечением в сады растений местной флоры. Следуя конфуцианским и неоконфуцианским теориям, черты характера человека пытались отождествить с некоторыми свойствами растений. Например, в период правления династии Тан (618-907гг.) покрытые листвой и цветами деревья были олицетворением высокого морального облика. Во времена династии Сун (960-1127 гг.) - то же значение имела эстетическая концепция, выраженная в четырех словах: «горы и воды, цветы и птицы», здесь во флористическую основу были положены цветы сливы, которые вместе с орхидеей, хризантемой и бамбуком, символизировали четыре времени года. Символами моральной стойкости также считались сосна (Pinus densiflora Siebold.&Zucc) и кипарисовик (Chamaecyparis pisifera Siebold. et Zucc) (Hu Dongchu, 1991). Свойство бамбука (виды родов Phyllostachys, Indocalamus, Pleioblastus, Semiarundinaria) во все сезоны противостоять ветру, дождю и морозу сделало его одним из наиболее широко используемых в садах растений. Сочетание гибкости и твердости, по мнению конфуцианцев, олицетворяется с верностью и справедливостью, скромностью, благородством и чистотой. Также исключительно большое значение в садах имеют такие растения как слива (Prunis sp.), лотос (Nelumbo sp.), хризантема (Chrysanthemum sp.), ива (Salix sp.) и османтус (Osmanthus sp.).
Вопросы, касающиеся
состава и структуры
4.4.Китайская архитектура и архитектурный декор.
Китайский сад нельзя рассматривать отдельно от архитектуры. Даже в категории «Условно преобразованные ландшафты» функциональными акцентами являются легкие беседки, или мосты. Отличительная черта древней архитектуры Китая — умение строить великолепные дворцы, храмы и дома из дерева. В период бурного развития китайской архитектуры лесные ресурсы были богаче, а обработка дерева — менее затратна и намного легче, чем обжиг глины или добыча и обработка камня. Поэтому традиционная деревянная архитектура имела большее распространение, а ее конструктивная специфика разработана в китайской архитектуре более двух тысяч лет назад.
Лес в Китае был более дефицитным материалом, чем камень. Деревянные постройки дороже каменных, но при этом быстрее возводятся, теплее и более сейсмоустойчивы. Для защиты открытых деревянных конструкций их окрашивали, что позволяло китайским художникам как нельзя лучше раскрывать свои творческие и художественные возможности. Яркость росписей (особенно в садовых постройках) приобрела значение уникальной характеристики архитектуры этой страны.
Яркие росписи деревянных конструкций присущи северному типу архитектуры; на юге они встречаются редко и менее традиционны. Основной декор зданиям южно-китайской архитектуры придавала изящная и изысканная форма конструкций. Каждая архитектурная постройка в садах обозначается определенным термином, поэтому в специальной китайской литературе о садах не бывает разночтений в описании.
Отдельное место в китайской садовой архитектуре можно отвести садовым башням, которые строились исключительно для удовольствия и удобства, и не имели ни стратегического, ни какого-либо иного значения, их строительство было оправдано лишь в периоды экономической стабильности в стране.
4.5.Садовая скульптура.
Те объекты, которые в современном ландшафтном дизайне в основном используются для декора и принято называть садовой скульптурой, в древнем Китае имели совершенно иной смысл. В качестве садовой скульптуры использовались изображения святых и религиозных деятелей, героев народного эпоса, императоров, реальных и мифологических животных и камни на подиумах и подставках. Скульптурные изображения человека (Будды, бодхисатвы, святые, императоры, ученые, поэты), в садах встречаются редко. Если таковые и имеются, то они размещаются в садовых павильонах или храмовых комплексах. Скульптурные изображения животных популярны. Их можно разделить на три категории – реально существующие, обитающие в Китае животные (черепаха, журавль, слон, павлин, лягушка, цикада, тигр и пр.), реально существующие животные, не обитающие в Китае (лев, верблюд) и мифологические животные (дракон, феникс, цилинь, седжи). Все они изображались весьма абстрактно, поскольку по даосским представлениям об устройстве мира, человек является лишь частью природы и не может превзойти ее в своем творчестве.