Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 15:07, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать проблемы света в интерьере и попытаться выявить способы их решения.
Предмет исследования: освещение интерьера
Объект исследования: Влияние света на психику человека и анализ способов его использования в интерьере.
Формулировка задач:
Проанализировать влияние света на человека
Проанализировать разницу влияния естественного и искусственного освещения на человека
Выявить проблемы, возникающие при неправильном освещении и способы их решения
1.Введение
2. Роль освещения в создании благоприятной среды
Глава1. Психофизическое влияние света на человека
Свет как явление
Роль света в жизни человека
Психофизическое влияние света на человека
Глава2. Естественное и искусственное освещение
2.1 Естественное освещение
2.1.1 Виды естественного освещения
2.1.2 Нормы естественной освещенности
2.2 Искусственное освещение
2.2.1 Виды искусственного освещения
2.2.2 Нормы искусственного освещения
Глава3. Проблемы, возникающие при неправильном освещении и способы создания комфортной среды с помощью освещения
3.1 Блесткость и уменьшение уровня блесткости
3.2 Направленность и использование рассеянного света
Глава4. Светотехника
5.1 Типы светильников
5.2 Типы электрических источников света
5.3 Варианты применения
3. Заключение.
При проектировании конференц-залов приоритеты отдают удачно подобранному цвету излучения и гармоничной световой среде. Здесь будет к месту система локализованного общего освещения, в которой все светильники сосредоточены над центральным столом и президиумом. В случае, если на заседаниях демонстрируются слайды, следует предусмотреть систему плавной регулировки (при использовании люминесцентных ламп источники должны иметь электронные балласты). Если в конференц-зале нет окон, для улучшения психологического комфорта можно спроектировать ложные, представляющие собой настенные прямоугольные светильники с рассеивателями из молочного стекла.
Если говорить о новых тенденциях в случае с предметами локального освещения, то сейчас модно все то, что позволяет экономить электричество. Весьма ценятся модели с возможностью регулирования яркости освещения. Когда комната заполнена солнечными лучами, такой светильник работает в одном режиме, в вечернее время – в другом, а когда человек покидает рабочее место, светильник отключается самостоятельно.
3.6 Освещение торговых залов.
Главная задача искусственного освещения магазинов и его отделов - создать благоприятные визуальные условия для продавцов и покупателей, "вести" покупателя, указывая правильный путь в пространстве товаров, выгодно представлять покупателю нужный ему товар. Освещение является важной составляющей комфортной обстановки для покупателя, которая может не только увеличивать продажи, но и уменьшить их. Уровень освещенности для магазинов - от 500 до 100 Lux в горизонтальной плоскости, то есть освещенность на уровне пола или стеллажей/
Гипермагкеты требуют общий уровень освещенности магазина 1000 Lux (Metro), 750 Lux (Tesco), 800-900Lux (Carrefour). Это стандарт, принятый в мировых сетях гипермаркетов, за долгие годы они убедились в важности правильного освещения для продаж.
Общее (или основное) освещение есть во всех магазинах, но наибольшее применение оно получило в крупных продовольственных магазинах, супермаркетах, где роль освещения - показать весь огромный ассортимент магазина, и где время совершения покупки невелико. Как правило, оно реализуется двумя способами: более ярким освещением прилавков, полок, витрин, товаров по сравнению с приглушенным окружающим освещением торговой площади или равномерным освещением помещения с помощью симметрично распределенных осветительных приборов, что дает возможность делать перестановки торгового оборудования в любое время и в любом варианте.
Круговое освещение встречается значительно реже. Дополнительные осветительные приборы в этом случае расположены по периметру магазина и призваны освещать стены и другие вертикальные поверхности. Зачастую функцию периметрального освещения выполняют рекламные лайтбоксы, встроенные в стены дисплеи или подсвеченные товарные экспозиции. В нерабочее время круговое освещение выполняет роль дежурного освещения (если таковое не предусмотрено) и иногда остается включенным на ночь. Поэтому оно реализуется на основе долговечных энергосберегающих технологий и использует люминесцентные (ЛЛ) или компактные люминесцентные лампы (КЛЛ).
Акцентирующее освещение привлекает внимание покупателей к определенным товарам. Например, образцы новой коллекции одежды, расположенные в центральной части магазина, могут освещаться более интенсивно. Оно достигается с использованием прожекторного оборудования или специальных ламп с зеркальным отражателем и требует регулярной подстройки направления освещения. В связи с частой сменой экспозиций товаров в торговом зале применяют прожекторы, установленные на стандартные токопроводящие шины. Альтернативой являются регулируемые осветительные приборы (downlights) с рефлекторными и галогенными лампами равномерно распределенные по потолку. Все эти светильники надо устанавливать так, чтобы товары не оказались в теневой области с точки зрения покупателя. Как правило, акцентирующее освещение дает максимально качественный свет, но одновременно является наиболее энергоемким и недолговечным.
Освещенность (или количество света на единицу площади) зависит от площади магазина, удаленности товара от источников света и других факторов. Одним из подходов к его определению, широко используемом на западе и в США, является зависимость от активности покупателей в магазине (число покупок за единицу времени, время на принятие решения о покупке и т.п.). Чем больше времени требуется для принятия решения о покупке (например, в ювелирном магазине), тем более приглушенным должно быть общее освещение, создающее интимную атмосферу, которая позволяет покупателю дольше оставаться у прилавка, не привлекая внимания. Как противоположность, на выбор фруктов в супермаркете тратятся считанные секунды. Поэтому важно чтобы они были представлены в лучшем свете и подход к прилавку был хорошо освещен. Таким образом уровень освещенности также различен для прилавков и проходов (см. таблицу).
Для выделения отдельных товаров на витрине, по российским нормам, акцентирующее освещение должно превосходить окружающее в 3 раза, по западным - в 5 раз и больше. Для открытых витрин магазинов рекомендуется устанавливать 3-5-кратно увеличенный уровень освещенности торговых площадей в рабочие часы, для закрытых витрин уровень освещенности должен быть увеличен по сравнению с окружающим освещением в 4-6 раз. В бутиках основное освещение меньше, но большое значение имеет акцентирующее. Кроме бутиков, акцентирующее освещение применяется в ювелирных, винных магазинах и т. п.
В современном архитектурном проекте свет выступает как инструмент, с помощью которого архитектор и дизайнер воплощают в жизнь свои идеи, достигая лучшей визуализации объекта, либо отдельной плоскости, воспринимаемой как законченная картина, на которой отображены предметы интерьера.
Достижение основной
цели - создание комфортной и художественно
выразительной светоцветовой
Стартовая точка освещения — темное пространство. В связи с этим освещение — не объективная, а субъективная сущность, по двум причинам. Во первых, дизайнер (в сотрудничестве с другими, конечно), проектирующий освещение, должен принять субъективное решение об освещении как целом и о его эстетически технических целях. Другими словами, освещение не сводится к выделению светом нескольких определенных объектов с целью придания им максимального значения, а концентрируется на создании пространства, хорошо сбалансированного, являющегося психологически, физиологически и архитектурно функциональным целым.
Свет диктует выбор — не все должно быть освещено, следует найти объекты, темы, через которые целое обретает структуру. Во-вторых, в центре внимания должен находиться не объект освещения, а человек, субъективно наблюдающий окружающее пространство. Задача освещения — помочь человеку сформировать правильное восприятие пространства, его архитектуры, наконец, присущей ему атмосферы.
При проектировании пространства с помощью света есть смысл обратиться к явлениям естественного освещения: лунному свету, закату солнца, звездному небу, молнии, радуге, северному сиянию, огню. Элементы, лежащие в основе этих природных световых эффектов, лежат и в основе эстетики света. Это интенсивность, цвет, насыщенность, время, движение, гармония, контраст, яркость, форма, направление, резкость. Комбинируя их в архитектурные концепции пространства, места, формы, текстуры, материала, конструкции, тени, мы начинаем обсуждать и факторы, лежащие в основе световой архитектуры и эстетики. Эти факторы имеют потенциал, дающий искусственному освещению работать с темным пространством в согласии со стилем, иерархией форм и объемов и архитектурой.
Освещение может служить разделителем пространства. Говоря точнее, он в сочетании с легкими прозрачными тканями дает эффект «легкой» перегородки, причем таким образом, что с ее одной стороны не будет вообще ничего видно, с другой же будет видно все. Это смотрится очень изысканно и оригинально.
Дизайн внешних и внутренних интерьеров создается не только с помощью формы, размера и цвета светильников, как это было раньше, но и с помощью освещения, где свет выступает как материал , заполняющий пространство и от его насыщенности и тона зависит восприятие всего интерьера..
Глава 4. Светотехника
Светильники, как широко распространенные предметы быта, стали объектом художественной проработки еще в глубокой древности. Тогда же появились почти все существующие сегодня типы светильников по способу и месту их установки. Светильник является неотъемлемой деталью интерьера, поэтому его форма и декор развиваются и развивались в тесной связи с развитием форм оборудования интерьера и подчиняются стилевым направлениям в этой области.2
Рациональное освещение — это и эстетический, и экономический, и технологический фактор. Все эти факторы зависят от типа используемых осветительных приборов.
Светораспределение
По виду создаваемого освещения светильники делятся на следующие виды: бытовые и декоративные, общего и местного освещения, рассеянного и направленного освещения, прямого и отражённого освещения. По виду использованных ламп светильники подразделяются на следующие виды: с лампами накаливания, с галогенными лампами, с люминесцентными лампами, комбинированные.
По месту закрепления светильники делятся на потолочные, настенные, напольные и настольные, переносные – с произвольным местом закрепления. Потолочные светильники подразделяются по месту своего размещения относительно поверхности потолка на подвесные, приповерхностные и встроенные.
Последней тенденцией в светотехнике является замена комбинированного освещения (потолочное освещение и настольная лампа) системами, свободно располагающимися в помещении. Это могут быть торшеры или светильники, которые крепятся к поверхностям рабочих станций или фиксируются на разделительных перегородках.
Еще один функциональный предмет локального освещения – это токовая шина, к которой крепится несколько светильников. Токовая шина имеет неоспоримое преимущество, когда нужно выделить светом рабочее пространство, например рабочий стол. Поскольку все светильники в токовой шине поворачиваются, на столе можно акцентировать разные участки.
4.2 Примеры применения
Приложение 1
Таблица
Цвет материала при дневном свете |
Источники света |
Цветовая тональность |
Насыщенность цвета |
Светлота |
Светло-голубой |
ЛН
ДРЛ
ДРИ ДНаТ |
Позеленение
Без изменений
Позеленение Значительное пожелтение |
Незначительное уменьшение Незначительное уменьшение Без изменений Уменьшение |
Незначительное уменьшение Незначительное уменьшение Уменьшение Значительное уменьшение |
Темно-синий |
ДРЛ
ДРИ
ДНаТ |
Посинение
Незначительное позеленение Значительное позеленение |
Значительное уменьшение Уменьшение
Значительное уменьшение |
Уменьшение
Уменьшение
Уменьшение |
Серо-бежевый |
ЛН
ДРЛ
ДРИ
ДНаТ |
Значительное покраснение Незначительное пожелтение Без изменений
Покраснение |
Увеличение
Незначительное уменьшение Незначительное уменьшение Незначительное уменьшение |
Незначительное увеличение Незначительное увеличение Незначительное увеличение Незначительное увеличение |
Темно-коричневый |
ЛН
ДРЛ ДРИ ДНаТ |
Значительное покраснение Покраснение Покраснение Значительное покраснение |
Значительное увеличение Уменьшение Уменьшение Значительное уменьшение |
Незначительное увеличение Без изменений Без изменений Незначительное увеличение
|
Светло-зеленый |
ЛН
ДРЛ
ДРИ
ДНаТ |
Позеленение
Незначительное пожелтение Незначительное пожелтение Значительное пожелтение |
Уменьшение
Незначительное уменьшение Уменьшение
Значительное уменьшение |
Незначительное уменьшение Без изменений
Без изменений
Уменьшение |
Темно-голубой |
ЛН
ДРЛ
ДРИ
ДНаТ |
Позеленение
Незначительное посинение Незначительное позеленение Значительное пожелтение |
Увеличение
Уменьшение
Без изменений
Значительное уменьшение |
Незначительное уменьшение Незначительное уменьшение Незначительное уменьшение Уменьшение |
Желто-зеленый |
ЛН
ДРЛ
ДРИ
ДНаТ |
Значительное покраснение Незначительное пожелтение Незначительное покраснение Значительное покраснение |
Незначительное уменьшение Значительное уменьшение Значительное уменьшение Значительное уменьшение |
Увеличение
Незначительное увеличение Незначительное увеличение Значительное увеличение |
Красный кирпич |
ЛН
ДРЛ
ДРИ
ДНаТ |
Значительное покраснение Незначительное покраснение Покраснение
Покраснение |
Увеличение
Значительное уменьшение Значительное уменьшение Значительное уменьшение |
Увеличение
Незначительное увеличение Незначительное увеличение Значительное увеличение |
Коричневый |
ЛН
ДРЛ
ДРИ
ДНаТ |
Значительное покраснение Без изменений
Незначительное покраснение Покраснение |
Увеличение
Значительное уменьшение Значительное уменьшение Значительное уменьшение |
Незначительное увеличение Незначительное увеличение Незначительное увеличение Увеличение |
Темно-зеленый |
ЛН
ДРЛ
ДРИ ДНаТ |
Посинение
Незначительное посинение Посинение Значительное пожелтение |
Незначительное увеличение Незначительное увеличение Увеличение Значительное уменьшение |
Без изменений
Без изменений
Без изменений Незначительное уменьшение |