Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:55, реферат
Период зарождения архитектурно-строител. культуры у древних племён, населявших территорию современ. Чувашии, относится к эпохе палеолита и характеризуется созданием простейших времен. укрытий – ветровых заслонов и шалашей, выполнен. из прутьев, веток и шкур. Наиболее ранней формой поселений были стоянки (открыты стоянки ок. д. Уразлино Янтиков. р-на и др.). В процессе формирования осёдлого образа жизни и с появлением камен. топора в 4 – 3 тыс. до н.э. произошёл переход от шалаша к другим типам жилища – землянкам, полуземлянкам и наземным хижинам, выполняемым с использованием дерева. С приходом на территорию Чувашии племён срубной и абашевской культур (сер. 2 тыс. до н.э.), владевших изготовлением орудий из меди и бронзы, появились жилища, покрываемые двухскат. или четырёхскат. крышей, и бревенчатые дома. Возникает новый тип поселений – селища, состоявшие из нескольких родовых жилищ.
АРХИТЕКТУРА (от лат. architectura, от греч.
architektоn – строитель) – зодчество,
искусство проектировать и
Период зарождения архитектурно-строител. культуры у древних племён, населявших территорию современ. Чувашии, относится к эпохе палеолита и характеризуется созданием простейших времен. укрытий – ветровых заслонов и шалашей, выполнен. из прутьев, веток и шкур. Наиболее ранней формой поселений были стоянки (открыты стоянки ок. д. Уразлино Янтиков. р-на и др.). В процессе формирования осёдлого образа жизни и с появлением камен. топора в 4 – 3 тыс. до н.э. произошёл переход от шалаша к другим типам жилища – землянкам, полуземлянкам и наземным хижинам, выполняемым с использованием дерева. С приходом на территорию Чувашии племён срубной и абашевской культур (сер. 2 тыс. до н.э.), владевших изготовлением орудий из меди и бронзы, появились жилища, покрываемые двухскат. или четырёхскат. крышей, и бревенчатые дома. Возникает новый тип поселений – селища, состоявшие из нескольких родовых жилищ. В эпоху городецкой и позднегородецкой культур (1 тыс. до н.э – 1 тыс. н.э.) получили распространение глинобит. жилища столбовой конструкции.
В нач. 1 тыс.
до н.э. в связи с частыми войнами
между племенами появились
Проникновение на территорию современ. Чувашии тюркоязыч. предков чувашей – болгар и сувар (8–9 вв. н.э) оказало влияние на самобыт. культуру местных финно-угор. племён, что сказалось также и на планировке жилищ. В них стал устраиваться подпол, дома ставились глухой стеной на улицу, территория со всех сторон обносилась забором. Обнаружены болгар. городище 10–12 вв. около д. Тигашево Батырев. р-на (см. Тигашевский комплекс памятников), а также многочислен. селища.
В период татаро-монгол. завоевания на месте нек-рых селений болгар появились крепости (напр., Большетаябинская крепость на территории Яльчик. р-на, сер.13 – 1-я пол. 14 вв.). В период Казан. ханства (сер. 15 – сер. 16 вв.) в результате постоян. набегов ногайских кочевников и воен. действий на территории Чувашии между рус. и казан. войсками изменился характер поселений: они стали размещаться большей частью по оврагам и были едва заметны со стороны.
После вхождения Чуваш. края в состав Рус. государства (1551) в архитектуре усиливается влияние рус. строител. культуры. Были построены крепости Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Ядрин, выросшие затем в города. Композицион. ядром их застройки был деревян. кремль, вокруг к-рого образовались укреплён. посад (острог) и открытая слобода (см. Градостроительство).
Культовое
зодчество. Начиная со 2-й пол. 16 в.
история Чувашии
Памятники архитектуры 1-й пол. 18 в. – церкви Михаила Архангела (1702) и Владимирская (Преображенская) (1720) в Чебоксарах, соборы Иоанна Предтечи (1703) в Алатыре, Троицкий (1734) в Цивильске – свидетельствуют о заметном влиянии стиля барокко (см. Архитектурные стили). Наряду с шатровыми получают распространение ярус. колокольни. Из сохранившихся строений представляет интерес трёхъярус. колокольня Троицкого собора в Цивильске (1734).
В 18 в. началась замена деревян. монастыр. строений на камен. Оригинальностью объёмной композиции и декора отличаются камен. надвратная церковь Фёдора Стратилата (1759) Свято-Троицкого муж. монастыря в Чебоксарах, Вознесенская (1753) и Покровская (1767) церкви Киевско-Николаевского Новодевичьего монастыря и Троицкий собор (1753) Свято-Троицкого муж. монастыря в Алатыре. В 1763 построено самое монументал. культовое сооружение в Чебоксарах – двухэтаж. Успенская церковь. Окна храма декорированы наличниками западноевропейского типа, что характерно для архитектуры 60-х гг. 18 в. Подобный декор использован и в оформлении настоятельских покоев Свято-Троицкого муж. монастыря в Чебоксарах.
Сельские храмы в основ. были деревян. Наиболее распространён. типом, по-видимому, были «клетские» церкви, представлявшие собой прямоугол. в плане сруб с двухскат. кровлей симметрич. композиции. Из памятников деревян. зодчества того времени сохранилась построен. в 1747 и подвергшаяся перестройке Никольская церковь в с. Туруново Батырев. р-на.
В архитектуре кон. 18 – нач. 19 вв. своеобразно соединяются архаичные традиции и элементы классицизма. К подобным строениям относятся церкви Троицкая в с. Большие Шемердяны Ядрин. р-на (1793), Воскресенская в с. Красные Четаи (1801), Покровская в с. Ахматово Алатыр. р-на (1792). В нач. 19 в. широкое распространение получает тип купольного храма с классич. ордерной декорацией. В композиции актив. роль играют световые барабаны, заменившие восьмерики. Колокольни, как правило, завершаются шпилями. Сохранилось ок. 30 строений периода классики. Лучшими образцами являются церкви Вознесения Господня в с. Семёновское Порец. р-на (1813), Пресвятой Троицы в Ядрине (1829), Троицкая церковь в с. Челкасы Урмар. р-на (1814), Крестовоздвиженская церковь в Алатыре (1827). Во 2-й пол. 19 в. классицизм в архитектуре постепенно вытесняется эклектикой. Первыми образцами композиций, сочетающих разнород. стилевые элементы, стали построен. в 1856 колокольня Троицкой церкви в с. Порецкое и пятиглавая Алексеевская церковь в Ядрине. К подобным памятникам относится также Крестовоздвиженская церковь в с. Тинчурино Яльчик. р-на (1876). В 1886 в традициях русско-византийского направления по проекту архитектора П.Е. Аникина сооружён величествен. храм – Тихвинская церковь Тихвинского Богородицкого женского монастыря в Цивильске.
Для архитектуры Чувашии нач. 20 в. характерно использование псевдорус. форм, элементов средневекового декора. Мотивы старого рус. зодчества заметны в работах архитектора Ф. Малиновского – автора церкви Рождества Христова (1909) в Чебоксарах. Характер. образцами являются Троицкий собор в Мариин. Посаде (1903), Казанская церковь в с. Альгешево Чебоксар. (1901), Богоявленская церковь в с. Байгулово Козлов. (1902) р-нов.
В 1990-х гг. начаты масштабные работы по восстановлению разрушен. в предыдущие годы монастырей, памятников культового зодчества и сооружению новых храмов.
Гражданская архитектура. Самым распространён. видом строительства было жилое. Своеобраз. типом жилого дома, созданным коллектив. трудом безымян. народ. зодчих (см. Народное зодчество), была изба, представлявшая собой прямоугольный в плане сруб со сторонами 5–6 м, к к-рому примыкали хозяйствен. постройки. Крестьян. дворы располагались группами вокруг двора родоначальника и, разрастаясь, образовывали радиально расходившуюся сеть криволинейных улиц и переулков. В 70-х гг. 19 в. проводится перепланировка поселений. Возникают прямые улицы с односторон. или двухсторон. застройкой и прямоугольными земельными участками (см. Планировка и застройка сельских населённых пунктов). Жилые дома город. ремесленников мало отличались от крестьян. избы. Частые пожары способствовали развитию камен. строительства. Богатые горожане строят двухэтаж. дома-палаты, в к-рых основ. жилой этаж располагается над подклеточным хозяйственным. Первым камен. зданием граждан. архитектуры в Чебоксарах был дом Зелейщикова (посл. четв. 17 в.). Из жилых строений 1-й пол. 18 в. значительный интерес представляют дом причта при церкви Воскресения Христова, дом Игумнова, дом Соловцова в Чебоксарах, дом настоятельницы Тихвин. жен. монастыря в Цивильске. Помещения строений перекрываются сводами, в оформлении активно используется барочный архитектурный декор: развитой карниз из поребриков и городков, наличники с килевидным и гребешковым завершением и др.
Большинство памятников граждан. архитектуры 19 в. построено в стиле эклектики. К лучшим из сохранившихся относятся дом Ефремова П.Е. (1884) в Чебоксарах и здание купеческого клуба в Алатыре (1895). В кон. 19 – нач. 20 вв. все более популярным становится модерн. В архитектуре заметно стремление к созданию зданий с оригинальным обликом, к преодолению смешения стилей. Лучшими образцами этого направления являются дом Ефремова Ф.П. (1911) в Чебоксарах, здание больницы (1913) и дом Бурашникова (1917) в Ядрине, здание реального училища (1908) в Алатыре. Своеобраз. памятником деревян. зодчества стиля модерн стало здание Алатыр. город. училища, построен. в 1910 (архитектор В. Ливчак). В это же время встречаются и образцы классицизма. В 1911 в традициях рус. классицизма нач. 19 в. в Чебоксарах возводится единствен. на территории Чувашии мавзолей – усыпальница Ефремовых (архитектор Ф. Малиновский).
Промышленная архитектура. В кон. 19 в. зарождается промышлен. архитектура. Наиболее ранние архитектурно-промышлен. комплексы: в Алатыре – металлообрабатывающие мастерские (1893, после реконструкции – паровозоремонтный, ныне механический завод), в Чебоксарах – Винный склад (1902, ныне ликёро-водочный завод). Промышлен. архитектура получила наибольшее развитие во 2-й пол. 20 в.
Архитектура 20 – нач. 21 вв. Развитие промышленности в городах Чебоксары, Канаш, Козловка, Шумерля, Ядрин и др., строительство автодорог, электростанций 20-х гг. 20 в. стали основой развития социальной инфраструктуры. В стилевой близости к конструктивизму возводятся здание Главсуда (1926, архитектор В.Н. Александров; снесено), Дом крестьянина (1928, архитектор он же, ныне духовное училище), Звуковой кинотеатр (1933, архитектор. В.В. Медведев, после реконструкции – кинотеатр «Родина», 1953, архитектор Ф.С. Сергеев), Клуб строителей (1934, архитектор И.С. Аввакумов, после реконструкции – Дом культуры «Электрик», 1964, архитектор А.П. Корольков, ныне Дом культуры им. Я.Г. Ухсая) в Чебоксарах. В 1929 создаётся государствен. предприятие – Чуваш. строительная контора (с 1932 – трест «Чувашстрой», с 1960 – Стройтрест № 4), в 1932 – Проектная контора (с 1964 – Проектный институт «Чувашгражданпроект»).
В 1930-е гг.
в архитектуре Чувашии
В нач. 1930-х гг. развернулись работы по составлению новых генеральных планов городов Алатырь, Канаш, Чебоксары, Шумерля. Предвоен. и послевоен. строительство развивалось в духе неоклассики. Наиболее значительными постройками этого периода в Чебоксарах являются Дом Советов (1940, архитектор М.М. Базилевич), Чуваш. государствен. акдемич. театр (1945, архитектор Ф.С. Сергеев, реконструкция, снесён в 1979), здания МВД Чувашской Республики (1953, архитектор он же), Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (1956, архитектор А.М. Крылов), Чувашской государственной сельскохозяйственной академии (1957, архитектор Е.Е. Калашникова), Чувашского государственного академического драматического театра им К.В. Иванова (1961, архитектор А.П. Максимов). Одной из первых построек, положивших начало поискам архитектур. тем, восходящих к чуваш. национальным традициям, стала Чуваш. государствен. филармония (1959, архитектор Ф.С. Сергеев, ныне здание Государственного русского драматического театра Чувашской Республики).
Отход от неоклассики, начавшийся со 2-й пол. 1950-х гг. и повлёкший за собой упадок искусства архитектуры, сопровождался широкомасштаб. программой строительства по типовым проектам, по к-рым возводились не только жилые дома, но и обществен. здания, что привело к значительной потере индивидуального облика городов. С 1964 началось массовое строительство крупнопанельных жилых домов (см. Жилищное строительство).
В 1960 в Чувашии создаётся профессионал. обществен. объединение архитекторов (см. Союз архитекторов). В 1959 утверждён проект планировки Нового Города (с 1965 – Новочебоксарск). В 1-й пол. 1960-х гг. начинаются работы по составлению схем район. планировки сельскохозяйствен. р-нов и проектов планировки и застройки сел. населён. пунктов. В 1969 началась экспериментально-показательная застройка сельских населённых пунктов: с. Шоршелы Мариинско-Посад., с. Тойси Батырев. и пос. Новое Атлашево Чебоксар. р-нов.
С 1970-х гг. начинается процесс переоценки принципов типового строительства, внедряются новые проекты крупнопанел., а с 80-х гг. – монолит. домов, позволяющие более разнообразно решать вопросы комплекс. организации город. инфраструктуры. Среди наиболее значимых построек 1970–80-х гг. в Чебоксарах – Музей В.И. Чапаева (1974, архитекторы М.Т. Суслов, А.К. Кузьмин), здание Чувашского государственного художественного музея (1985, архитектор В.Д. Шатилов), здание Чувашского государственного театра оперы и балета (1985, архитекторы Р.А. Бегунц, В.А. Тенета), Дворец детского и юношеского творчества (1986, архитекторы М.Т. Суслов, Н.С. Мнацаканова, А.А. Зинин).
Развитие
архитектуры кон. 20 – нач. 21 вв. характеризуется
расширением типологии
Наиболее значител. объектами данного периода являются: вторая очередь Чебоксар. залива и «Дорога к храму» – транспортно-пешеходная дамба, соединяющая историч. ядро города с современ. центром (1996, автор. коллектив под руководством Н.В. Фёдорова), церкви Св. Новомучеников и Исповедников Российских (2001, архитектор С.П. Лукиянов) и Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» (2001, архитектор В.В. Цыпленков), железнодорож. вокзал (реконструкция, 2003, архитектор А.А. Старцев), монумент, посвящён. Чувашии в образе Матери-хранительницы, покровительницы и продолжательницы рода и истории (2003, автор. коллектив под руководством Н.В. Фёдорова) в Чебоксарах, Соборная площадь в Новочебоксарске (2000, архитектор Н.А. Рожкова).