Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:56, реферат
Археологические принципы в подходе к реставрации завоевывали всеобщее признание. В трудах итальянского историка архитектуры и теоретика реставрации Густаво Джован-нони (Jovannoni) они нашли свое подробное обоснование в приложении к памятникам архитектуры. В России выразителем этих взглядов стал Петр Петрович Покрышкин (1870 ~ 1922) — академик архитектуры и член Императорской Археологической Комиссии, который, возможно, впервые в теории реставрации имел в виду не только архитектуру, но и произведения живописи
Археологические принципы
в подходе к реставрации
сохранения в неприкосновенности прочных частей памятника. При этом восстанавливаемые элементы должны отделяться от подлинника. Он писал: «Если же в таких изображениях окажутся отдельные части, совершенно выпавшие, или утраты существенных частей изображений, то все такие места могут быть покрываемы иконописью в стиле и общем тоне иконы и в степени общей сохранности ея, так, чтобы поправки не выделялись резкими пятнами и отнюдь не прикрывали сохранившиеся, хотя бы и малыя части древней иконописи: между поправками и древней иконописью должна оставаться тонкая полоска, не затронутая кистью реставратора»31. При реставрации же зданий на новых камнях и кирпичах следовало бы, по мнению автора, ставить специальные клейма.
Таким образом, была
определена методика, с помощью которой
представлялось возможным избежать
ложных «реставраций» первоначального
вида памятника. Примеры применения
методов археологической
История развития взглядов европейских ученых на реставрацию в XIX— начале XX века, как видим, складывалась на основе научного интереса, прежде всего к памятникам античности, средневекового зодчества и русской иконописи, то есть к той части культурного наследия, которая относилась к «древностям». Были обозначены главные требования и условия реставрации исторических памятников в виде следующих тезисов: необходимость тщательного научного исследования памятника и всех относящихся к нему исторических документов; произведение прошлых эпох представляет собой исторический документ и поэтому обладает непреходящей объективной ценностью «памятника старины»; сохранившиеся подлинные части произведения неприкосновенны и потому невозможно никакое их улучшение или поновление; выбор метода реставрации должен зависеть от состояния сохранности памятника. При этом было выделено пять основных видов работ (Г. Джованнони), среди которых наибольшее значение придавалось консервации объекта. Следует отметить, что еще в середине XIXвека И. П. Сахаров выделил укрепление икон и стенописей в качестве необходимого и первоочередного вида работ. Возможность удаления поздних напластований, дополнений или записей ограничена исторической ценностью таких элементов и может быть допущена только в случае угрозы сохранности памятника. Всякого рода реставрационные дополнения, реконструкции утраченных частей, живописные «поправки» должны быть выделены определенным образом, с тем чтобы избежать фальсифицирующих «художественных» реставраций. Все реставрационные работы должны быть отражены и зафиксированы с помощью документации в виде описаний, калек чертежей, фотографий, схем и других материалов. Существенным новшеством стало введение в практику надзора за действиями реставратора со стороны специальных комиссий.
Существо выработанных усилиями многих специалистов принципов состояло в стремлении достичь наименьшего изменения произведения в ходе его реставрации и оградить древний подлинник от посягательств с позиций, продиктованных какими-либо художественными вкусами.
Идеи археологической реставрации получили свое дальнейшее развитие в теории и практике 1920 — 1930-х годов. Отличительной чертой этого периода стало то, что начали вырабатываться общие принципы и критерии реставрации для всех типов памятников, относящихся к различным видам искусства.
В эти годы происходило сложение советской реставрационной школы, методологические основы которой были разработаны усилиями Игоря Эммануиловича Грабаря, Александра Ивановича Анисимова (1877 — 1937), Бориса Николаевича Засыпкина (1891 — 1955), Николая Александровича Околовича (1867 — 1928), Константина Константиновича Романова (1882 — 1940) и некоторых других. Создание государственной системы охраны и реставрации памятников в первые послереволюционные годы потребовало не только выработки единой концепции, но и разработки конкретных инструкций по проведению работ.
Первым документом, содержащим основные положения и принципы реставрации, стала «Инструкция по расчистке древнерусских икон и стенописей», утвержденная в 1919 году Всероссийской коллегией по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. В ней предусматривались обязательное укрепление живописи и раскрытие от записей лишь в случае крайней необходимости. Уже здесь заметно стремление ограничить вмешательство рамками консервации, или ремонта. Все работы должны были сопровождаться исследованиями и составлением документации, удаление поздних наслоений допускалось лишь при их послойном снятии. Нельзя было делать «никакие записи, доделки или поправки утраченных частей древней живописи»33.
Теоретические взгляды этого периода претерпели некоторое развитие в последующие годы. Главная идея концепции И. Э. Грабаря, выраженная им в ряде статей и наиболее полно изложенная в лекциях о реставрации, прочитанных в 1927 году в Московском университете, состояла в полном отказе от всяких восстановлений. Еще в одной из ранних статей И. Э. Грабарь писал: «Главной причиной неудачных реставраций надо признать тот ложный взгляд, который в этом вопросе господствовал до сего времени. К памятнику подходили с непременным желанием восстановления его первоначального вида.., восстановление неминуемо приводит к тому самому «поновлению», которое безвозвратно отняло у русского народа сотни ценнейших памятников... Ясно, что в основе идеи восстановления лежит абсурд, и само восстановление немыслимо, неизбежно произвольно и фантастично, ибо оно всецело продукт личных вкусов и вкусов эпохи»34. И.Э. Грабарь разделил реставрацию на укрепление, раскрытие и восполнение утраченных частей памятника, выделив при этом два основных момента: раскрытие и восстановление. Основная задача, указывал он, заключается в «простом раскрытии» и принятии мер к ограждению памятника от порчи, «самое понятие «реставрация» как термин в наши дни изжито, и должно быть заменено понятием «раскрытие»35. В целом концепция И. Э. Грабаря основывалась на положениях «Кратких советов» П. П. Покрышкина.
Мысль о приоритете
исторического облика памятника
была более подробно изложена в работах
сподвижника И.Э. Грабаря, русского
историка искусств, репрессированного
в сталинские годы, А.И. Анисимова. В
своих «Научных принципах реставрации
памятников живописи», сохранившихся
лишь в рукописном экземпляре, он, исходя
из интересов научного изучения памятников,
дал обоснование такого метода раскрытия,
который позволил бы максимально
сохранить исторический облик произведения.
Его позиция, без сомнения, отразила
«историко-социологическое
В области архитектурной реставрации аналогичные мысли высказывал Б. Н. Засыпкин, который предложил вывести реконструкцию за рамки практических реставрационных работ, за исключением тех случаев, когда «помимо чисто научных запросов, этого требует весь ансамбль»37.
Таким образом, в теоретических концепциях реставрации, как памятников архитектуры, так и произведений изобразительного искусства и скульптуры формировалась идея компромисса, равновесия археологических и художественных
интересов. Методы восстановления утрат памятника переставали быть средством художнического воссоздания былого, но рассматривались как инструмент аналитического выявления целостности произведения, заложенной в его материальной форме.
Общность позиций
различных реставрационных школ
была выражена в основных положениях
международной «Хартии
Информация о работе Реставрационные работы в России в 15-30гг. 20 века