Русская архитектура XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:51, реферат

Описание работы

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.

Файлы: 1 файл

Русская архитектура XVII века.docx

— 22.22 Кб (Скачать файл)

Русская архитектура XVII века

 

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что  привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может  служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.

 

 

 

 

 

Церковь Иоанна Предтечи в  Ярославле (1687)

В данный период развивается  тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объема алтарем. Храм поднят на подклет, имеет приделы по бокам и окружен с трех сторон открытой галереей — сенями. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс.

 

Развитие архитектуры  в XVII веке не ограничивалось Москвой  и Подмосковьем. Своеобразный стиль  вырабатывался и в других русских  городах, в частности, в Ярославле. Одним из наиболее известных ярославских  храмов является Церковь Иоанна Предтечи (1687). Прекрасное сочетание массивного храма и колокольни, изящество  цветов, прекрасные росписи делают его одним из наиболее выдающихся памятников своего времени. Другим известным  памятником ярославской архитектуры  является Церковь Иоанна Златоуста  в Коровниках (1654).

 

Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII века сохранилось  и в Ростове. Наиболее известны Ростовский кремль (1660—1683), а также церкви Ростовского  Борисоглебского монастыря. Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Храм внутри не имеет столпов, стены  покрыты превосходными фресками. Данная архитектура предвосхищает  стиль московского барокко.

 

Деревянная архитектура[править исходный текст]

 

 

 

 

 

Успенская церковь в Кондопоге

Деревянная архитектура, безусловно, является древнейшим видом  архитектуры на территории России. Самой главной областью применения дерева в качестве строительного  материала стало русское национальное жилище, а также хозяйственные  и прочие постройки. В культовом  строительстве дерево активно вытеснялось  камнем, вершин развития деревянная архитектура  достигла на Русском Севере.

 

Северные русские храмы  весьма разнообразны по стилям и формам. Одним из самых распространенных архитектурных типов стал шатровый храм. Самой распространенной причиной появления шатра в деревянной архитектуре считается чрезвычайная трудность при исполнении традиционного  купола из дерева. Строительство самой  ранней из известных шатровых церквей  относят к 1501 году, тогда была возведена  Климетовская церковь в погосте Уна. Примечательны также такие деревнянные шатровые храмы как Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области, и др.

 

Одним из наиболее примечательных шатровых храмов является Успенская  церковь в Кондопоге (1774). Основной объём церкви — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. Сохранился иконостас в стиле барокко  и иконописный потолок -небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви.

 

Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Центральный четвериковый объем покрыт шатром на крещатой бочке с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трех сторон. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объем. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Единственный в мире пятишатровый храм — Троицкая церковь в селе Нёнокса. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырехскатной кровлей. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786).

 

 

 

 

 

Преображенская церковь  на острове Кижи

Особый интерес представляют также деревянные многоглавые храмы. Одним из самых ранних храмов этого  типа считается Храм Покрова Божией Матери под Архангельском (1688). Наиболее известным деревянным многоглавым  храмом является Преображенская церковь  на острове Кижи. Она увенчана двадцатью  двумя главами, размещенными ярусами  на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму  типа «бочки». Также известны девятиглавая Покровская церковь в Кижах, двадцатиглавый храм Вытегорского посада и др.

 

Деревянное зодчество  получило развитие и в дворцовой  архитектуре. Наиболее известным ее примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Наиболее крупные  коллекции деревянного зодчества  России находятся в музеях под  открытым небом. Помимо известного музея  в Кижах существуют также такие  музеи как Малые Корелы в Архангельской области, Витославлицы в Новгородской области, деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области, деревянное зодчество Урала — в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства.

 

Эпоха Российской империи[править исходный текст]

 

Русское барокко[править исходный текст]

 

Основная статья: Русское  барокко

 

 

 

 

 

Кикины палаты — памятник архитектуры петровского барокко

Первый этап развития русского барокко относится еще к эпохе  Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко. Особенностью данного стиля является его тесная связь с уже существовавшими  русскими традициями и влияние украинского  барокко вкупе с прогрессивными технологиями, пришедшими с Запада.

 

Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры  России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко  — петровское барокко. Это был  архитектурный стиль, ориентировавшийся  на образцы шведской, немецкой и  голландской гражданской архитектуры. Тем не менее лишь первые памятники архитектуры данного периода, такие как Петропавловский собор в Петербурге, практически избежали русского влияния. Несмотря на обилие иностранных архитекторов в России начинает формироваться новая собственная архитектурная школа.

 

Архитектуре петровского  времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка  фасадов. К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

 

 

 

 

 

Зимний дворец — один из самых известных памятников елизаветинского  барокко

В эпоху правления Елизаветы  Петровны в России получает развитие новое направление в русском  барокко — елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают  с именем выдающегося архитектора  Франческо Бартоломео Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

 

Самобытную страницу елизаветинского  барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным.

17 век стал для России  веком серьезных потрясений и  больших перемен. Все это не  могло не сказаться на развитии  культуры. Менялось отношение к  религии, укреплялись связи с  Европой, в архитектуре зарождались  новые стили. Именно в этот  период замечен переход архитектуры  от строгих форм средневековья  к декоративности, от церковного  к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.

 

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является  Успенская  Дивная церковь на территории Алексеевского  монастыря в Угличе.

В более позднем строительстве  шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять  больше декоративную функцию. Его можно  заметить и на небольших церквях  и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.

 

 

 

Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.

 

Продолжается популяризация  каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить  себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено  в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования  камня, как основного строительного  материала, 17 век можно по праву  считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного  зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.

 

К концу 17 века в русской  соборной архитектуре появился новый  стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.

Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие факторы обеспечили предпосылки к тому, что российские города стали расширяться. На юге  и востоке страны появлялись новые  города. Появились первые попытки  создания городских планов и упорядочения градостроительства.

 

В связи с расширением  границ государства, прекращением набегов  на Русь татар, центр страны уже не нуждался в такой защите, как в  средние века. Многие крепости городов  и стены монастырей центральной  части страны переставали выполнять  оборонные функции. Этот период в  жизни страны совпал с появлением нового направления в архитектуре, ухода от строгих линий, перехода к украшательству. Именно поэтому  в 17 веке многие кремлевские постройки  и монастыри достраивались с  особым колоритом. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике, нарядности убранства, выразительности линий, чем об оборонительном качестве башен  и построек.

 

Как жилые дома купцов и  бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или  трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.

 

В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь  дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли  в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки  фасадов. Впоследствии, монастырскому  собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в  нарядности.

 

Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в  архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся  нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых  стен Храма Василия Блаженного (Покровского  собора) ярким и пестрым орнаментом. В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный  Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Первоначально  его стены были расписаны, как  внутри, так и снаружи, верхний  ярус дворца украшали изразцы. Собор  на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который  в те времена как раз и начал  свое распространение в русской  архитектуре 17 века.

Информация о работе Русская архитектура XVII века