Русское зодчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:31, реферат

Описание работы

Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала. Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения.

Содержание работы

Введение
1. Музей-заповедник “Кижи”
2. Обонежье
Литература

Файлы: 1 файл

Русское зодчество.docx

— 286.70 Кб (Скачать файл)

 

 

Русское зодчество


Содержание

Введение  

1. Музей-заповедник “Кижи”   

2. Обонежье  

Литература

Введение

Что же такое зодчество? Энциклопедия “Кирилла и Мефодия” отправляет нас от слова “зодчество” к слову “архитектура”.

Итак, архитектура - (лат. architectura, от греч. architekthon строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

В наши дни мы живем в  окружении зданий “из стекла и  бетона”, которые возводятся с помощью  современной техники и из современных  материалов. И в больших городах  нашего времени не так уж и легко  заблудится, так как все дома похожи друг на друга как близнецы. Но современная  архитектура развивается на основе знаний, полученных и накопленных  веками.

 Не маловажный вклад в ее развитие внесли и первые русские “архитекторы” – зодчие. Они даже не знали, что такое металлический гвоздь, но, тем не менее, возводили такие здания, которые навсегда останутся памятниками архитектуры, и которыми мы восхищаемся и поныне.

1. Музей-заповедник "Кижи"


Поначалу этот музей возник на небольшом  безлесном и почти  пустынном острове  Кижи на Онежском озере. А когда-то здесь  было обширное поселение, именуемое в новгородских писцовых книгах "Спасский Кижский погост". Кижский - от названия острова, а Спасский - от названия церкви на погосте острова.

Само  слово "погост" говорит о значительности поселения. Так в  старину называли не только довольно крупную административно-территориальную единицу, состоявшую из нескольких волостей, со множеством сел, деревень, выставок и починков, но и ее главное поселение, служившее административным центром.

Здесь жили представители  светской и церковной  власти, стоял стрелецкий гарнизон; здесь происходили  народные сходы, ярмарки, церковные и другие празднества. Сотни  крестьян из окрестных  волостей съезжались сюда на лодках и  заполняли губную избу, толпились в  трапезных церквей  и под крыльцом, шумели в лавках и  питейных заведениях, до отказа наполняли "дворы  на приезд". Здесь  были приказы и  суды, лавки и ремесленные  мастерские, амбары и склады, церкви и школы-одним словом, на погосте сосредоточивалась вся духовная, культурная, экономическая и политическая жизнь округа.

В писцовой книге московского  дьяка Андрея Плещеева о заонежских погостах 1582-1583 гг. сказано: "Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы"". Какие они были-нам неизвестно. Уже значительно позднее, в переписи 1616 г., упоминается, что "верх у Спаса Преображенского шатровый", а относительно Покровской церкви говорится лишь, что она была "теплой".  

 


Преображенская  церковь, но уже не шатровая, а многоглавая, была возведена здесь  в 1714 году, в самый  разгар Северной войны, когда Россия прочно утверждалась на берегах  Балтики и становилась  мощной морской державой, когда пали крепости Гельсингфорс, Або и Ваза и по всей России гремели салюты в честь победы русского флота при Гангуте, когда уже предопределился благоприятный исход Северной войны.

Вот в  этой-то атмосфере  возник величественный образ двадцатидвухглавой Преображенской церкви, звучащий как торжественный гимн героическому русскому народу в честь его исторической победы.

Неслучайно  старинное предание прямо связывает  строительство Преображенской церкви с личностью  Петра 1: "Петр Первый, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Рижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план. Так ли это было, нет ли-трудно сказать. Но в каждом предании есть доля исторической правды. В представлении народа сам факт сооружения Преображенской церкви и ее идейно-художественный образ связывались, почти ассоциировались с личностью Великого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства.

Праздничная, жизнерадостная нарядность, эпическая мощь и  былинная приверженность земной красоте-таков образный строй памятника.

Несмотря  на кажущуюся сложность  композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно  просты и лаконичны. В их основе лежит  традиционная схема  восьмерика с четырьмя прирубами. Она имеет такие же глубокие корни в русском деревянном зодчестве, как и многоглавие.

В архитектуре  Преображенской церкви эстетика и практическая целесообразность проступают едва ли не в каждой детали. В ярусах глав и бочек, образующих стройную декоративно-конструктивную систему; в живописной скульптурной пластике открытого бревенчатого сруба; в большой выразительности косящатых оконных и дверных проемов; в правдивой красоте и убедительной силе мощных кронштейнов, несущих крыльцо; в упругой, построенной на тонких контрастах, резьбе столбов, поддерживающих кровлю крыльца, и в характерной, мастерски прорисованной форме водосливов на кровле.

Анализ  работы основных несущих  конструкций церкви с оконными и дверными проемами и системой жестких пространственных

 

связей внутри здания открывает  перед нами все новые и новые  достижения строительной мудрости, накопленной  веками и основанной на предельном знании всех возможностей дерева как  строительного материала.


При реставрации Преображенской церкви для покрытия ее глав и бочек  было изготовлено тридцать тысяч  осиновых лемешин. Большая их часть дополнительно подтесывалась при укладке, ибо деревянные кровли куполов делаются из лемеха, имеющего в основном только один какой-либо размер. Для нижней части купола, расширяющейся кверху, лемешины подтесываются по кромкам снизу; для средней части они остаются такими, какими были заготовлены, а в верхней, сужающейся части купола они снова подтесываются по краям, но уже сверху. Поэтому в сужающейся части главы стыки вышележащих лемешин не совпадают с осями нижележащих и располагаются довольно свободно, но, разумеется, так, что эти стыки перекрываются верхними лемеши-нами.

Рядом с Преображенской церковью, как обычно на северных погостах, стоит  зимняя теплая Покровская церковь. Она  более утилитарна, менее величава в сравнении с летней. Построенная на полвека позже Преображенской церкви, она несет в своей архитектуре первые черты стилистического изменения народного деревянного зодчества. Все ее помещения-сени, трапезная, четверик и алтарь-имеют одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. Уже сам по себе план выявляет канонизацию всех частей церковного здания и подчинение их задачам культа.

В храме традиционного  типа, к которому относится Покровская церковь, помещение трапезной было самым большим и превышало  по площади собственно церковь в  два-три раза, а иногда и больше. Если в XV-XVI веках трапезные встречались  в церквах как исключение, то с  начала XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, они становятся почти обязательной составной частью зимних церквей. А сами трапезные превращаются в своеобразные центры мирской жизни многих погостов.

По своему назначению трапезная  при северных церквах была гражданским  помещением и служила главным  образом для нужд населения погоста. Была местом мирской сходки-суёма, на котором жители погоста и входящих в его состав сел и деревень решали свои насущные житейские дела. Здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, принимали подати, заключали торговые сделки, выбирали должностных лиц и т. п. Здесь же, у крыльца церкви, публично наказывали провинившихся. Не было дня, чтобы здесь не толпился любопытствующий народ.

Против  мирского использования  трапезных боролась официальная церковь. Но вековые традиции народного зодчества  продолжали жить. Так  произошло и с  трапезной Покровской церкви: она сохранилась, но размеры ее уже  невелики, потому что  ко времени постройки  церкви изменилась основная функция, в которой  уже не осталось места  для трапезной  как общественного  центра всего погоста.

И все  же Покровская церковь-один из лучших памятников народного деревянного зодчества Русского Севера.


Были  нужны безупречный  вкус и творческая дерзость, чтобы заменить традиционный шатер "букетом" из девяти глав, чтобы  так удачно найти  верное решение трудной  задачи: что же поставить  рядом с фантастическим многоглавием Преображения? Соперничать ли с ним или стремиться его превзойти? Подражать ли ему? Идти по пути резких контрастов или единозвучия форм? Эта задача была решена строителями. Покровская церковь прочно вошла в архитектурный ансамбль погоста, хотя образный лад ее звучания совсем иной в сравнении с Преображенской.

Многоглавие этого памятника уникально. Его купола отличаются особой выразительностью, утонченными пропорциями, тонкими, изысканными профилями всех контуров, в то же время они достаточно скромны, чтобы не затенять величие церкви Преображения.

Архитектурный ансамбль Рижского погоста  был бы неполным без  шатровой колокольни, стоящей отдельно между Преображенской и Покровской церквами.


 

 Это самое позднее  сооружение ансамбля, возведенное в 1874 году, когда пора расцвета народного  деревянного зодчества  уже миновала. Новая  колокольня была поставлена на месте старой шатровой колокольни и в  какой-то мере создавалась  по ее подобию. Архитектура  нынешней колокольни далека от традиций народного зодчества. Но постройка ценна  тем, что хотя бы приближенно  воспроизводит формы  старой шатровой колокольни и восполняет традиционную часть ансамбля, типичную для архитектуры  северных погостов.

Обе кижские церкви, колокольня и кладбище были окружены бревенчатой оградой. Но до наших дней она не дошла; сохранился только каменный фундамент, на котором уже в значительно более позднее время выросла новая ограда, сложенная из валунов. А ныне существующая сделана в середине пятидесятых годов при реставрации всех памятников архитектуры Рижского погоста.

Ее прообразом послужила весьма древняя ограда, чудом  уцелевшая в одном  из отдаленных уголков  Онежского края-на Водлозерском Ильинском погосте. Возрожденная в Кижах, она не только способствует лучшему сохранению всего Рижского ансамбля, но и восполняет его неотъемлемую часть, опоясывая обе церкви и колокольню бревенчатым срубом и объединяя их в целостную архитектурно-пространственную композицию. И, может быть, самое удивительное в этой композиции то, что она создавалась разновременно, не по воле одного зодчего, а на протяжении более чем ста пятидесяти лет!

Три часовни  и маленькая Лазаревская церковь, тоже ставшие экспонатами музея, построены намного раньше гражданских зданий, собранных в Кижах.

 


Лазаревская церковь перевезена сюда из Муромского монастыря, построенного новгородцами на юго-восточном берегу Онежского озера в самом конце XIV столетия. Памятник столь мал, что его можно назвать архитектурной миниатюрой.

В 1867 году, при перестройке  Муромского монастыря, Лазаревская церковь была заключена внутрь нового большого храма, утратив при этом свой западный придел. В Рижском музее-заповеднике памятник полностью воссоздан.  

 


 

К приемам, свойственным раннему  деревянному зодчеству, можно отнести, например, способ рубки углов  в простую "чашу" без "потайного  зуба" и без  поперечного выступа, препятствующего  продольному сдвигу бревен в стенах, при котором продольный паз выбирается не в верхнем, а в  нижнем бревне; отсутствие потолков в алтаре; свободно, непринужденно  нарисованные очертания  угловых столиков и т. д.

Информация о работе Русское зодчество