Современное архитектурное сооружение в исторической среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:04, реферат

Описание работы

Вацлавская площадь (площадь святого Вацлава; разговорное название Вацлавак) – одна из самых знаменитых и больших городских площадей в мире, главный центр Нового Места в Праге. Место исторических событий, демонстраций, празднеств и общественных собраний. Торговый и деловой центр Праги, где находятся крупные отели, магазины и кафе. Площадь названа именем св. Вацлава, князя Чешского, небесного покровителя страны (рис.1).

Файлы: 1 файл

пример реферата по реконструкции.doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Институт архитектуры и дизайна

 

 

Кафедра «Архитектурное проектирование»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Реконструкция»

 

Тема:

«Современное архитектурное сооружение в исторической среде»

 

Прага (Чехия). Площадь Святого Вацлава

 

 

 

 

 

Преподаватель                               ____________             Н.И. Греков

                                                                    подпись, дата                    

 

 

Студент гр. АФ 09-11                  ____________           П.П. Петрова

                                                                                                  подпись, дата                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2014

 


 

Введение.

Вацлавская площадь (площадь святого Вацлава; разговорное название Вацлавак) – одна из самых знаменитых и больших городских площадей в мире, главный центр Нового Места в Праге. Место исторических событий, демонстраций, празднеств и общественных собраний. Торговый и деловой центр Праги, где находятся крупные отели, магазины и кафе. Площадь названа именем св. Вацлава, князя Чешского, небесного покровителя страны (рис.1).

Ранее называлась Конский рынок, так как в Средневековье там проводились лошадиные ярмарки. Переименована в Вацлавскую площадь в 1848 году (рис.2).

Вацлавская площадь напоминает широкий бульвар: это сильно вытянутый четырёхугольник длиной 750 м, шириной 63 м в верхней и 48 м в нижней части. По периметру площади расположены около шести десятков исторических зданий и сооружений. Архитектурный ансамбль площади сложился в XIX–XX веках. Характерной особенностью зданий площади является то, что практически все они имеют «пассажи» (проходные дворы), соединяющие их с другими улицами, иногда несколькими.

Основание Нового Места Пражского императором Карлом IV в 1348 году - уникальное градостроительное действие как по размерам, так и по идейному содержанию. В 14 веке нигде в Европе не был основан город сравнительных размеров. Ширина вновь проектируемых улиц была, например, во Флоренции 7 м, а в Праге – 27. Сама Вацлавская площадь была по размерам соразмерна среднему средневековому городу. Основной мерой города является провазец (provazec) длиной 30,7 м. Размер Вацлавской площади 22 х 2 провазца.

Оси всех трех главных площадей Нового Места пересекаются на месте костела св. Гавела, из чего можно сделать вывод, что город был планирован с башни этого костела. Это положение делает из него действительный центр Праги, а если Прага – центр Европы, то и Вацлавская площадь – центр Европы.

 

Рисунок 1. Вацлавская площадь (современное состояние)

Рисунок 2. Площадь Святого Вацлава (сер. XIX в.)

 

Основная часть.

В конце XIX – начале XX века развернулось масштабное строительство на площади, причём были задействованы такие стили, как модерн (пражская сецессия) и так называемый «чешский кубизм» (см.приложение 1). Многие здания на площади получили название «дворец» (палас). При этом почти полностью уничтожены ренессансные постройки и постройки эпохи классицизма (уцелело всего несколько зданий конца XVIII – первой половины XIX в.).

Площадь пережила бурное развитие в 1920-е годы (после объединения Праги с пригородами в Большую Прагу в 1922 году), на ней появились банки, магазины, отели, рестораны, продолжилось строительство. Ведущую роль играли уже конструктивизм и функционализм. Сложился общественный и торговый центр города – «Золотой крест» (Вацлавская площадь и примыкающие к ней улицы).

В настоящее время на Вацлавской площади сосредоточены гостиницы, конторы, розничные магазины, дома моды и многочисленные киоски быстрого питания.

У Вацлавской площади три зоны. Мустек, который действительно был мостом через городской ров. Второй зоной является нижняя часть Вацлавской площади. Сегодня это самая неудобная часть площади. Тротуары слишком узкие, автомобили мешают пешеходам. Третьей зоной площади является верхний «Вацлавак» – между Водичковой улицей и Музеем. Это богатое пространство со сложной структурой. Его естественными центрами являются скульптура национального святого и Музей, первоначально задуманный в духе поздних идеалов французской революции как храм духа народа. Все это связано сложнейшей системой проходов, которые когда-либо были в европейских столицах. По центру площади тянется пешеходная зона с умело расставленными искусственными преградами.

В архитектурном плане единый стиль площади выделить нельзя: здесь присутствуют и барочные особняки, и конструктивистские монстры и неоренессансная громада Национального музея, являющаяся безусловной доминантой Вацлавской площади (рис.3). Одним из основных чудес в этом месте являются великолепные здания в стиле модерн – особенно отель «Европа», поражающий жизнерадостностью форм и сочностью красок.

 

Рисунок 3. Здание Национального музея

 

По соседству с Национальным музеем расположено новое здание Народного собрания (годы строительства 1967–73), созданное путем надстройки старых, в архитектурном отношении не особенно значимых объектов биржи 30-х годов. Новое здание выделяется смелой и необычной конструкцией, категоричностью архитектурного образа. Индустриально-технический вид здания, подчеркиваемый вынесенными балками и различными видами наружных плоскостей, явилось результатом антиурбанистической традиции в международном стиле, смысл которой состоит в привлечении внимания к себе, а не в установлении связей с существующим архитектурным окружением (рис.4).

Иной градостроительный подход мы наблюдаем в другом конце площади. Во время строительства линии метрополитена здесь высвободился участок, на котором был построен т. н. Дом ЧКД (1975–1984). Это здание полностью отвечает современной концепции архитектурного творчества, утверждающей первостепенное значение сохранения контекста среды. Интерес представляет своеобразная трактовка и развитие традиций функционализма. В целостном образе площади здание занимает узловое место, замыкая ее панораму (рис.5).

 

Рисунок 4. Здание Народного собрания (1967-73гг.)

 

Рисунок 5. Дом ЧКД (1975-84гг.). Фасад со стороны площади

 

Со стороны площади здание ЧКД композиционно связывает, посредством фасада, два различных по размеру и объему здания. Обращает внимание трехчастная классическая композиция лицевого фасада. Первые два этажа с выступающими вперед окнами значительно обогащают общий образ площади. Над ними – строгий и холодный фасад с чистыми проемами окон создает впечатление деловой офисности. Здание динамично завершает надстройка крыши, несколько вынесенная вперед в направлении улицы. В зависимости от возможностей восприятия прохожих индивидуально решены отдельные фасады. Так, если главные фасады должны приковывать к себе внимание, то задний фасад, выходящий на узкую средневековую улочку почти не виден прохожим и потому решен спокойно и сдержанно (рис.6).

 

 

Рисунок 6. Дом ЧКД. Фасад со стороны второстепенной улицы

 

Заключение.

Архитектурный ансамбль в верхнем краю площади, дополненный в конце прошлого столетия зданием Народного собрания, развился таким образом, что современный комплекс оказался плохо связанным по стилистике с историческим центром.

Другой новый объект, построенный примерно в одно время со зданием Народного собрания – Дом ЧКД, продолжает традицию Вацлавской площади, для которой характерно созвучие разных архитектурных стилей. Внимание авторов к контексту окружающей среды при сохранении выразительной самостоятельности новой застройки позволило удачно вписать неофункционалистский объект в среду реконструированных зданий в стиле барокко и ренессанса.

Анализ современной застройки площади Св.Вацлава позволяет сделать вывод, что современная авторская позиция в архитектуре состоит в привлечении особого внимания на формирование среды, трактуя город не просто как совокупность самостоятельных объектов, а как единый ансамбль зданий. Среди требований, предъявляемых к новым архитектурным произведениям, утверждается непременное требование их органичного включения в существующую среду. Такой подход является особенно актуальным в случае вхождения новой архитектуры в исторически сформировавшиеся районы.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Перечень наиболее известных зданий Вацлавской площади (нумерация от Старого места к Национальному музею).

- № 1: Торговый центр «Palác Koruna», 1912—1914, поздний модерн — арт-деко.

- № 2: Дворец «Европа», законченный в 2002 году, выстроен в футуристическом духе по образцу работ Миса ван дер Роэ, посвящен Евросоюзу.

- № 4: Дом Линдта или дворец «Астра» — ранний образец конструктивизма, первое здание этого стиля в Праге. Архитектор Л. Кисела, 1927. Украшения в стиле псевдорококо.

- № 5: Отель «Амбассадор», предназначавшийся для аристократии, 1912.

- № 6: Обувной магазин «Батя», 1929, важнейший памятник пражского функционализма, в своё время самый современный торговый центр в Европе.

- № 7: Отель «Злата Гуса», 1911—1913, модерн (пражская сецессия).

- № 8: Аптека «Адам, 1911—1913; сочетание модерна и кубизма, а также сохранены элементы первоначального здания. Аптека работает непрерывно несколько сот лет.

- № 11: Бывший универмаг «Дарекс». При реконструкции в 1994—1996 проводились археологические раскопки и обнаружен фундамент дома, где на рубеже XVI и XVII в. жил придворный врач императоров Рудольфа II и Матвея. После реконструкции от необарочного здания 1893 года сохранён только фасад. В подземном помещении имеется музей археологических находок.

- № 12: Дом Петерки, 1899, одно из наиболее известных зданий пражского модерна.

- № 16: Бывший отель «Дружба», 1926—1927.

- № 17: Дворец «Прага», 1926—1929, конструктивизм. Ныне кинотеатр «Прага».

- № 19: Дворец страхового общества «Assigurazioni Generali», 1895, необарокко.

- № 21: Универмаг «Дружба» — памятник эпохи «нормализации». «Интернационалистский стиль», 1971—1975, характерная восьмиугольная башня.

- № 22: Отель «Юлиш», 1922—1925, поздний кубизм; 1932, функционализм. В фасаде используется стекло и сталь.

- № 25: Отель «Европа» в стиле модерн, 1905.

- № 26: Гостиница «Адрия», старейшее здание площади, построено на месте двух готических домов горожан. В 1784—1789 гг. перестроено (классицизм).

- № 27: Отель «Европа-Гарни», 1903—1906.

- № 28: Дворец «Альфа». 1926—1928, конструктивизм.

- № 32: Бывший Чешский банк, неоклассицизм. Реконструирован в 1947 г., оборудован кинотеатр.

- № 34: «Дом Вигла», 1896, неоготика.

- № 36: Здание издательства «Мелантрих», поздний модерн — арт-деко, 1911—1912.

- № 38: Дворец «Люцерна», построен в 1912—1916, модернизован в 1969—1970.

- № 40: Земельный банк («Ледовый дворец»), часть комплекса «Люцерна», 1913—1915, арт-деко с элементами кубизма.

- № 41: дом книги «Луксор», 1926, конструктивизм.

- № 42: Инвестиционный банк, 1920—1931.

- № 43: Кинотеатр «Ялта», 1928.

- № 45: Отель «Ялта», 1955—1958, социалистический «неоклассицизм», на месте здания, разрушенного в 1945 г.

- № 47: Здание 1880 г., перестроено в 1921 г.

- № 52: жилой дом «На Косику». Архитектор Йозеф Шульце, 1880, неоренессанс.

- № 55: одно из старейших зданий площади (1839); перестроено в 1896.

- № 56: Дворец «Феникс», 1928-1930, конструктивизм.

- № 58: Дом моды, 1954—1956, социалистический «неоклассицизм», на месте здания, разрушенного в 1945 г.

- № 59: бывший Дом продовольствия, 1954, социалистический «неоклассицизм», на месте здания, разрушенного в 1945 г.

 

Список использованных источников.

  1. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: язык архитектуры. / А.Э. Гутнов – М.: Молодая гвардия, 1985 – 351 с.
  2. Посохин М.В. Город для человека. / М.В. Посохин. – М.: Прогресс, 1980. – 220 с.
  3. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства : учебник для вузов /  Т.Ф Саваренская – М.: Стройиздат, 1984. – 376 с.
  4. Черкасов И.А. Прага. Перевод выдержек из книг историков, искусствоведов, журналистов / И.А. Черкасов. – М.: Прогресс, 1981.- 202 с.
  5. Коновалов, А.М. Реконструкция Вацловской площади / А.М. Коновалов // Татлин. – 2006. - №3. – с.67-74.
  6. Hlavsa V/ Praha ocima stalete. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.vaclavak/cz/index2.

 


Информация о работе Современное архитектурное сооружение в исторической среде