Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 15:35, реферат
Движение и развитие архитектуры ускорено и подброшено вверх толчком, которым стали достижения в изготовлении современных материалов и технологиях строительства. Самые смелые архитекторские проекты теперь реализуемы, самые невероятные фантазии осуществимы. Современная архитектура при наличии должного количества средств у всех желающих могла бы заполонить мир таким разнообразием форм, цветов и пространств, что само существование вчерашней однообразной реальности стало бы под вопрос.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Реферат на тему:
Современные архитектурные стили и их характеристика
Преподаватель: Никитина Н. П.
Выполнил: Бажин А. С.
Екатеринбург, 2012
Движение и развитие архитектуры ускорено и подброшено вверх толчком, которым стали достижения в изготовлении современных материалов и технологиях строительства. Самые смелые архитекторские проекты теперь реализуемы, самые невероятные фантазии осуществимы. Современная архитектура при наличии должного количества средств у всех желающих могла бы заполонить мир таким разнообразием форм, цветов и пространств, что само существование вчерашней однообразной реальности стало бы под вопрос.
Однако, если хорошенько разобраться, то весь этот фантазийный бум можно было бы педантично разложить на три основные полки: историческое развитие классического стиля, современные архитектурные новшества и смешанный архитектурный стиль. Классика в виде основ для построения или цитат – в любом проявлении сегодня вновь набирает обороты. Возможно это тяга современных архитекторов к «корням»…
Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology – высокие технологии) – стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.
Никаких декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека. Порой демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций и другого антуража «века техники». В крайних проявлениях стиля «хай-тек» («хайтек») целесообразность технических устройств даже приносится в жертву формальной выразительности. Свет гармонично сочетается с пространством. Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусные галереи, связывающие торговые предприятия и развлекательные учреждения, характер интерьера которых определяют элементы инженерного оборудования.
Торжество высоких технологий отличает Центр Помпиду Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно в Париже (1971–1977). Архитекторы поместили опорные конструкции и переходы с внешней стороны здания, создав таким образом прочный металлический каркас вокруг внутреннего помещения, которое могло быть приспособлено для любых культурных целей.
Известен своими новаторскими конструкциями в стиле «хай-тек» американский архитектор китайского происхождения Пэй Ио Минь. Он – автор самого высокого в Азии семидесятиэтажного здания Китайского банка в Гонконге (368 м, 1987) и стеклянной пирамиды (вход в Лувр) в Париже (1989). Его сооружения отличает большая легкость, обусловленная сочетанием прозрачного стекла и тонких видимых металлических конструкций.
Модой 70–80-х годов были «зеркальные» здания с ограждениями из поляризованного светоотражающего стекла, скрывающими конструкции. Огромные постройки как бы растворяются отражениями окружающей среды в зеркалах фасадов («Пасифик дизайн сентр» в Лос-Анджелесе, США, 1976).
Стремительно завоевывающие мир нано-технологии открывают перед архитекторами и дизайнерами самые неожиданные перспективы.
Хай-тек – этот стиль дизайна иллюстрирует возможности современной техники и науки, а также в какой-то мере пытается создать будущее сегодня. Хай-тек, погружающий в нереальную, фантастичную атмосферу, еще до конца непонятен широкой публике. Он рационален и стремится к универсальности. И все же по-своему красив.
Из-за использования новейших технологий, материалов, оборудования интерьер в стиле хай-тек часто сравнивают с космическим кораблем, где все блестит, мягко и бесшумно заезжает-выезжает и трансформируется. Стиль может ассоциироваться и с «техно», и с индустриальными мотивами. В своей основе он довольно холодный и аскетичный, местами даже грубоватый. Главное в нем – принцип техногенности, потому что хай-тек родился как стиль производственный. Он возник из дизайна промышленных помещений, все элементы обстановки которого подчиняются функциональному назначению. В интерьере, где большинство элементов инженерного оборудования открыто, декором становятся конструктивные узлы, крепеж, всевозможные сочленения и заклепки, обилие стеклянных и металлических деталей. Применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям, металлические каркасы и технические коммуникации. Трубы, арматура, воздуховоды, лифты, перемычки, балки, фермы, кабели – нарочито выставляются напоказ.
Безусловно, этот стиль на любителя. У поклонников традиций он может вызвать категорическое неприятие. Кажется, что холодность и чрезмерный техницизм противопоказаны жилому пространству. Однако многие интерьеры в стиле высоких технологий имеют неоспоримые плюсы: это удачное сочетание пространства и света, идеальные пропорции и формы предметов, сдержанный декор. А в результате – классическая гармония и целостность.
Хай-тек – стиль, пропагандирующий эстетику материала, динамику и напор, это стиль для людей молодых душой. Для него характерно использование в отделке самых современных материалов, а максимально функциональная мебель имеет экстравагантную форму. Искусственные материалы с их возможностью к легкой трансформации формы, цвета и оттенков являются основой интерьера хай-тек. Пластик всех видов – жесткий и гибкий, прозрачный и непрозрачный, гладкий или с ярко выраженной фактурой – все находим в интерьерах в стиле хай-тек.
Свежие ветры перемен дали жизнь самым невероятным замыслам, проникнутым духом новой эры. В архитектуре сформировались новые принципы градостроительства: социальная направленность жилища, его функциональное соответствие самым необходимым потребностям обитателей. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка, металл и бетон – дома, похожие на корабли, плывущие в будущее, а внутри создавался интерьер нового времени.
Но в чистом виде хай-тек появился все-таки в 60-х годах, когда идеи архитекторов могли опираться на совсем иную материальную базу. Новые возможности материалов и конструкций, стремительное развитие различных отраслей науки породили новый стиль – яркий, не похожий ни на какой предыдущий и поначалу немного шокирующий.
Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.
Истоки
Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.
Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.
Ранний хай-тек (1960-е — начало 1970-х)
Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).
В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре.
Современный хай-тек (середина 1970-х — по сегодняшний день)
Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).
Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).
Основные черты
Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
Использование прямых линий и форм.
Широкое применение стекла, пластика, металла.
Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
Широкое использование серебристо-металлического цвета.
Высокий прагматизм в планировании пространства.
Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.
Стиль хай-тек отличается от других течений тем, что призван сделать объект максимально функциональным и удобным, а не подчеркнуть его внешние достоинства. Несмотря на это, он демонстрирует эстетику, присущую любой современной технологии: простота форм, четкость линий.
В архитектуре
используются панели из стали
и стекла, употребляются выносные
функциональные элементы –
В целом, хай-тек можно определить как стиль молодых, напористых и уверенных в себе людей.
Важную роль в появлении и становлении стиля Хай-тек сыграла деятельность группы «Аркигрэм», которая перенесла идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Согласно классификации Ч. Дженкинса Хай-тек относится к позднему модернизму, называя его пиком модернизма.
Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа.
Архитекторы Хай-тек
Норман Фостер (Norman Foster 1935 г.) британский архитектор, лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Произведён королевой сначала в рыцари, а потом и в бароны (Baron Foster of Thames Bank). Два года учился в Йельской школе архитектуры, где получил ученую степень магистра и встретил Ричарда Роджерса, вместе с которым создал «Бюро четверых». Из недр этого учреждения вышел весьма широко распространившийся стиль хай-тек. Один из самых популярных архитекторов современности.
Ричард Роджерс (Richard Rogers 1933 г.) - британский архитектор, который в сотрудничестве с Ренцо Пиано и Норманом Фостером создал стиль хай-тек. Лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Королева Великобритании произвела его в бароны (Baron Rogers of Riverside). Роджерс совместно с Рензо Пиано создали Центр Помпиду в Париже в 1971 году.
Ренцо Пиано (Renzo Piano 1937 г.) - итальянский архитектор, который вместе с Ричардом Роджерсом создал стиль хай-тек. Центральное произведение — Центр Помпиду в Париже (1971-77).
Кэндзо Тангэ (丹下 健三 1913 – 2005 гг.) - один из самых влиятельных японских архитекторов XX века. Отталкиваясь от традиционной японской эстетики и структурных принципов, проектировал в «интернациональном стиле» (муниципалитет Токио, 1952-57) и стиле «хай-тек» (штаб-квартира Fuji Television, 1996). Среди его общепризнанных шедевров — католический собор Святой Марии и Олимпийский центр (оба — в Токио, закончены в 1964 г.) Одним из первых использовал перекрытия-оболочки: Олимпийский центр и собор Святой Марии в Токио, конгресс-холл в префектуре Эхимэ.
Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava Valls 1951г.) - испанский архитектор и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Его эстетику иногда определяют как «био-тек».
Владимир Григорьевич Шухов (1853 – 1939 гг.) - инженер, архитектор, изобретатель, учёный. В. Г. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки. Впоследствии архитекторы хай-тека, Бакминстер Фуллер и Норман Фостер, — окончательно внедрили сетчатые оболочки в современную практику строительства, и в XXI веке оболочки стали одним из главных средств формообразования современных зданий.
Типы сооружений стиля Хай-тек
Основные типы сооружений Хай-тек – общественные, коммерческие, офисные здания. Часто здания Хай-тек это огромные небоскребы, аэропорты, музеи, культурные центры, мосты, виадуки.
НОРМАН ФОСТЕР
Биография Нормана Фостера к его архитектурным решениям шла длинным и извилистым путём. Родился архитектор в 1935 г. в Манчестере в семье простых рабочих. Финансовое положение того времени вынудило Нормана оставить образование: несколько лет он работал в казначействе города, одновременно изучал торговое право. После Фостер ушёл служить в британские ВВС, однако уже тогда начал задумываться о профессии архитектора. По окончании службы будущий архитектор стал работать в пекарне, затем на заводе и, приближаясь к архитектуре, перешёл в мебельный магазин.
Информация о работе Современные архитектурные стили и их характеристика