Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:26, доклад
В 1765 г. на берегах Волги в устье реки Сарпы в 28 км к югу от Царицына была основана первая в России колония иностранных поселенцев из Европы - Сарепта. Связано это было с тем, что в этом году Екатерина Великая издала манифест, определяющий права и условия местожительства переселенцев из Европы с целью освоение слабонаселенных южных окраин России и защиты их от кочевников. Именно так и возникло поселение "Старая Сарепта".
Основу поселения Сарепта составили братья-гернгутеры – потомки чешских или Моравских братьев, скрывавшиеся от преследования католической церкви. Одной из главных целей поселенцев (в их число входили представители Германии, Чехии, Дании, Голландии, Швейцарии) было миссионерство – обращение в христианскую веру иноверцев – калмыков (в первую очередь), киргизов, татар. Кроме этого они занимались сельским хозяйством и научной деятельностью (разводились сады, культирировали виноград, табак и т.д., также были составлены первые немецко-калмыцкий и калмыцко-немецкий словари и грамматика калмыцкого народа, исследован Ергенинский источник).
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»
Кафедра «Основы архитектурного проектирования, рисунка, живописи, скульптуры»
Доклад
по дисциплине:
««Художественная культура Нижнего Поволжья»
на тему:
«Специфика планировки городов, объемно-планировочного решения жилого и общественного строительства . Развитие промышленных объектов»
Студент:Абдрашитова Н.А.
Факультет: Архитектурный
Группа:АРХ-1-12
Курс:2
Проверил преподаватель кафедры «Основы
архитектурного проектирования,
рисунка, живописи, скульптуры»
К.арх.,профессор Иванова.Н.В.
Волгоград,2014
Сарепта
В 1765 г. на берегах Волги в устье реки Сарпы в 28 км к югу от Царицына была основана первая в России колония иностранных поселенцев из Европы - Сарепта. Связано это было с тем, что в этом году Екатерина Великая издала манифест, определяющий права и условия местожительства переселенцев из Европы с целью освоение слабонаселенных южных окраин России и защиты их от кочевников. Именно так и возникло поселение "Старая Сарепта".
Основу поселения Сарепта составили братья-гернгутеры – потомки чешских или Моравских братьев, скрывавшиеся от преследования католической церкви. Одной из главных целей поселенцев (в их число входили представители Германии, Чехии, Дании, Голландии, Швейцарии) было миссионерство – обращение в христианскую веру иноверцев – калмыков (в первую очередь), киргизов, татар. Кроме этого они занимались сельским хозяйством и научной деятельностью (разводились сады, культирировали виноград, табак и т.д., также были составлены первые немецко-калмыцкий и калмыцко-немецкий словари и грамматика калмыцкого народа, исследован Ергенинский источник).
Прибывшие из Германии в Старую Сарепту почти 250 лет назад первые миссионеры-гернгутеры были печально поражены этой местностью - перед ними безгранично простиралась выжженная солнцем степь - увы, не об этом они мечтали, покидая родину. Поэтому и решили назвать свой новый приют "Сарепта", т.к. местный колорит напомнил религиозным братьям библейскую Сарепту Сидонскую, куда был послан пророк Илия после трех неурожайных лет. Созвучно это название было и с некогда протекавшей здесь речкой Сарпой. Именно на берегах этой речки трудолюбивые поселенцы начали строительство первых домов. И кто бы мог подумать, что предприимчивые немцы меньше чем через 100 лет превратят этот кусочек степной пустыни в "зеленый оазис", как впоследствии назовут эту колонию многие русские и зарубежные путешественники, стремившиеся своими глазами увидеть это "чудо калмыцких степей", "рай на берегу Волги"! Привыкшие к чистоте и аккуратности, немцы выстраивали в Старой Сарепте красивые, утопающие в зелени улицы, засаживая их пирамидальными тополями и акацией, перед каждым домом и в промежутках между ними разбивали сады и цветники, высаживали виноградники и бахчи, засеивали поля злаками. Большое внимание уделяли в Сарепте грамотные немцы исследованию новой территории и всячески пытались рационально извлечь из нее пользу, занимались научной и экспериментальной деятельностью.
Градостроительство
Надо заметить, что из всех других колоний Поволжья только Сарепта была укреплена и независима от Царицына. В 1769г. началось производство кирпича из местных материалов. Теперь застройка колонии стала проводиться еще активнее по мере приезда сюда новых братьев и сестер. Но прежде чем рассказывать о первых кирпичных зданиях, необходимо рассмотреть план, по которому происходила дальнейшая застройка. Он был разработан в Германии, в 1763г. была основана Строительная Конфедерация,а в 1765г.-Строительная Дирекция, курировавшая все братские общины,и направлявшая в них своих архитекторов и снабжавшая чертежами. Таким образом, всё строительство в Сарепте вели специалисты, все сарептские чертежи были выполнены профессионально. Этот план был одобрен канцелярией опекунства иностранных дел в Санкт-Петербурге. Разметка на местности произведена российскими инженерами. Генплан застройки колонии Сарепта являлся классическим для гернгутерской архитектуры, который делал колонию"сестрой" других гернгутерских поселений. Во многом они, конечно, были похожи, но всё-таки не идентичны. Если исходить из религиозных понятий, то колония должна была стать"домом Божьим"на Земле. Как уже было упомянуто, именно религия колонистов играла значительную роль в застройке Сарепты. В плане можно увидеть главную симметрическую ось - дорогу с юга на север и, пересекающую её, дорогу с запада на восток. Их пересечение даёт крест, центром которого на плане является колодец, расположенный в центре главной площадию. Квартет церковной площади был строго сориентирован по сторонам света. По его периметру (48х50саженей) располагалось по три здания с северной, западной, восточной сторон,а с южной-четыре. Двенадцать жилых общинных построек символизировали собой 12 апостолов Христа, тринадцатым по центру северной стороны была церковь-кирха. "Вверху" Креста находилось кладбище (50х50саженей),т.е дорога проходила за зданием кирхи через сады к кладбищу.При рассмотрении генплана видно, что за церковью расположена ограда, сделанная полукругом. Полукруг в генплане символизировал то, что кирха является своеобразными воротами между миром живых и миром мертвых, между миром грешных и миром Господнем. Все здания на площади расположены строго и точно в соответствии с немецкой традицией, как в городах Германии, Польши, Голландии и др. странами Европы. На площади находился сад, разбивавшийся на четыре части точно также как и сады за церковью. Такие посадки деревьев были неотъемлемой частью комплекса, так как они подразумевали собой "небесный сад" на земле. В ограждении крепости Сарепта были ворота: южные- выходившие на луга, северные- кладбищенские ворота, западные- выходившие на Царицинскую дорогу и восточные- на Астраханскую дорогу. Особенностью застройки колонии Сарепта являлась и то, что она имела как бы два центра. Геометрическим центром , конечно же был колодец. Но скрытым центром являлась башенка на кирхе. Расстояние от этой башенки до западных, восточных и северных ворот до входа на кладбище. Такой же величины было расстояние от южных ворот до колодца. Так как колония являлась именно "домом Божьим" для "братьев и сестер", то общий градостроительный замысел ее был расчитан на жителя колонии. Он заключался в том, что человек, идущий с верховьев Волги вдоль реки Сарпы через Южные ворота в направлении церкви мог увидеть необычайно красивые луга с группами деревьев. Пройдя эти ворота, он попадал на улицу, ведущую к церкви как к ориентиру. Это создавало своеобразный эффект главного и второстепенного, земного и небесного. Считалось, что только жители колонии со своими религиозными взглядами способны увидеть этот замысел. Таков был план застройки колонии Сарепта, мотивированный религиозным пониманием всего окружающего. Сама планировка Сарепты отражала стремление гернгуттеров к созданию "истинной, благой" среды обитания.
Сарепта наследовала типовое жилище жителя Европейской Братской общины – ремесленника, торговца, и миссионера. Жилище сарептского колониста типологически сходно с домами сельских и местечковых бюргеров, крестьян – жителей Северной Чехии, Моравии, Силезии, Гессена.
В 1766 г. первые колонисты с помощью военных строителей, казаков, наемных русских плотников, кирпичников, печников приступили к жилому планомерному строительству разнообразных по назначению и технике строительства деревянных, земляных жилых и хозяйственных строений. Возводились бревенчатые срубные амбары, флигели на каменном фундаменте, сараи, лубяные и досчатые хижины, подвалы, землянки с русскими печами. Кирпич сначала делали по русской технологии. Характерно, что эти одноэтажные строения часто располагались под одной крышей с хоз. постройками – хлевами, навесами, и пр., образуя Г или П-образный традиционный дом – двор в Северной, Центральной Германии.
Велось капитальное каменное, фахверковое строительство по традиционной немецкой и чешской народной технике.
Жилой дом гергуттера Сарепты XVIII в. представлял собой одно – двуэтажное (мансардное) каменно – кирпичное традиционное жилище, на каменно – кирпичном основании - подвале. Размеры типового жилища: 5 х 3, 8 х 4, 7 х 5 саженей. Строились жилища за счет общины или в ссуду от казны. Дом имел двускатную полувальмовую крышу со шпицами, крытую черепицей, деревянным гонтом, кровельным железом. Иногда мансарда обшивалась досками. Чердачное помещение имело по 2 – 4 небольших застекленных окна с торцов и 2 (реже 4) врезанных в крышу над входом. Располагался дом длинным лицевым фасадом к улице, вдоль красной линии. Над входом для освещения темной передней имелось узкое световое окно. С улицы у фасада прокладывался тротуар из плит, досок, дорога отделялась дренажной канавой с деревянным мостиком, зелеными насаждениями и изгородью.
Стены дома и подвала выкладывались из ломаного бутового камня (песчаник, кварцит, гранит из осадочных пород), красного кирпича на известковом растворе. Толщина стен достигала от 40 до 70-80 см (1,5 – 2,5 кирпича), деревянных – 26-40 см. Наружные стены окрашивали в различные цвета (бледно-розовый, бежевый, желто – коричневый, песочный, серый, светло-голубой и пр.), минеральными красками (охра красная, охра желтая, сурик с добавлением белил, сажи, синьки). Угловые русты, наличники, карнизы выделялись в тон более светлыми или темными тонами. Внутренние несущие стены обычно штукатурились и белились, позднее окрашивались и оклеивались обоями. Цветовая гамма отвечала сдержанной пуританской эстетике, рациоанализму этой аскетичной общины.
1768 - Строительство крепости Сарепта.
В это время продолжали орудовать вооруженные
шайки речных разбойников, по левому берегу
Волги совершали набеги киргиз-кайсаки.
Эти обстоятельства в 1768 г. заставили братское
общество приступить к строительству
крепостных сооружений под руководством
опытного инженера: с трех сторон городка
были выкопаны глубокие рвы, насыпан высокий
земляной вал с деревянным частоколом
высотой в 2 метра; на шести земляных насыпях
(редутах) установлены 12 пушек. К ним были
прикомандированы артиллеристы царицынского
гарнизона. Кроме того, царицынский воевода
выделил 20 строевых солдат с офицером.
Содержание крепости возлагалось на общинную
экономию.
1772 - Освящение кирхи.
В 1771 г. заложили кирху. 3 сентября 1772 г.
состоялось ее освящение. Епископ Иоханн
Нитман произнес молитву освящения под
искреннее волнение общины. На богослужении
и также на "трапезе любви" присутствовали
астраханский губернатор Ф. Бекетов и
профессор С. Гмелин. Во время обеда губернатор
распорядился в честь освящения кирхи
произвести несколько выстрелов из пушек
крепости, а братья ответили исполнением
на духовых инструментах нескольких хоралов
и сонат с башни церкви.
Не все постройки Старой Сарепты сохранились до наших дней – остался только небольшой квадрат застройки из 28 зданий (23 из них – памятники архитектуры федерального назначения) в самом центре бывшей колонии.
Наиболее интересные и значимые из них:
Во время Великой Отечественной войны, население Сарепты, как и прочие потомки немецких колонистов, было депортировано в Сибирь. Постройки колонии практически не пострадали во время войны, что удивительно, но поселение пришло в упадок и превратилось в типичную окраину большого города.
Промышленность
Производство горчичного масла – особая веха в истории Сарепты. Выведенный здесь новый сорт горчицы, получившей название «сарептской» прославил предприимчивых немецких колонистов и наш край далеко за пределами ближайших губерний.
До сих пор Сарепта наряду с французским
Дижоном является одной из горчичных столиц
мира. Регулярное производство в Сарепте горчицы
и масла организовал в 1798 г. уважаемый
член немецкой общины доктор Конрад Нейц.
Сначала Конрад Нейц открыл ручной горчично-маслобойный
завод, а в 1810 г. - первую горчичную фабрику
на конной тяге. С 1815 г. завод Нейца перешел
по наследству
его зятю Ивану Гличу, который довел производство
горчицы в 1840 г. до 6 тыс. пудов, в 1850 г. -
15 тыс. пудов, потом 30 тыс. и более пудов
в год. В 1816 году фабрика Глича получила
золотые часы от Александра I, за высокое
качество горчичного масла и горчицы поставленных
ко двору его Императорского Величества.
Все эти годы горчица и горчичное масло
из Сарепты были популярны не только при
дворе, но и у всех граждан Российской
Империи.
В конце 19-го начале 20 вв. промышленность Сарепты была представлена 10 заводами, 6 фабриками и мастерскими, имелись пильные и мучные мельницы, 2 горчичных завода, свечное, мыловаренное производство, пекарня и кондитерская, аптека, где кроме лекарств производятся касторовое, мятное и кипарисовое масла, шоколад, помада. Были химическая лаборатория Лангерфельда, производящая сарептский бальзам; кожевенный, горшечный, кирпичные заводы, винокурня, пивоваренный завод, мельница, табачная фабрика, бивка птичьих чучел.
Широкую известность имела и Сарептинская табачная фабрика. Сырьё она получала со своей табачной плантации и из США. Это была единственная табачная фабрика, на которой приготовлялся табак от низших до высших сортов. Фабрика действовала до 1870 г.
Саратовская губерния
В отличие от немецких колоний юга Российской империи, где сложилась система подворно-участкового отрубного землевладения, в поволжских колониях немцы в 1783 г. переходят к общинному землевладению с периодическими подушными переделами. Общинное землевладение тормозило процессы социального расслоения и выделения на хутора. Выселение из старых ("материнских") колоний начинается здесь только в первой половине XIX в. и происходит в порядке землеустройства на казенной земле путем образования многодворных поселений ("дочерних" колоний) . Эти обстоятельства способствовали формированию в Поволжье крупных обособленных немецких сельских поселений. Средний размер колонии в Камышенском уезде, по данным за 1886 г., равнялся 273 дворам. Значительные размеры поселений при дефиците пахотных земель требовали высокой плотности застройки и возможности развития по нескольким направляющим линиям. Планировка немецких колоний удовлетворяла всем этим требованиям.
Хотя у поволжских немцев выработались общие с русскими и украинцами типы поселений (крупное обособленное земледельческое село) и заселения (долинный тип), планировка немецких колоний заметно отличалась от планировки соседних сел, деревень, слобод. "Поселения немцев можно отличить с первого взгляда от русских сел, они выстроены правильно, дома имеют приличную наружность…— отмечали путешественники. Однако это не означает, что на формирование планировки немецких поселений оказала влияние этническая традиция, так как планы колоний были разработаны профессиональными архитекторами, и их застройка осуществлялась под контролем государственных служб. В приложении к планам угодий, отведенных немецким колонистам Камышенского уезда в 1826 г., рекомендуется, чтобы "все колонии застраивались по одному образцу: в каждой, сообразно с местностью, проложено 2-3 широкие улицы, перерезанные через 4-5 дворов переулками, делящими таким образом колонии на кварталы".