Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:15, реферат
Средние века оставили после себя много грандиозных памятников архитектурного искусства. Беспомощность строительной техники, отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого), сменилась большим подъемом строительного искусства в следующие столетия.
За время IX—XII веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля — романский и готический. В соответствии с идеологией эпохи наибольшее количество памятников германской готической архитектуры представлено соборными церквами различных европейских стран.
Смелая и сложная каркасная
конструкция готического
Готика зародилась в Северной
Франции (Иль-де-Франс) в середине 12
в. и достигла расцвета в 1-й половине
13 в. Каменные готические соборы получили
во Франции свою классическую форму.
Как правило, это 3-5-нефные базилики
с поперечным нефом - трансептом и
полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"),
к которому примыкают радиальные
капеллы ("венец капелл"). Их высокий
и просторный интерьер озарён цветным
мерцанием витражей. Впечатление
неудержимого движения ввысь и к
алтарю создаётся рядами стройных столбов,
мощным взлётом остроконечных
Сложившаяся готическая каркасная система
появилась в церкви аббатства Сен-Дени
(1137-44). К ранней готике относятся также
соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством
ритма, совершенством архитектурной композиции
и скульптурного декора отличаются грандиозные
соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене,
а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-48)
с многочисленными витражами. С середины
13 в. величественные соборы строились
в древних европейских странах - в Германии
(в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании
(в Бургосе, 1221- 1599), Великобритании (Вестминстерское
аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале),
Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в
Праге), где готические строительные приёмы
получили своеобразную местную интерпретацию.
Крестоносцы донесли принципы готики
до Родоса, Кипра и Сирии.
В конце 13 - начале 14 вв. строительство
соборов во Франции переживало кризис:
архитектурные формы стали суше, декор
обильнее, статуи получили одинаковый
подчёркнутый S-образный изгиб и черты
куртуазности. С 14 в. большое значение
приобрели городские и монастырские зальные
церкви, замковые и дворцовые капеллы.
Для поздней ("пламенеющей") готики
характерен прихотливый, напоминающий
языки пламени узор оконных проемов (церковь
Сен-Маклу в Руане). В светском городском
зодчестве использовались главным образом
композиции и декоративные приёмы готики.
На главной площади городов строились
ратуши с обильным декором, нередко с башней
(ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509). Замки превращались
в величественные дворцы с богатым внутренним
убранством (комплекс папского дворца
в Авиньоне), строились особняки ("отели")
богатых горожан.
В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, XIV-XV вв.). В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.
В Германии расцвет готики относится к
середине XIII в. (западный хор собора в
Наумбурге). Здесь рано появились зальные
церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235-
83); на юго-западе сложился тип 1-башенного
собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме);
строились кирпичные церкви (монастырь
в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке),
в которых простота планов, объёмов и конструкций
сочеталась с узорной кладкой, применением
глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны
по типам, композиции и декору каменные,
кирпичные и фахверковые светские постройки
(городские ворота, ратуши, цеховые и складские
здания, танцевальные залы). Скульптуру
соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге)
отличают конкретность и монументальность
образов, мощная пластичная экспрессия.
Поздняя немецкая готика (конец 14-начало
16 вв.) дала блестящие образцы зальных
церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце,
1499- 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург
в Майсене) со сложными узорами сводов.
Достигли расцвета алтарная скульптура
и живопись. Готика получила распространение
также в Австрии (готическая часть собора
св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор
в Берне).
Славу нидерландской готике принесли
башни соборов в Антверпене и Мехелене,
но особенно богато декорированные гражданские
постройки (суконные ряды в Ипре, 1200-1304,
Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене).
В Великобритании предпосылки готики
возникли раньше, чем на Европейском
континенте, но её развитие, прерывавшееся
внутренними историческими
В Испании обширные городские соборы (в
Севилье) имели обычно чётко расчленённые
декором на ярусы плоскости стен и небольшие
окна. Интерьер разделялся надвое заалтарным
образом (ретабло) со скульптурой и живописью.
На готическую архитектуру Каталонии
и Южной Испании оказало влияние мавританское
искусство (1-нефный позднеготический
собор в Жероне, 1325-1607). Крупные сводчатые
залы создавались в светских зданиях (биржа
в Пальме на о-ве Мальорка, 1426-51). В 16 в. готические
конструкции были перенесены в испанские
колонии в Америке.
В Италии в XIII – XIV вв. элементы готики
включались в романскую по духу архитектуру
храмов. Стрельчатые готические своды
и декор сочетались со статичностью архитектурных
масс, пропорциональной ясностью просторных
интерьеров, мраморной полихромной облицовкой
фасадов и интерьеров (собор в Сиене, церковь
Санта-Мария Новелла во Флоренции). Наиболее
ярко готика в Италии проявилась в гражданском
строительстве - ратушах (Палаццо Публико
в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции)
и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Их
суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный
(в Венеции) декор контрастировал с монолитной
кладкой стен. Воздействие венецианской
готики сказалось на архитектуре Далмации
(Хорватия), Греции, Крита, Кипра. В изобразительном
искусстве Италии развитие готики было
ограничено ранним сложением культуры
Возрождения. Готическим постройкам Восточной
Европы нередко присущи крепостные черты,
лаконизм и внешняя суровость форм, контрастирующие
с нарядным декором окон, башен, порталов.
В Венгрии готика распространилась в конце
XIII – XV вв. (церковь св. Михаила в Шопроне,
замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики
относится к XIV - XVвв. (собор св. Вита и Карлов
мост в Праге, зальный храм св. Барбары
в Кут-на-Горе, зальные церкви Юж. Чехии).
Готика распространилась также в Словакии,
Словении, Трансильвании. В Польше готика
развивалась в XIII – XV вв. Войны с Тевтонским
орденом стимулировали крепостное строительство,
а развитие городов способствовало расцвету
светской архитектуры (ратуша в Торуни,
городские укрепления с барбаканами в
Кракове и Варшаве, Ягеллонский университет
в Кракове). На юге Польши костёлы строились
из камня и кирпича (костёл Девы Марии
в Кракове), на севере - из кирпича (костёл
Девы Марии в Гданьске). В Латвии переход
к готике произошёл в 13-14 вв. (Домская церковь
в Риге; замок в Цесисе, 13-16 вв.). В южной
Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические
церкви (церковь Яани в Тарту). Готический
облик Таллина определился в 14-15 вв. (Вышгород
и бюргерская часть города с ратушей, церковь
Олевисте). К 14-15 вв. относятся раннеготические
памятники Литвы (замок в Тракае), в 15-16
вв. богатый кирпичный декор получают
церковь Онос в Вильнюсе и дом Перкуно
в Каунасе.
В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия. Этот процесс проявился в 14-нач. 16 вв. во французской и бургундской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) немецкой, чешской, польской декоративной пластике (Пётр Парлерж), в алтарной скульптуре и живописи (мастер Теодорик и др.). В XV-XVI вв. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении XVI в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.