Стиль модерн в русской архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:13, реферат

Описание работы

Короткий период господства модерна в России приходится на рубеж XIX—XX вв. Характерные черты западноевропейского модерна — построение архитектурного сооружения «изнутри наружу», перетекание пространства из одного интерьера в другой, асимметричная композиция, декоративное убранство, основанное на изогнутых формах, — приобрели в русском зодчестве ярко выраженные черты. Особо важную роль в архитектуре русского модерна играл цвет, так как приходилось учитывать национальные традиции русского зодчества. Интерес к модерну объяснялся его рационалистичностью и духом новаторства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Особняк М.Ф. Кшесинской в Петербурге…………………………………... 4
2. Особняк С.П. Рябушинского в Москве…………...……….………………... 7
3. Ярославский вокзал в Москве…………………………………………… 9
4. Торговый дом Гвардейского экономического общества в Петербурге…. 11
5. Дом компании "Зингер" в Петербурге............................................. 13
Список литературы……………………………………………………………... 16
Приложение …………………………………………………………………….. 17

Файлы: 1 файл

Стиль модерн в русской архитектуре.doc

— 4.30 Мб (Скачать файл)

С поразительной  для тех лет смелостью несущие  конструкции выведены на фасад. Стойки каркаса прочерчивают его на всю  высоту. Просветы между ними с первого  по третий этаж сплошь остеклены, широкие  витрины повторяют абрис рам с вутами, а легкие междуэтажные перемычки разрезают прозрачные плоскости на растянутые по горизонтали полосы стекла. Здание словно раскрывается изнутри вовне. Функциональное зонирование помещений по вертикали наглядно отображено в разделении фасадов на два яруса. В верхней части здания, отведенной для администрации и мастерских, введены группы пилястр. Элементы ордера, облицовка радомским песчаником и рельефы из бронзированной керамики придают облику универмага репрезентативные черты.

В 1912-1913 гг. инженер-архитектор И. Л. Балбашевский пристроил второй блок с Малым залом. Он использовал ту же конструктивную систему и воспроизвёл в двух новых звеньях главного фасада формы основного здания. Обе части торгового дома воспринимаются как единовременное сооружение. В этой открытости для расширения проявилась гибкость объёмно-пространственной структуры. Регулярность фасадной композиции сменяется с тыльной стороны здания свободной пластикой мощных асимметричных масс, острой игрой больших плоскостей остекления и объёмов световых фонарей.

В произведении Э. Ф. Вирриха  и его соавторов воплощены  принципиальные творческие открытия зрелого петербургского модерна, выступающего здесь провозвестником конструктивизма. В то же время образный строй сооружения дополняют классицистические аллюзии, предвосхищающие по своей трактовке стилистику ар деко.

 

 

5.  ДОМ КОМПАНИИ "ЗИНГЕР" В ПЕТЕРБУРГЕ

 

Здание, площадью около 7000 м² было построено в 1902—1904 по проекту архитектора Павла  Юльевича Сюзора для «Акционерной компании Зингер в России». Проект был новаторским и по техническому исполнению, и по стилю, и по назначению.

Первоначально руководство компании «Зингер» хотело построить небоскрёб, подобный тому, что в это время строился компанией  в Нью-Йорке. Однако здания в центре Санкт-Петербурга не могли превышать 23,5 метров до карниза. Архитектор блестяще разрешил это противоречие: над шестью этажами с мансардой он возвёл изящную башню, увенчанную стеклянным глобусом, диаметр которого 2,8 м. Именно эта, устремлённая ввысь башня, и создаёт впечатление высотности, но при этом, благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов Казанского Собора и Спаса на крови, возвышающихся над Невским проспектом.

Архитектору удалось  блестяще справиться с задачей максимально  рациональной застройки. Поперечный флигель образовывал два внутренних двора. Для оптимального использования пространства оба двора на уровне второго этажа перекрыли остекленной крышей. Прогрессивная конструктивная основа, использованная при возведении здания – металлический каркас с кирпичными заполнениями на цементном растворе, несущий железобетонные перекрытия, – также способствовала экономии площадей. В результате стены были освобождены от функции несущих  конструкций и получились тонкими. К тому же каркас позволил прорезать их огромными окнами.

На лицевых  фасадах архитектор сгруппировал оконные  проемы трёх центральных этажей в  стройные аркады, подчеркнув вертикальные акценты. В конструкции башни  из металла и стекла с предельной обнаженностью выражена идея торжества  технического прогресса. Внушительно и благородно смотрится рустованная облицовка фасадов из полированного красного мелкозернистого гранита на уровне первых двух этажей. Выше идёт полированный серый гранит.

В металлодекоре  здания впервые использовалась ковкая бронза. Фигуры, выполненные в технике выколотки под «зелёную бронзу», образно символизируют предназначение здания: в руках каждой волоокой девы – веретено с тонкой стальной нитью, а подле неё – швейная машина. Угол дома в основании купола украсил американский орёл. Разнообразие дорогостоящих отделочных материалов, высочайшее качество их обработки – во всём этом ощущались и заокеанский размах, и европейский блеск. Здание компании Зингер явило собой один из первых примеров рационального направления в модерне. В то же время Сюзор сумел воплотить в этом проекте принципы синтеза архитектуры и пластических искусств, весьма характерного для этого стиля.

Здание было оборудовано по последнему слову  техники. Лифты OTIS развозили по этажам служащих и посетителей. В хранилище ценностей были встроены сейфы системы берлинской фирмы «Панцер». Система отвода дождевой воды без использования водосточных труб на лицевых фасадах состояла из наружных желобов на кровле и внутристенных медных труб, а снег счищался с крыш под действием пара.

Замечательны  также интерьеры здания. Современниками по достоинству был оценен крытый стеклянной крышей двор – атриум. Выделяется своим убранством главная лестница с её ограждениями, где чёрный металл сочетается с ковкой бронзой. Изысканный растительный орнамент стиля модерн повторён в ограждениях лифтовых шахт. Все детали здесь интересны – например, дверные и оконные бронзовые приборы. Даже рычаг оконного шпингалета повторяет классическую линию интернационального модерна.

Среди интерьеров здания есть и такие, что известны немногим. Это помещения главной конторы компании в мансардном этаже, прилегающие к угловой подкупольной части здания, и перекрытый бетонным коробовым сводом большой зал, расположенный вдоль канала. Кривизна свода начинается с очень низкой отметки, к тому же его основание не выделено архитектором. В итоге создаётся впечатление, будто он, подобно органической форме, прорастает из стен, мягко оплывая и обволакивая пространство зала. Световой фонарь дополняет впечатление уникальности помещения. Перегородки и двери в зале и смежном с ним холле отделаны красным деревом. И в решении объёмно-пространственных задач, и в прорисовке дверных переплётов в этой части здания почерк Сюзора как мастера стиля модерн становится отточенным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. История Русской архитектуры. — Москва: Архитектура-С, 2003
  2. В. Д. Бобров, Б. М.  Кириков. Особняк Кшесинской. —  Санкт-Петербург: Белое и черное, 2000
  3. Л. И. Юнаковская. Образы модерна. Особняк на Малой Никитской 
  4. М. Гурина. Ярославский вокзал // Газета «Искусство». —  Москва: Первое сентября, №17, 2005
  5. Б. М. Кириков, М. С. Штиглиц. Архитектура ленинградского авангарда. — Санкт-Петербург: Коло, 2008
  6. С. Н. Стрижак. К 100-летию возведения «небоскрёба» на Невском // Журнал «АРДИС». —  Санкт-Петербург: Ардис, № 3, 2004
  7. Интернет ресурс: http://arkhi.net/?p=40
  8. Интернет ресурс: http://moscow.ru/ru/guide/entertainment/attractions/buildings_and_structures/index.php?id4=152
  9. Интернет ресурс: http://walkspb.ru/zd/nevskiy28.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Иллюстрации

 

Рис 1. Особняк М.Ф. Кшесинской. Западный фасад

 

Рис 2. Особняк М.Ф. Кшесинской. Южный фасад

 

 

 

 

 

 

Рис 3. Особняк М.Ф. Кшесинской

Рис 4. Особняк М.Ф. Кшесинской. План первого этажа

 

Рис 5. Особняк С.П. Рябушинского. Главный фасад

Рис 6. Особняк  С.П. Рябушинского.        Рис 7. Особняк С.П. Рябушинского.                                                                                                              План                                                              Главная лестница

Рис 8. Особняк С.П. Рябушинского

Рис 9. Особняк С.П. Рябушинского

 

Рис 10. Ярославский вокзал. Главный фасад

Рис 11. Ярославский вокзал

 

 

 

 

Рис 12. Торговый дом Гвардейского экономического общества

 

 

 

 

Рис 13. Дом компании "Зингер"

Рис 14. Дом компании "Зингер".                 Рис 15. Дом компании "Зингер"

Скульптура на башне                                    План

 


Информация о работе Стиль модерн в русской архитектуре