Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:03, творческая работа
Она дает большие образно-знаковые и символические возможности архитектуре не только в плане смысловыражения, но и в плане смыслообразования. Семантика превращает «говорящую» архитектуру в «поэзию» архитектурных форм, в «визуализирующий конденсатор» и материальный выразитель социокультурных идей, господствующих в человеческом обществе на уровне цивилизаций в целом и в конкретные эпохи у разных народов в различных странах и регионах в частности.
Суфийская символика
в архитектурном декоре Средней Азии
ТАСИ - 2012
Доклад старшего преподавателя
кафедры «Дизайн архитектурной среды» Барсуковой Е.Г..
Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011. Фотоматериал автора.
Весь мир – поток метафор и символов
узор (О. Хайям)
Знаки
и символы управляют миром, - а не слово
и не закон (Конфуций)
Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011.
Именно Улугбек завершил строительство Гур-и Эмира и реализовал его как главную сакрально-политическую святыню и некрополь Темуридов.
Символика является, возможно, самой священной из наук Суфия. Суфии считали, что символы – это транспортные средства передачи Божественных фактов, которые преобразовывают нас, неся нас к более высоким положениям.[4]
Суфизм начинается на пути знания, возведя его на высочайший уровень – к знанию, которое просветляет.
В суфийской традиции символы подразделяются на 2 категории: универсальные и специфические символы.
Универсальные (или естественные) символы - это символы, которые проявляются в природе вещей. Они являются исконными для человечества, и в этом смысле они транскультурны. Одним из таких символом (рис.2) является «свастика», которая часто встречается в архитектурном декоре среднеазиатской культовой архитектуре. Свастика встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки и др. В древних и средневековых культурах свастика — солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца.
Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011. Фотоматериал автора.
Специфические символы, или даже специфические интерпретации универсальных символов, отличаются согласно различным традициям. Они заметны и понятны только для «посвященных».
Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011.
Почти на всем протяжении истории суфизма можно наблюдать деление пути мистического самоусовершенствования на три основных этапа: шариа, тарика и хакика.
Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011.
Фотоматериал автора.
Арабеска- это искусство орнамента, доведенное до наивысшей степени совершенства.
Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque - "арабский") - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Сама идея арабески созвучна представлениям суфиев о «вечно продолжающейся ткани Вселенной». Арабеска - форма, которая гармонично отдает постоянно изменяющееся ритмичное движение. Изменяясь по плотности поверхности, это - ритмичное излияние мысли, наполненное строго связанными параллелями, инверсиями и переплетениями (рис.4).
Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом.
В суфизме каллиграфия обозначает Божественное Присутствие в суфии («Hadrat»).
Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011. Фотоматериал автора.
Управляется мир
Четырьмя и Семью.
Раб магических
чисел – смиряюсь и пью.
Все равно
семь планет и четыре стихии
В грош
не ставят свободную волю мою (О.Хайям)
Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011.
Создание форм с помощью чисел и геометрии, как математические выражения, напоминает Образцы, отраженные через Мир Символов.
Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011. Фотоматериал автора.
Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011. Фотоматериал автора.
Информация о работе Суфийская символика в архитектурном декоре Средней Азии