Суфийская символика в архитектурном декоре Средней Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:03, творческая работа

Описание работы

Она дает большие образно-знаковые и символические возможности архитектуре не только в плане смысловыражения, но и в плане смыслообразования. Семантика превращает «говорящую» архитектуру в «поэзию» архитектурных форм, в «визуализирующий конденсатор» и материальный выразитель социокультурных идей, господствующих в человеческом обществе на уровне цивилизаций в целом и в конкретные эпохи у разных народов в различных странах и регионах в частности.

Файлы: 1 файл

Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

— 7.46 Мб (Скачать файл)

 

Суфийская символика  
в архитектурном декоре Средней Азии

 

ТАСИ - 2012

Доклад старшего преподавателя

кафедры «Дизайн архитектурной среды» Барсуковой Е.Г..

 

Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011. Фотоматериал автора.

 

Весь мир – поток метафор и символов узор (О. Хайям) 
Знаки и символы управляют миром, - а не слово и не закон (Конфуций)

 

    • Архитектура – это жизнь формы в материи.
    • Семантика является одной из составляющей архитектурной семиотики и отвечает за смысловую сторону архитектуры как искусства, а не ремесла. Она дает большие образно-знаковые и символические возможности архитектуре не только в плане смысловыражения, но и в плане смыслообразования. Семантика превращает «говорящую» архитектуру в «поэзию» архитектурных форм, в «визуализирующий конденсатор» и материальный выразитель социокультурных идей, господствующих в человеческом обществе на уровне цивилизаций в целом и в конкретные эпохи у разных народов в различных странах и регионах в частности.
    • Понимание семантики орнамента, символов, знаков в мусульманской архитектуре с позиции суфийского мистицизма невозможно без тщательного изучения сакральной геометрии и понимания ее принципов работы с пространством.

 

Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011.

 

Именно Улугбек завершил строительство Гур-и Эмира и реализовал его как главную сакрально-политическую святыню и некрополь Темуридов.

 

Символика является, возможно, самой священной из наук Суфия. Суфии считали, что символы – это транспортные средства передачи Божественных фактов, которые преобразовывают нас, неся нас к более высоким положениям.[4]

Суфизм начинается на пути знания, возведя его на высочайший уровень – к знанию, которое просветляет.

 

В суфийской традиции символы подразделяются на 2 категории: универсальные и специфические символы.

Универсальные (или естественные) символы - это символы, которые проявляются в природе вещей. Они являются исконными для человечества, и  в этом смысле они транскультурны. Одним из таких символом (рис.2) является «свастика», которая часто встречается в архитектурном декоре среднеазиатской культовой архитектуре.  Свастика встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки и др. В древних и средневековых культурах свастика — солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца.

 

Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011. Фотоматериал автора.

 

    • Богатейший внутренний мир суфиев проявлялся не только через их специфическую практику и не только через шедевры литературы, поэзии, музыки, но также через архитектуру, которую они украшали каллиграфией, арабесками, геометрическими символами.
    • Наибольшее влияние  на художественный облик архитектурной среды Средней Азии суфизм оказал с XIV-XVII вв., т.е. в эпоху правления Темуридов и Шейбанидов. В этот период архитектура и искусство достигает своего наивысшего расцвета и приобретает монументальность. Наибольшее число строений эпохи Темура составляют мемориальные комплексы, в основном это священные мавзолеи суфийских шейхов и, связанные с ними, погребения царской семьи. Это было время, когда культ суфийских шейхов как мусульманских святых, неотъемлемой частью которого было паломничество к их гробницам, стал сущностной чертой ислама в Центральной Азии.

 

Специфические символы, или даже специфические интерпретации универсальных символов, отличаются согласно различным традициям. Они заметны и понятны только для «посвященных».

 

Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011.

 

    • Геометрические формы косвенно содержат дуальность, которые могут быть описаны через статическую и динамическую геометрию. Статичность элемента проявляется через пассивную форму, а динамичность - через активную форму. Объединяясь эти две противоположности, производят третью - совершенную форму (рис.3):  

 

 

 

    • В отличие от арабесок, которые играют с поверхностью, геометрические формы заполняют ее к завершению. Как духовные станции («макамы») суфия подчинены определенному духовному центру, так и геометрические формы имеют свой центр. Весь исламский орнамент построен из геометрических фигур, как простых, так и сложных. Сетка из геометрических фигур используется даже для построения арабесок.

 

Почти на всем протяжении истории суфизма можно наблюдать деление пути мистического самоусовершенствования на три основных этапа: шариа, тарика и хакика.

 

Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011.

Фотоматериал автора.

 

Арабеска- это искусство орнамента, доведенное до наивысшей степени совершенства.

 

Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque - "арабский") - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Сама идея арабески созвучна представлениям суфиев о «вечно продолжающейся ткани Вселенной». Арабеска - форма, которая гармонично отдает постоянно изменяющееся ритмичное движение. Изменяясь по плотности  поверхности, это - ритмичное излияние мысли, наполненное строго связанными  параллелями, инверсиями и переплетениями (рис.4).

 

Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом.

В суфизме каллиграфия обозначает Божественное Присутствие в суфии («Hadrat»).

 

Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011. Фотоматериал автора.

 

Управляется мир Четырьмя и Семью.  
Раб магических чисел – смиряюсь и пью.  
Все равно семь планет и четыре стихии  
В грош не ставят свободную волю мою (О.Хайям)

 

    • Каллиграфия является универсальным суфийским символом, обладающим выразительным диапазоном геометрической формы, который позволяет ему интегрироваться в любой вид поверхностного  украшения. Каллиграфия - Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетенное в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплетах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь (рис.5). Структура каллиграфии состоит из горизонтальных и вертикальных линий, которые ткутся в богатую ткань, являясь тем самым мощной  символикой.
    • В культовом архитектурном сооружении каллиграфия чаще всего расположена на под купольном барабане, также она присутствует на входных порталах, минаретах…
    • Следуя этой суфийской традиции, можно предположить, что архитектурный декор для «читающего» обывателя открывается в несколько этапов:
    • сначала читаются (или мы видим) элементы большего размера, т.е. 1-го порядка, например, каллиграфия на под купольном барабане (рис.6);
    • затем подходя ближе к объекту, раскрываются элементы среднего размера, т.е. 2-го порядка;
    • элементы 3-го порядка могут быть бесконечными.

 

Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011.

 

Создание форм с помощью чисел и геометрии, как математические выражения, напоминает Образцы, отраженные через Мир Символов.

 

Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011. Фотоматериал автора.

 

Использован материал статьи «Символика в архитектурном декоре Средней Азии», Барсуковой Е.Г., журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №3, Т.,2011. Фотоматериал автора.


Информация о работе Суфийская символика в архитектурном декоре Средней Азии