Творчество Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере-Гри)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 22:16, реферат

Описание работы

Краткая биография архитектора и обзор главных построек. Одной из главных заслуг Ле Корбюзье считается то, что в 1926 году он сформулировал свои знаменитые «Пять отправных точек современной архитектуры», которые прекрасно иллюстрировал созданный им в 1926 году план перестройки Парижа «Вуазен» и другие его проекты этого времени.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере-Гри)


 

«Мои искания, так же как и мои чувства, сводятся к  одному, к главному в жизни —  к поэзии»

 

Введение

 

Ле Корбюзье (настоящее имя Жаннере, Шарль Эдуард 1887-1965) – крупнейший архитектор, художник, дизайнер, теоретические и проектные ней которого оказали исключительное влияние на развитие европейской культуры первой половины ХХ века.

«Самым великим» и «самым нелюбимым» архитектором XX столетия Ле Корбюзье называли не только при жизни, но и после смерти. Люди долго привыкают ко всему новому, даже если создано оно исключительно для их же блага. А между тем именно Ле Корбюзье разработал теорию воссоздания «очищенных» от деталей предметных форм, так называемого пуризма. Он верил в то, что общество можно усовершенствовать, рационально преобразуя структуру города и жилища, развивал идею "города-сада". Именно он создал систему гармонических величин, которая основывается на пропорциях человеческого тела, так называемый модулор, и предложил ее как исходную в строительстве и художественном конструировании.

Одной из главных  заслуг Ле Корбюзье считается то, что в 1926 году он сформулировал свои знаменитые «Пять отправных точек современной архитектуры», которые прекрасно иллюстрировал созданный им в 1926 году план перестройки Парижа «Вуазен» и другие его проекты этого времени.

Ле Корбюзье был очень разносторонней творческой личностью. Он успевал делать и настенные росписи, эскизы скульптурных композиций и даже ковров. Он верил в то, что архитектура способна творить чудеса.

Нет ни одной книги об архитектуре XX в., автор которой не обращался бы к фигуре Ле Корбюзье. Архитектор строил в Париже (Центр Армии спасения 1932-1933 гг.) и Москве (Дом Центросоюза 1929-1933 гг.), Нью-Йорке (проект здания ООН 1947 г.) и Токио (Музей 1957-1959 гг.), десять различных построек было возведено в разных городах Индии, был построен жилой комплекс в Берлине (тогда ещё западном). Из-под пера Ле Корбюзье вышло около 40 книг. Было бы странно и несправедливо исключить из его творческого наследия живопись, и произведения декоративно-прикладного искусства. И всё это вместе взятое составляет органическую целостность, порождённую синтетическим дарованием одного из гениев минувшего столетия.

 


  1. Начало творческого пути Ле Корбюзье

 

    1. Ранние годы

Ле Корбюзье родился в Ла-Шюде-Фон (Швейцария) в 1888 году, где его предки поселились еще в четырнадцатом веке, придя из южной Франции. Многие поколения семьи Жаннере состояли из художников и граверов.

Сначала будущий архитектор хотел  продолжать семейную традицию, но зодчество  настолько увлекло его, что он оставил освоенное им ремесло  и занялся добычей необходимых  ему знаний.

Энциклопедии называют Ле Корбюзье человеком, оказавшим наибольшее влияние на архитектуру ХХ века, однако Ле Корбюзье, пожалуй, единственный из известных архитекторов XX века, который не имел специального профессионального образования.

Рисовать Ле Корбюзье научил Шарль Л’Эплаттенье, преподаватель художественной школы в его родном швейцарском городке, и он же посоветовал молодому человеку попробовать себя в архитектуре. Сам мастер утверждал, что начал обучаться зодчеству в Лионе, у знаменитого Тони Гарнье, основоположника теории индустриального города. Увы, исследователей творчества Ле Корбюзье было слишком много и они работали чересчур тщательно – выяснилось, что с Гарнье он встретился много позже и учиться непосредственно у него никак не мог. В то же время, очевидно, что прав был все-таки Ле Корбюзье, а не его биографы: именно утопия индустриального города, здания-машины, архитектурное пространство, «работающее» как механизм, в наибольшей степени повлияли на становление мастера. Эта мысль была близка сыну часовщика, с детства ценившего отлаженность сцепления шестеренок, заставлявшего чувствовать ход времени и понимать, что для гармоничного устройства мироздания необходим простой и уравновешенный механизм.

Ле Корбюзье всегда знал, что считать правильным. К огорчению учителя, он отказался продолжить занятия в Вене, у самого Йозефа Гофмана, одного из наиболее прославленных мастеров модерна. Изобразительный символизм этого стиля никогда не был ему близок. Ле Корбюзье предпочел получить профессиональные навыки в парижской мастерской знатоков железобетона – Огюста и Густава Пере, затем он отправился в Германию, работал и учился сначала в Мюнхене, у Теодора Фишера, затем в Берлине, у Петера Беренса. Первый считал архитектуру промышленным производством, второй пытался создать новый, обобщенный и лаконичный классический образ. Возможно, именно под влиянием Беренса Ле Корбюзье отправился в путешествие по странам, богатым классическими памятниками, объехал Грецию, Малую Азию, Италию. Это была символичная поездка, подобная тем, что на протяжении трех предшествовавших веков совершали многие великие мастера, завершавшие формирование взглядов на архитектуру.

Вернувшись в родной город, он возобновил сотрудничество с Л’Эплаттенье, преподавая в его школе. Однако долго так продолжаться не могло – провинциальные рамки были нестерпимо тесны. Не дождавшись в нейтральной Швейцарии окончания Первой мировой войны, в 1917 году Ле Корбюзье обратился в соответствующее ведомство для получения заграничного паспорта, там спросили, на какое время ему требуется документ. «Навсегда», – был ответ. С этого момента он стал гражданином мира и архитектором, который начал этот мир активно изменять.

С 1919 года Ле Корбюзье поселяется в Париже. К 1921 году относится открытие его проектной мастерской на улице де Севр. Технические проекты, теоретические книги по архитектуре сделали имя Ле Корбюзье известным во всем мире. Он – участник Салонов в Париже, лектор в музее Современного искусства в Нью-Йорке по приглашению Рокфеллера, консультирует проект здания Министерства национального просвещения в Рио-де-Жанейро, в 1928 году создает схему весьма практичного автомобиля.

Имя «Ле Корбюзье» впервые появилось на страницах литературно-художественного журнала «Эспри Нуво» (Новый Дух), который в 1920-1925 годах архитектор издавал вместе с художником Озанфаном.1 Такую фамилию носил один из предков матери великого архитектора.

Проблема жилища находится в  центре теоретической и практической деятельности Ле Корбюзье. Один из первых домов, построенных им в 1916 году в Швейцарской Юре, снаружи имел обычную форму. Но в нем уже был применен железобетонный каркас, который использовался во всех последующих сооружениях Ле Корбюзье. Характер каркаса менялся в зависимости от тех целей, которые ставил перед собой архитектор.

Опыт, приобретенный на строительстве  жилых домов, позволял оттачивать свои творческие установки.

Во всех домах, построенных Ле Корбюзье, зодчий решает одну и ту же проблему. Всегда он пытается раскрыть дом, создать новые возможности для связей между интерьером и экстерьером и внутри самого интерьера. Мы и сейчас стремимся к организации пространства, которое может быть по желанию раскрыто в любом направлении.

 

  


 

    1. Пять отправных точек архитектуры

 

 

В начале 1920-х Ле Корбюзье окончательно сформулировал пять принципов единства архитектуры и конструкции, которые оформились под названием пуризма.

             В 20-х годах, когда язык новой архитектуры только еще формировался, эти «пять отправных точек архитектуры» для многих молодых архитекторов «нового движения» стали действительно «отправным пунктом» в их творчестве, а для некоторых и своеобразным профессиональным кредо. Формулировались эти правила неоднократно и различным образом. Вот перевод одного из оригинальных текстов Ле Корбюзье:


 

 


 

 

 


 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

1.3.         Вилла Савой, 1928-1930

Все принципы Ле Корбюзье были воплощены в здании, ставшем классикой Современного Движения и установившем что-то вроде новой формы жилой архитектуры - вилле «Саввой»  в Пуасси, которая была построена в 1928 -1930 годах.

 

    1. Конкурс на здание Дворца Лиги Наций в Женеве , 1927

Из 337 представленных проектов особенно значительной и интересной была работа Ле Корбюзье и Пьера Жаннере, что подтвердилось впоследствии. В проекте Корбюзье вопросы стилевой направленности были второстепенными; главное внимание мастер уделил целесообразной функциональной организации комплекса.

 

1.5. Большие сооружения  и цели архитектуры

Приблизительно в тот же период в Париже появились два больших  сооружения Ле Корбюзье: убежище Армии Спасения (1929-1933) и общежитие для швейцарских студентов в Университетском городке (1931-1933). В обоих зданиях виден новый подход Ле Корбюзье к использованию эстетических средств.

Здание швейцарского студенческого  общежития –

одно из самых изящных  и впечатляющих созданий Ле Корбюзье. Все здание опирается на мощные железобетонные колонны, закрепленные в скальном грунте. Одна сторона здания образована стеклянной несущей стеной; другая выступающая часть второй изогнутой стены тщательно оформлена бутовым камнем.


 

 

Совершенно иные проблемы были поставлены и решены при проектировании убежища  Армии Спасения. Это было самое  крупное здание из числа построенных Ле Корбюзье и его партнером. Хотя бюджет был очень ограниченным и строительное оборудование довольно примитивным, здание убежища представляет собой поистине смелое достижение.

Это одно из первых многоэтажных зданий в Европе, в котором попытались применить упрощенный способ кондиционирования  воздуха. Здесь поражает впечатление грандиозности, достигнутое соотношением между объемами здания и окружающим пространством.


 

 

  1. Расцвет творчества Ле Корбюзье

 

2.1.  Творчество Ле Корбюзье, 1938-1952 

В период 1938-1952 гг. Ле Корбюзье переключается на разработку крупных проектов, имеющих важнейшее социально-художественное значение. Вторая мировая война изменила мировосприятие великого архитектора, он продолжал использовать прежние идеи, однако в работах, наряду с рассудочностью, стала заметна эмоциональность, выразившаяся в усложнении фактуры построек, появлении скульптурности архитектурных образов.

В своем  видении современного большого города, в котором царит хаос, Ле Корбюзье прокладывал магистрали через установившуюся ткань городского организма, уничтожал целые кварталы и создавал их заново. Осуществление таких радикальных мероприятий в натуре, разумеется, нелегкое дело. Однако многие из этих гигантских проектов, например второй проект для Алжира 1942 г., будет иметь большее значение для будущих планировщиков, чем постепенная лоскутная реконструкция.

В 1938-1952 гг. Ле Корбюзье создал три крупных проекта: общественный центр Сен-Дье (1945), «Жилую единицу» в Марселе (1947-1952) и Капитолий в Чандигархе (1952).

 

2.2.  «Жилая единица» в Марселе


 

           Смелость «Жилой единицы» заключается не в том, что под одной крышей поселено около 1600 человек, и даже не в том, что было создано 23 различных типа для 337 квартир - от однокомнатной квартиры до квартиры «для семей с восемью детьми».

Новаторство проекта заключается  скорее в его обширных общественных учреждениях. Наиболее интересно в  этом здании размещение торгового центра примерно в середине по высоте здания. Эту центральную торговую улицу  можно сразу узнать по солнцезащитным экранам высотой в два этажа. Вместе с вертикальными рядами квадратных окон лестничных клеток в середине они определяют масштабность и выразительный  облик всего здания. На этаже торгового  центра помещаются самые разнообразные  магазины, прачечная, химчистка, дамская  и мужская парикмахерские, почта, газетные киоски, рестораны и небольшая  гостиница. На верхнем, 17-м этаже  расположены ясли на 150 детей. Пандус ведет непосредственно на террасу  на крыше с комнатой отдыха, плескательным  бассейном и рядом привлекательных  площадок для игр. Другая часть террасы  на крыше предоставлена взрослым. На ней имеется частично крытая площадка для гимнастики и открытая спортивная площадка; в северном торце здания большая бетонная плита служит защитой  от сильного северного ветра - мистраля, а также фоном для театральных  представлений на открытом воздухе.

Пластические  качества «Жилой единицы» делают его  редким зрелищем с архитектурной  точки зрения.В руках Ле Корбюзье аморфный грубый бетон приобретал признака естественного камня.

Ле Корбюзье считал, что бетон возможно рассматривать как искусственный камень, который вполне может быть показан в своем естественном состоянии.

Грубая  бетонная поверхность применялась  везде, где с ее помощью можно  было усилить пластическое выражение. Любое изменение средиземноморского освещения отражается с особенной  интенсивностью на грубых поверхностях вентиляционных шахт и башни лифта, расположенных на крыше, что помогает превращению этих утилитарных конструкций  во впечатляющие скульптурные элементы.

Интенсивные чистые краски были использованы в  этом здании. Но Ле Корбюзье как художник воздержался от окраски фасада, покрасив только боковые стенки балконов в красный, зеленый и желтый цвета. Все искусственно освещенные длинные переходы «внутренней улицы» были окрашены в яркие цвета, чтобы сделать их более привлекательными.

Информация о работе Творчество Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере-Гри)