Усадебное архитектурное искусство XVIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:09, реферат

Описание работы

Укрепление русского государства, расширение связей с Западной Европой, бурный рост русских городов - все это благотворно повлияло на развитие русского искусства и архитектуры. Академия художеств становится главным распространителем классических идей и воспитателем мастеров в сфере искусства и архитектуры.

Файлы: 1 файл

Русская усадьба.docx

— 18.04 Кб (Скачать файл)

1. Усадебное архитектурное искусство XVIII в.

Укрепление  русского государства, расширение связей с Западной Европой, бурный рост русских городов - все это благотворно повлияло на развитие русского искусства и архитектуры. Академия художеств становится главным распространителем классических идей и воспитателем мастеров в сфере искусства и архитектуры.

Вторая  половина XVIII в. внесла много нового в русское зодчество. Развивалась усадебная архитектура. Складывался характерный тип поместья с прямой аллеей, ведущей от въездных ворот к обрамленному флигелями парадному двору, в глубине которого находится главный дом.

На смену регулярным садам с их геометризированными планировками приходят так называемые пейзажные, или натуральные парки с живописным, более естественным распределением растительности, со строгими, ясными по форме павильонами и беседками, обелисками, статуями, вазами. Ордер становится основным масштабом в композиции фасадов и интерьеров. Примеры типичных усадеб русских помещиков даны в литературе XVIII - XIX веков.

Вот как описывает Н.В. Гоголь усадьбу  помещика Манилова в «Мертвых душах». «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам. Покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими куполами кое-где возносили свои мелколиственные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью «Храм уединенного размышления»: пониже пруд, покрытый зеленью, что впрочем не в диковинку в аглицких садах русских помещиков».

Примерами усадебного архитектурного искусства  могут служить такие великолепные образцы, как усадьба Кусково и Архангельское в Москве, многочисленные старинные усадьбы Подмосковья - Абрамцево, Шахматове, сохранившиеся дворянские усадьбы, связанные с именем Пушкина - Тригорское, Михайловское, с великолепными романтическими парками, разбросанными по парку украшениями. Запруды, журчащие ручейки придавали паркам романтическую таинственность и уют. Основой планировочных схем служат правильные геометрические фигуры квадрат, треугольник, круг. Господствует следующая схема: центральный корпус, соединенный галереями с боковыми павильонами. К этому периоду относится архитектурное творчество Баженова, Казакова, Старова.

Загородные  поместья делали по той же схеме, но удерживались от городской помпезности, стараясь соединить архитектурный ансамбль поместья с природой.

3. Стилизованные поместья.

В XIX веке происходило увлечение русской  стариной, проблема «народности» в искусстве повлияла на развитие русской архитектуры. Внимание к обычаям, обрядам, укладу жизни, попытки подражать жизни народа - все это отразилось в русской архитектуре. Архитектор Росси использовал в своем творчестве мотивы народного деревянного зодчества. Им был разработан проект деревни Глазово под Павловском: деревянные срубные дома с двухскатными крышами и резными украшениями. Это была стилизация «в русском вкусе».

///. Обобщение.

Русские поместья XVIII века аристократия часто  использовала в качестве летних дач для отдыха. Поэтому архитекторы пытались создать «тихий уголок» для слияния с природой. В то время господствовал классицизм, поэтому ландшафтная архитектура несла в себе возвышенные легкие античные черты.

 

 


Информация о работе Усадебное архитектурное искусство XVIII в