Устройство древнерусских деревянных церквей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 07:43, реферат

Описание работы

Источники информации о деревянных храмах различны. Прежде всего это сами памятники. Недостаточность конкретных знаний о деревянных произведениях русской архитектуры по сравнению с каменными сооружениями позволяет делать научные открытия при изучении почти каждого деревянного храма. Вместе с тем очень важные сведения о деревянных церквах содержат письменные и иконографические документы. Максимальный научный результат получается при совмещении данных нескольких источников. В наше время, когда деревянных церквей с каждым годом становится все меньше и меньше, возрастает значение всякого исторического источника знаний о них.

Содержание работы

Об устройстве деревянных церквей 2
Приложение 10
Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

древнерусское искусство.docx

— 3.00 Мб (Скачать файл)

Приведенные выдержки из публикаций о церкви Ризположения показывают, что все исследователи не сомневались в древности памятника .Однако, несмотря на всеобщее признание уникальности Бородавской церкви, только Б. В. Гнедовский конкретно назвал ее некоторые древние архитектурные признаки. Но даже он, известный реставратор оставил без внимания и объяснения такие архитектурно-конструктивные особенности памятника, как сравнительно небольшое по площади помещение для молящихся прихожан и двускатный поперечный потолок.

Кроме церкви Ризположения из села Бородавы, это церковь Лазаря (1464 г.), перевезенная из Муромского монастыря на Онежском озере в музей «Кижи», а также церковь Георгия в селе Юксовичи (1495 г.) Подпорожского района Ленинградской области. В частности, в алтаре и притворе церкви Лазаря потолков нет совсем – интерьер открыт до самой кровли. В Георгиевской церкви в Юксовичах алтарь перекрыт двускатным потолком по продольной оси здания (рис. …). В XVII веке и позднее двускатные потолки в храмах уже не встречаются за исключением трапезных (например, в трапезной Никольской церкви Села Ковды). Вероятно, сначала потолки-перекрытия делались из наката (этот прием дольше сохранялся в трапезных, например, в Ковде), позднее – из досок (храмы в Бородаве и в Юксовичах).

Признавая факт существования  в древности храмов без потолков, можно гипотетически объяснить  происхождение необычных перекрытий в древнейших сохранившихся церквах  клетского типа. Двускатное перекрытие в церкви Ризположения напоминает о переходном этапе формирования внутреннего устройства клетских церквей: от построек с открытым внутрь завершением, без потолков-перекрытий, к помещениям с потолками. Например, от зданий, подобных церкви «Флора и Лавра, что на Кулде», до храма Ризположения из села Бородавы. Вероятно, двускатный потолок церкви Ризположения соответствует раннему устройству внутреннего перекрытия, когда оно еще не стало плоским, но следовало двускатной форме завершения клетских храмов.

Поперечное расположение единственной балки потолка-перекрытия в помещении для молящихся  прихожан Бородавского храма, соответствует планировке этого помещения, которое вытянуто по поперечной оси. Однако конструктивно логичнее такое направление балки потолка в тех случаях, когда вся клеть собственно церкви поставлена поперек основной оси строения. Именно так, вероятно, было в церкви «что на Кулде» и у некоторых других храмов, построенных в последней четверти XVII века. Реальное же воплощение этого композиционного приема показывает Иоанно-Богословская церковь (1682 г.) Синозерской пустыни Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Чагодощенский район Вологодской области) (рис. 9).

Слабое место гипотезы о происхождении двускатных потолков в клетских церквах – это хронологическая неувязка, возникающая при объяснении одного из архитектурно-конструктивных приемов строительства деревянных церквей XV века сведениями, относящимися к храмам, которые были срублены на двести лет позднее, в последней четверти XVII века. В данном случае можно считать такой подход методически допустимым на основании следующих аргументов.

 

Во-первых, архаичность архитектуры  церкви Флора и Лавра «что на Кулде», даже по сравнению с церковью из села Бородавы, объясняется тем, что Бородавская церковь строилась по указанию Ростовского архиепископа и, по предположению Б. В. Гнедовского, его же мастерами-плотниками. Следовательно, архитектурные формы и устройство этого храма должны были соответствовать лучшим образцам того времени. Церковь «на Кулде» была срублена в сравнительно глухом месте, каких еще много было на Севере даже в конце XVII века. Там вполне могли сохраняться храмы древних архитектурных типов и устройства.

Во-вторых, вплоть до 1670-х  годов продолжали строиться (в основном в верховьях Северной Двины) шатровые храмы другого древнего типа –  восьмериком от земли. Внутри их не стесывались стены, и до XVII века не было потолков-перекрытий – шатры  изнутри оставались открытыми .

Эти аргументы  позволяют привлекать сведения о церкви Флора и Лавра «что на Кулде» для объяснения архитектурных особенностей древних церквей.

 

 

 

 

 

Приложение

Рис.1.-Церковь Ризположения. Вид с юго-востока. Рисунок Н. А. Мартынова (сер. XIX в.). Копия из фондов КБИАХМЗ.

Рис.2.- Церковь Ризположения. Вид с юго-запада в селе Бородаве. Фото из архива Э.  Д. Добровольской.

 

 

Рис.3.- Церковь Ризположения. Вид с севера-востока после рестоврации 1958 г. Фото из архива Э.  Д. Добровольской.

 

Рис.4.- Церковь Ризположения. Вид с севера-востока. Фото И. Н.  Шургина. 1998 г.

 

Рис.5.- Церковь Ризположения. Интерьер церкви. Вид на восток. Фото А. И. Петухова. 1980 г.

Рис.6.- Церковь Ризположения. Интерьер притвора-трапезной.  Вид на северо-запад. Фото А. И. Петухова. 1980 г.

Рис.7.- Церковь Ризположения. Двускатный потолок-перекрытие в интерьере церкви. Вид на юго-восток. Фото И. Н. Шургина. 2003 г.

Рис.8.-Георгиевская церковь (1495 г.) в  селе Юксовичи Подпорожского района Ленинградской области. Интерьер алтаря. Вид на восток. Фото А. И. Комеча. 1999 г.

Рис.9.-Синозерская пустынь. На переднем плане – Иоанно-Богословская церковь (1682 г.). Фото начала XX в. Воспроизводится по: Рыбаков А. А. Вологдская  икона. М.,1995. С. 308.

Список используемой литературы

Мильчик М. И. :

 «История СССР». М., 1974. № 2. С. 202–216;

Массовые источники истории  и культуры России XVI–XX вв. Архангельск, 2002. С. 206–223.

Тематическая библиография и биографические заметки. СПб., 2009. С. 24–29, 30–31.

Шургин И. Н. Исчезающее наследие. М., 2006. С. 41–56.

Алексеева М. А. Ферапонтовский сборник. М., 1991. Вып. 3. С. 225.

Поездка в Кирилло-Белозерский  монастырь. Вакационные дни профессора С. П. Шевырева в 1847 году.М., 1850. Ч. II. С. 90.

Деревянное зодчество: проблемы, реставрация, исследования. Вологда, 2005. С. 62–63

Памятники народного деревянного  зодчества России в творчестве Бориса Гнедовского. М., 2000.

Деревянное зодчество: проблемы, реставрация, исследования. Вологда, 2005. С. 63.

Ферапонтовский сборник. М., 1991. Вып. 3. С. 225.

ГБЛ. Культура и искусство  в СССР. Серия: реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информация. М., 1987. Вып. 7.

История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 260; Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Архитектурные памятники. М., 1994. С. 51–52.

Материалы Всероссийской  научной конференции. Великий Новгород, 2002. С. 44; Он же. Исчезающее наследие. М., 2006. С. 13–14.

Церковно-исторический атлас  Вологодской области. Вологда, 2007. С. 100–101.

 


Информация о работе Устройство древнерусских деревянных церквей