Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 07:43, реферат
Источники информации о деревянных храмах различны. Прежде всего это сами памятники. Недостаточность конкретных знаний о деревянных произведениях русской архитектуры по сравнению с каменными сооружениями позволяет делать научные открытия при изучении почти каждого деревянного храма. Вместе с тем очень важные сведения о деревянных церквах содержат письменные и иконографические документы. Максимальный научный результат получается при совмещении данных нескольких источников. В наше время, когда деревянных церквей с каждым годом становится все меньше и меньше, возрастает значение всякого исторического источника знаний о них.
Об устройстве деревянных церквей 2
Приложение 10
Список используемой литературы 14
Приведенные выдержки из публикаций о церкви Ризположения показывают, что все исследователи не сомневались в древности памятника .Однако, несмотря на всеобщее признание уникальности Бородавской церкви, только Б. В. Гнедовский конкретно назвал ее некоторые древние архитектурные признаки. Но даже он, известный реставратор оставил без внимания и объяснения такие архитектурно-конструктивные особенности памятника, как сравнительно небольшое по площади помещение для молящихся прихожан и двускатный поперечный потолок.
Кроме церкви Ризположения из села Бородавы, это церковь Лазаря (1464 г.), перевезенная из Муромского монастыря на Онежском озере в музей «Кижи», а также церковь Георгия в селе Юксовичи (1495 г.) Подпорожского района Ленинградской области. В частности, в алтаре и притворе церкви Лазаря потолков нет совсем – интерьер открыт до самой кровли. В Георгиевской церкви в Юксовичах алтарь перекрыт двускатным потолком по продольной оси здания (рис. …). В XVII веке и позднее двускатные потолки в храмах уже не встречаются за исключением трапезных (например, в трапезной Никольской церкви Села Ковды). Вероятно, сначала потолки-перекрытия делались из наката (этот прием дольше сохранялся в трапезных, например, в Ковде), позднее – из досок (храмы в Бородаве и в Юксовичах).
Признавая факт существования
в древности храмов без потолков,
можно гипотетически объяснить
происхождение необычных
Поперечное расположение единственной балки потолка-перекрытия в помещении для молящихся прихожан Бородавского храма, соответствует планировке этого помещения, которое вытянуто по поперечной оси. Однако конструктивно логичнее такое направление балки потолка в тех случаях, когда вся клеть собственно церкви поставлена поперек основной оси строения. Именно так, вероятно, было в церкви «что на Кулде» и у некоторых других храмов, построенных в последней четверти XVII века. Реальное же воплощение этого композиционного приема показывает Иоанно-Богословская церковь (1682 г.) Синозерской пустыни Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Чагодощенский район Вологодской области) (рис. 9).
Слабое место гипотезы о происхождении двускатных потолков в клетских церквах – это хронологическая неувязка, возникающая при объяснении одного из архитектурно-конструктивных приемов строительства деревянных церквей XV века сведениями, относящимися к храмам, которые были срублены на двести лет позднее, в последней четверти XVII века. В данном случае можно считать такой подход методически допустимым на основании следующих аргументов.
Во-первых, архаичность архитектуры церкви Флора и Лавра «что на Кулде», даже по сравнению с церковью из села Бородавы, объясняется тем, что Бородавская церковь строилась по указанию Ростовского архиепископа и, по предположению Б. В. Гнедовского, его же мастерами-плотниками. Следовательно, архитектурные формы и устройство этого храма должны были соответствовать лучшим образцам того времени. Церковь «на Кулде» была срублена в сравнительно глухом месте, каких еще много было на Севере даже в конце XVII века. Там вполне могли сохраняться храмы древних архитектурных типов и устройства.
Во-вторых, вплоть до 1670-х годов продолжали строиться (в основном в верховьях Северной Двины) шатровые храмы другого древнего типа – восьмериком от земли. Внутри их не стесывались стены, и до XVII века не было потолков-перекрытий – шатры изнутри оставались открытыми .
Эти аргументы позволяют привлекать сведения о церкви Флора и Лавра «что на Кулде» для объяснения архитектурных особенностей древних церквей.
Приложение
Рис.1.-Церковь Ризположения. Вид с юго-востока. Рисунок Н. А. Мартынова (сер. XIX в.). Копия из фондов КБИАХМЗ.
Рис.2.- Церковь Ризположения. Вид с юго-запада в селе Бородаве. Фото из архива Э. Д. Добровольской.
Рис.3.- Церковь Ризположения. Вид с севера-востока после рестоврации 1958 г. Фото из архива Э. Д. Добровольской.
Рис.4.- Церковь Ризположения. Вид с севера-востока. Фото И. Н. Шургина. 1998 г.
Рис.5.- Церковь Ризположения. Интерьер церкви. Вид на восток. Фото А. И. Петухова. 1980 г.
Рис.6.- Церковь Ризположения. Интерьер притвора-трапезной. Вид на северо-запад. Фото А. И. Петухова. 1980 г.
Рис.7.- Церковь Ризположения. Двускатный потолок-перекрытие в интерьере церкви. Вид на юго-восток. Фото И. Н. Шургина. 2003 г.
Рис.8.-Георгиевская церковь (1495 г.) в селе Юксовичи Подпорожского района Ленинградской области. Интерьер алтаря. Вид на восток. Фото А. И. Комеча. 1999 г.
Рис.9.-Синозерская пустынь. На переднем плане – Иоанно-Богословская церковь (1682 г.). Фото начала XX в. Воспроизводится по: Рыбаков А. А. Вологдская икона. М.,1995. С. 308.
Список используемой литературы
Мильчик М. И. :
«История СССР». М., 1974. № 2. С. 202–216;
Массовые источники истории и культуры России XVI–XX вв. Архангельск, 2002. С. 206–223.
Тематическая библиография и биографические заметки. СПб., 2009. С. 24–29, 30–31.
Шургин И. Н. Исчезающее наследие. М., 2006. С. 41–56.
Алексеева М. А. Ферапонтовский сборник. М., 1991. Вып. 3. С. 225.
Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. П. Шевырева в 1847 году.М., 1850. Ч. II. С. 90.
Деревянное зодчество: проблемы, реставрация, исследования. Вологда, 2005. С. 62–63
Памятники народного деревянного зодчества России в творчестве Бориса Гнедовского. М., 2000.
Деревянное зодчество: проблемы, реставрация, исследования. Вологда, 2005. С. 63.
Ферапонтовский сборник. М., 1991. Вып. 3. С. 225.
ГБЛ. Культура и искусство в СССР. Серия: реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информация. М., 1987. Вып. 7.
История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 260; Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Архитектурные памятники. М., 1994. С. 51–52.
Материалы Всероссийской научной конференции. Великий Новгород, 2002. С. 44; Он же. Исчезающее наследие. М., 2006. С. 13–14.
Церковно-исторический атлас Вологодской области. Вологда, 2007. С. 100–101.
Информация о работе Устройство древнерусских деревянных церквей