Здания и архитектурные ансамбли середины XVIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 23:12, реферат

Описание работы

Сложившийся в русском искусстве первой половины XVIII века новый стиль
барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих – В.В.Растрелли. Его творческому гению принадлежат проекты величественных дворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец, 1752-1754) и в Петергофе (1746-1775), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757).

Файлы: 1 файл

История архитектуры 1курс.doc

— 707.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)»

 

Политехнический институт имени В.С.Черномырдина

 

 

Кафедра «Архитектура, инженерные сети»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Здания и архитектурные ансамбли середины XVIII в.»

 

 

 

 

 

                     Выполнил:

                                                   Студент Агафошина Ксения

                         Михайловна

                                                Факультет: Строительный

                                                     Направление: ПГС 270800.62

                                    Отделение: заочное

                Курс: 1

                             Шифр: 213392

                     Проверил:

                                                           Преподаватель Соловьева М. К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2014

 

1. Архитектурные  стили XVIII века

 

Сложившийся в русском искусстве первой половины XVIII века новый стиль

барокко, тяготевший  к  созданию  героизированных  образов,  к  прославлению могущества Российской Империи, наиболее  ярко  проявился  в  середине  XVIII века  в  архитектурных   сооружениях   одного   из   величайших  зодчих – В.В.Растрелли. Его творческому  гению  принадлежат  проекты  величественных дворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762;  Строгановский  дворец, 1752-1754)  и  в  Петергофе  (1746-1775),  в  Царском  Селе  (Екатерининский дворец, 1747-1757). Грандиозные масштабы  зданий,  необычайное  богатство  и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная  раскраска  фасадов  с применением золота – все  это  поражало  воображение  зрителей,  вызывая  их искренне  восхищение.  Торжественный,   праздничный   характер   архитектуры Растрелли  наложил  отпечаток  на  все  искусство  середины  XVIII  века.  В Петербурге и Москве в эти же годы  трудилась  плеяда  замечательных русских зодчих – крепостной архитектор Ф.С.Аргунов, С.И.Чеванский, А.В.Квасов и  др.

      Во  второй  половине  XVIII  века  в  русском  искусстве  преобладающее

значение получил классицизм –  стиль,  который  зародился  в  Европе  еще  в

начале  XVIII  века.  Призванный  выразить   высокие   гражданские   идеалы,

отвечавший передовым устремлениям  прогрессивной  части  русского  общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные  формы  в  искусстве  Древней Греции  и  Рима.  Памятники  античности  стали  постоянными  образцами  для изучения и в некотором смысле подражания. Влияние классицизма с его  пафосом гражданственности было чрезвычайно плодотворным  для  развития  архитектуры. Этот  стиль  наиболее  ярко  отразился  в  творчестве  таких   зодчих,   как В.М.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Е.Старов, создавший такие крупнейшие  постройки, как  Таврический  дворец  в  Петербурге  (1783-1789),  дворец  в  Пелле  под Петербургом (1785-1789), архитертор Д.Кваренги, автор здания Академии  наук, Ассигнационного банка в Петербурге и др. построек.

      Усилиями  этих и других зодчих в XVIII веке  многие русские  города  (не

только   Петербург)   застроились   гражданскими    зданиями    классической

архитектуры. Широкое творческое  обращение  к  классическому  архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приемы  внутреннего  и внешнего оформления зданий.

 

        

Ленинград. Бывший дворец С. Г. Строганова. 1752—54. Архитектор В. В. Растрелли.

 

        

Растрелли В. В. Смольный монастырь в Ленинграде. 1748—54.

 

 

2. Основные особенности  архитектурных ансамблей города

 

      За  три столетия  Санкт-Петербург  сложился  как  один  из  красивейших

городов мира.  Заслуженной  славой  пользуются  замечательные  архитектурные ансамбли,   многочисленные    произведения    зодчества,    садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные,  выдающиеся  инженерные  сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь  богаты  Санкт-Петербург и его пригороды -  Петродворец,  Пушкин,  Павловск,  Гатчина,  Ломоносов.  В отличие от многих других  выдающихся  европейских  городов,  Санкт-Петербург представляет  собой  обширный  комплекс  связанных  в  определенную  систему архитектурных ансамблей - площадей, улиц, набережных, парков.  Строительство города  осуществлялось  в  суровых   природных   условиях,   на   болотистой местности, с применением  свай  и  большими  осушительными  работами.  Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие  сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость,  Адмиралтейство  и другие. Эти сооружения придали городу его характерный  облик,  сохранившийся до настоящих дней.  Вслед  за  ними  ряд  других  замечательных  зданий  был возведен также у  Невы;  постепенно  создавался  тот  центральный  ансамбль, который является признанным образцом градостроительного  искусства  мирового значения. Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически  сформировавшаяся  планировочная   структура   города   является результатом  умелого  использования  природных  условий   в   планировке   и строительстве. Так, уже в первой половине  18  века  сложилась  ограниченная Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым  городским  центром  трех лучевая  система  проспектов  Невского,  Вознесенского  и  Гороховой  улицы.

Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам  Невы  в той ее части, где она разделяется на два  рукава  -  Большую  Неву  и  Малую Неву, - комплекс Петропавловской крепости,  Биржевой  стрелки  Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и  связанных с ними площадей -  Дворцовой,  Декабристов  и  Исаакиевской,  Марсова  поля, Невского проспекта и других. На планировку Санкт-Петербурга  и  формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и  климатические  условия, которые во многом определяют и современную застройку города.

      Преобладание  облачной пасмурной погоды  и  обычное  отсутствие  резких теней потребовали  широкого  использования  в  архитектуре  Санкт-Петербурга расцветки здании для наилучшего выявления их архитектурных форм  и  деталей. Разнообразная,  продуманная  окраска  жилых   и   общественных   зданий,   с использованием зачастую довольно ярких  тонов  -  желтых,  бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных и  контрастирующих  светлых,  преимущественно  белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет облик архитектурных  сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность.

 

3. Стилистические  метаморфозы в архитектуре города

 

      В 1737 году после опустошительных  пожаров 1736 года и лета  1737  была создана  "Комиссия  о  Санкт-Петербургском  строении",   на   которую   было возложено руководство всей застройкой города и его благоустройством.  В  нее вошел крупнейший  градостроитель  и  один  из  наиболее  просвещенных  людей своего  времени  П.М.Еропкин,  разработавший  в   1737-1740   годах   вполне реальный, глубоко продуманный план перестройки  и  развития  Петербурга,  по которому  продолжалась  застройка  города  в  течение  нескольких  следующих десятилетий. В основу его была положена  трехлучевая  планировочная  система центральной части города, намеченная  еще  зодчими  петровского  времени,  в соответствии с которой в 1738 году была проложена между уже  существовавшими проспектами Невским (1711  г.)  и  Вознесенским  Гороховая  улица.  Основные элементы планировки города, его улицы и  площади,  намеченные  этим  планом, были впоследствии осуществлены и в основном сохранились до нашего времени.

      Монументальные  здания, сооруженные по проектам  Растрелли и современных ему  русских  зодчих,   отличаются   пышностью,   богатством   декоративного убранства, имеют  ярко  выраженный  торжественный  характер.  Их  самобытный архитектурный  стиль,  является   своеобразным   сочетанием   переработанных классических  архитектурных  форм  и  национального  русского  декоративного искусства.

 

4. История некоторых архитектурных памятников города

 

                             Меншиковский дворец

 

      Филиал  Государственного  Эрмитажа.  Университетская  набережная,  15. Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском  острове  -  одно из  первых   каменных   жилых   зданий   Петербурга.   Сравнительно   хорошо сохранившееся до нашего времени, это здание  является  ценнейшим  памятником гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата  в 1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана  и  продолжена  архитектором  Г. Шеделем. Первоначально дворец состоял из основного корпуса на  набережной  и флигелей,  ограничивавших  с  севера,  запада  и  востока  небольшой   двор, окруженный открытой галереей на колоннах. На прилегавшей ко дворцу  обширной территории был разбит регулярный сад со  скульптурой,  фонтанами,  гротом  и оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым  судам причаливать  близ  парадного  подъезда.  Архитектурное   убранство   фасадов главного корпуса и боковых крыльев  с  поэтажно  расположенными  пилястрами, резными из камня капителями, междуэтажными  тягами  и  простыми  наличниками окон типично для русской архитектуры петровского времени. Центральная  часть дворца завершалась аттиком со скульптурой,  боковые  ризалиты  -  изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. Здание Меншиковского дворца  на протяжении XVIII века  претерпело ряд  переделок.  В  начале  1720-х  годов архитектором Г. Шеделем был пристроен двухэтажный западный корпус и  заложен симметричный ему восточный корпус. Постройка последнего  осуществилась  лишь в 1758-1760 годах. Новые изменения во внешний облик здания были  внесены  в 1730-1740-х годах,  вскоре  после  передачи  дворца  в  ведение  Сухопутного шляхетского корпуса. В 1739 году кровля с переломом  была  заменена  обычной двускатной крышей. Несколько позже, в связи с  приспособлением  центрального "ассамблейного" зала  под  церковь,  изменена  обработка  центральной  части главного фасада, где уничтожено членение тягами но горизонтали  на  этажи  и применен  большой  ордер.  Во  второй  половине  XVIII  века  при  переделке помещения  церкви   окна   второго  этажа   были   расширены и получили полуциркульное завершение, а окна  третьего  этажа  превращены в овальные. Колонны  центрального  подъезда  заменены  массивными  столбами.  Изменениям подверглись и помещения, но  часть  из  них сохранила отделку петровского времени. Так, осталась  неприкосновенной  изразцовая  облицовка   степ   в нескольких комнатах второго этажа,  изразцовые  голландские  печи,  а  также живописный  плафон  и  деревянные  резные  панно  с  инкрустацией  в  бывшем кабинете Меншикова. Центральный  вестибюль  с  парадной  лестницей  сохранил

типичное для начала XVIII  века  архитектурное  решение.  Два  ряда  гладких приземистых  колонн  поддерживают  своды  перекрытия  вестибюля.  Лестничное помещение во втором этаже декорировано  колоннами  и  пилястрами  с  пышными барочными "коринтическими" капителями. Большой интерес для  истории  русской архитектуры и строительной техники начала XVIII века представляют  сводчатые перекрытия помещений подвального и первого этажей. Несмотря на  переделки  и достройки, Меншиковский дворец сохранил  в  основных  чертах  первоначальный облик; это определяет его историко-художественное значение.

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 Шереметевский  дворец

 

      Набережная  Фонтанки,  34.  Усадьба  Шереметевых  на   Фонтанке,   так

называемый  Фонтанный  дом,  -  замечательный  памятник  русского  зодчества середины XVIII столетия. В его создании приняли участие  выдающиеся  русские зодчие  С.  И.  Чевакинский  и  Ф.  С.  Аргунов  -  один  из  представителей высокоодаренной семьи крепостных художников Аргуновых. Обширный  участок  на берегу Фонтанки, смежный с Итальянским дворцом Екатерины I, был в 1712  году отведен  фельдмаршалу  Б.  П.  Шереметеву.  Здесь  он   построил   небольшой деревянный дом. В конце 1730-х - начале 1740-х годов на его  месте  сооружен обширный каменный одноэтажный дворец на невысоком цокольном этаже.  В  1750- 1755 годах архитектор Чевакинский надстроил здание до  двух  этажей.  Дворец расположен в глубине участка и обращен главным фасадом к реке. За дворцом  и его  флигелями  находился  регулярный  сад,  простиравшийся   до   "Литейной перспективы". Архитектор Аргунов построил в саду грот,  павильон  "Эрмитаж", китайскую беседку и другие сооружения, не дошедшие  до  нашего  времени.  По планировке и общему композиционному замыслу усадьба Шереметевых была  близка к  другим  дворцам-усадьбам,  построенным  на  берегах  Фонтанки  в   первой половине XVIII века, таким как Аничковский, Воропцовский, Юсуповский  и  др. В гармоничности, равновесии и  четкости  членений,  а  также  в  плоскостной декоративной обработке фасадов  дворца,  созданного  Чевакинским,  сказались традиции зодчества петровского времени. Уступкой требованиям  художественных вкусов середины XVIII столетия  явилось  богатое  лепное  убранство:  лепные головки, вкомпонованные в фигурные окопные обрамления, сложные  по  рисунку капители,   украшенные   львиными   масками,   и   превосходно   вылепленные орнаментальные композиции. Внутренняя отделка, выполненная в конце 1750-х-начале 1760-х годов  Аргуновым  по  собственным  чертежам,  но  сохранилась. Дворец внутри  неоднократно  переделывался,  причем  в  разработке  проектов участвовали такие выдающиеся зодчие, как И. Е. Старов, Д. Кваренги и  А.  Н. Воронихин. В 1837-1840 годах внутренняя отделка была  изменена  архитектором И. Д. Корсики. По его же  проекту  перед  зданием  на  набережной  сооружена

Информация о работе Здания и архитектурные ансамбли середины XVIII в