Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:53, реферат
Фрэнк Ллойд Райт. — американский архитектор-новатор, оказавший огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создатель «органической архитектуры» и пропагандист открытого плана.
Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 он поступил на инженерный факультет Университета Висконсина.
УралГАХА
Институт Урбанистики
Кафедра Прикладной Информатики в Архитектуре
Реферат
по дисциплине Архитектурная Типология
на тему Жилые Индивидуальные Дома
Выполнили студенты 334гр.:
Карбасова Е.
Соколовский А.
Язовских Ю.
Содержание:
8 июня 1867 - 9 апреля 1959
— американский архитектор-новатор, оказавший огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создатель «органической архитектуры» и пропагандист открытого плана.
Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 он поступил на инженерный факультет Университета Висконсина. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Л. Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».
В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.
Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.
Стиль Прерий
Дом Роби
Дом Мартина
(Рис.3 Дом Мартина, архитектор
Ф.Л.Райт(Ссылка сайта http://jane-connor.
Дом Уиллитса
(Рис.4 Дом Уиллитса, архитектор Ф.Л.Райт(Ссылка сайта http://ru.wikipedia.org/wiki дата20.04.2011))
Свой собственный дом, «Талиесин» (Taliesin), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. «Талиесин» дважды пострадал от пожаров в 1914 и 1925 и полностью перестраивался, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».
(Рис.5 Дом Талиесин, архитектор Ф.Л.Райт(Ссылка сайта http://ru.wikipedia.org/wiki дата20.04.2011))
(Рис.6 Интерьер (Ссылка сайта http://ru.wikipedia.org/wiki дата20.04.2011))
В 1910 году Райт во время путешествия по Германии публикует свое двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.
Юсоновский период
Второй пик в творчестве Райта приходится на 30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции, продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой. В 1935—1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.
Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.
«Юсоновские»
дома должны были стать строительными
блоками градостроительной
В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании «Джонсон Вакс» (1936—1939) в Расине, шт. Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места.
Рис.7 Древовидные колонны в интерьере «Джонсон Вакс» (Ссылка сайта http://ru.wikipedia.org/wiki дата20.04.2011))
В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.
Рис.8 Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (Ссылка сайта http://ru.wikipedia.org/wiki дата20.04.2011))
Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий из себя сужающуюся кверху треугольную призму.
Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана «Катрина» в 2005, один — во время урагана «Камилла» в 1969. Самая плотная концентрация построек Райта находится в Оук-Парк, штат Иллинойс.
Основные принципы Райта
1.Уменьшать до минимума число
необходимых частей здания и число отдельных
комнат в доме, образуя целое как замкнутое
пространство, подразделенное таким образом,
чтобы целое было пронизано воздухом и
свободно просматривалось, давая ощущение
единства.
2. Связывать здание, как целое, с его участком
путем придания ему горизонтальной протяженности
и подчеркивания плоскостей, параллельных
земле, но не занимать зданием лучшей части
участка, оставляя, таким образом, эту
лучшую часть для пользования ею, для функций,
связанных с жизнью дома; она является
продолжением горизонтальных плоскостей
полов дома, выходящих за его пределы.
3. Не делать комнату коробкой, а дом —
другой коробкой, для чего превращать
стены в ширмы, ограждающие пространство;
потолки, полы и ограждающие ширмы должны
переливаться друг в друга, образуя одно
общее ограждение пространства, имеющего
минимум подразделений. Делать все пропорции
дом более приближающимися к человеческим,
конструктивное решение с наименьшим
расходом объема и наиболее соответствующее
примененным материалам, а целое, таким
образом, — наиболее подходящим для жизни
в нем. Применять прямые линии и обтекаемые
формы.
4. Извлечь основание дома, содержащее
в себе негигиеничный подвал, из земли,
поместить его полностью над землей, превратив
его в низкий цоколь для жилой части дома,
сделав фундамент в виде низкой каменной
платформы, на которой должен стоять дом.
5. Все необходимые проемы, ведущие наружу
или внутрь, привести в соответствие с
человеческими пропорциями и размещать
их в схеме всего здания естественно –
то ли в единичном виде, то ли группами.
Обычно они выступают в виде прозрачных
ширм вместо стен, потому что вся так называемая
«архитектура» дома выражается главным
образом в том, как эти проемы в стенам
группируются по помещениям в качестве
ограждающих ширм. Внутреннее помещение
как таковое теперь приобретает существенное
архитектурное выражение, и не должно
быть отверстий, прорезаемых в стенах,
подобно дыркам, вырезаемым в стенках
коробки. «Дырявить стены — это насилие».
6. Исключить комбинирование различных
материалов и, по мере возможности, стремиться
к применению одного материала в постройке;
не применять украшений, не вытекающих
из природы материала, чтобы здание яснее
выражало собою место, в котором живут,
и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал
об этом. Прямые линии и геометрические
формы соответствуют работе машины в строительстве,
так что и интерьер естественно принимает
характер машинного производства.
7. Совмещать отопление, освещение, водоснабжение
со строительными конструкциями так, чтобы
эти системы стали составной частью самого
здания. Элементы оборудования при этом
приобретают архитектурное качество:
здесь также проявляется развитие идеала
органической архитектуры.
8. Совмещать с элементами здания, насколько
это возможно, предметы обстановки, как
элементы органической архитектуры, делая
их едиными со зданием и придавая им простые
формы, соответствующие работе машины.
Снова прямые линии и прямоугольные формы.
9. Исключить работу декоратора. Если он
не привлечет на помощь стили, то уж обязательно
будет применять «завитушки и цветочки».
И ещё: «заповеди» Райта адресованные молодым архитекторам:
1. Забудьте обо
всех архитектурах мира, если
не понимаете того, что они
были хороши в своём роде
и в своё время.
2. Пусть никто из вас не вступает в архитектуру
ради того, чтобы зарабатывать себе на
жизнь, если вы не любите архитектуру как
живой принцип, если вы не любите её ради
неё; готовьтесь быть верным ей, как матери,
другу, самому себе.
3. Берегитесь архитектурных школ во всём,
кроме обучения инженерному делу.
4. Идите на производство, где вы сможете
видеть действия машин и механизмов, производящих
современные здания, или работайте в практическом
строительстве до тех пор, пока не сможете
естественным образом перейти от строительства
к проектированию.
5. Немедленно начните вырабатывать в себе
привычку задумываться «почему» по поводу
всего, что вам нравится или не нравится.
6. Не считайте ничего само собою разумеющимся
прекрасным или безобразным, но каждое
здание разбирайте по частям, придираясь
к каждой чёрточке. Учитесь отличать любопытное
от красивого.
7. Приобретите привычку анализировать,
со временем способность анализа даст
возможность развиться способности синтеза,
которая тоже станет привычкой разума.
8. «Мыслите простыми категориями», как
говаривал мой учитель, имея при этом в
виду, что целое сводится к его частям
и простейшим элементам на основе первоосновных
принципов. Делайте так для того, чтобы
идти от общего к частному, никогда их
не путая, иначе запутаетесь сами.
9. Отбросьте, как отраву, американскую
идею «быстрой оборачиваемости». Начать
практическую деятельность полуиспечённым
– это значит продать своё врождённое
право быть архитектором за чечевичную
похлёбку или так и умереть, претендуя
на то, чтобы быть архитектором.
10. Не торопитесь заканчивать свою подготовку.
По меньшей мере, десять лет предварительной
подготовки к архитектурной практике
нужно тому архитектору, который хочет
подняться выше среднего уровня в умении
оценивать и в практической архитектурной
деятельности.
11. Затем уезжайте как можно дальше от
своего дома, чтобы строить свои первые
здания. Врач может похоронить свои ошибки,
но архитектор может только посоветовать
заказчику посадить вьющиеся растения.
12. Считайте постройку курятника такой
же хорошей для себя работой, как постройку
собора. Величина проекта мало значит
в искусстве, если отвлечься от финансовых
вопросов. В действительный расчёт принимается
выразительность. Выразительность может
быть большой в малом или малой в большом.
Не следует всё в жизни ставить на коммерческую
ногу и именно потому, что вам довелось
жить в век машин. Например, архитектура
сегодня шествует по улицам продажная,
так как «получить работу» стало первым
принципом архитектуры. В архитектуре
работа должна искать человека, а не человек
работу. В искусстве работа и человек –
напарники; ни один из них не может быть
куплен или продан другим. А пока что, поскольку
то, о чём мы говорили, является высшим
и прекраснейшим родом интегральности,
держите свой собственный идеал честности
так высоко, чтобы самым важным в жизни
помыслом вашего честолюбия было называть
себя честным человеком и смотреть самому
себе прямо в глаза. Держите свой идеал
честности так высоко, чтобы вы сами не
смогли его достичь.