Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:46, реферат
Барселона не была бы самой собой без необыкновенно ярких и оригинальных работ Антонио Гауди. Этот гениальный архитектор, которого многие называют гением модернизма, являет собой совершенно исключительный случай, его личность не поддается никакой классификации. Действительно, его архитектура вписывается в рамки периода модернизма, но уникальный характер его работ, интровертность и загадочность самой фигуры художника выделяют Гауди среди современников. Гауди – гений, намного опередивший свое время. Феномен, не поддающийся объяснению и тем более подражанию. Неповторимый, несравненный, немыслимый.
Барселона не была бы самой собой
без необыкновенно ярких и
оригинальных работ Антонио Гауди.
Этот гениальный архитектор, которого
многие называют гением модернизма, являет
собой совершенно исключительный случай,
его личность не поддается никакой
классификации. Действительно, его
архитектура вписывается в
Гауди – гений, намного опередивший свое время. Феномен, не поддающийся объяснению и тем более подражанию. Неповторимый, несравненный, немыслимый.
Антони Гауди-и-Курнет родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реусе, недалеко от Таррагоны, в Каталонии. Он был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра и его жены Антонии Курнет-и-Бертран. Именно в мастерской отца, по признанию самого архитектора, в нём пробудилось ощущение пространства. В 1887–1900 годах осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны — епископский дворец в Асторге, Каса Ботинес в Леоне и др. В 1903–1910 годах осуществил разбивку и архитектурно-декоративное оснащение парка Гуэль, по сути лишь фрагмента задуманного «города-сада» на окраине Барселоны, к этому же периоду относятся такие его знаменитые работы, как доходные дома Каса Батло и Каса Мила. Высшим плодом фантазии мастера явился огромный храм Святого Семейства, заложенный в 1882 году. Погиб в Барселоне 10 июня 1926 года, сбитый трамваем неподалеку от собора.
Начало творческого пути Антонио Гауди
Впервые Гауди познакомился с Барселоной в середине 19 века, работал чертежником, изучал ремесла, выполнял множество мелких работ. В это время в архитектуре города доминирует неоготический стиль, которому поклонялись тогда маститые искусствоведы и критики, и за богатой декоративностью которого восторженно следовал юный Антонио Гауди.
Первыми проектами Гауди в стиле модерн стали частный жилой Дом Висенс и летний особняк на Кантабрийском побережье Эль Каприччо.
Дом Висенс (1883-1885)
Дом
Висенс стал первым значительным произведением
молодого, сравнительно недавно начавшего
самостоятельную работу архитектора.
Тогда заказчиком постройки был
известный в то время в Испании
крупный фабрикант, производивший
керамическую плитку, Мануэль Висенс
Монтанер. То обстоятельство, что заказчик
являлся еще и продавцом
Новый
дом должен был появиться на участке
площадью 0,1 га (30 х 34,5 м). С восточной
стороны участок был ограничен
брандмауэром. Уже в первой работе
мастера были намечены основные принципы
его творческой манеры. Современники
посчитали генеральный план здания
дома Висенс неожиданным по своему
архитектурно-художественному
И конструктивное, и декоративное решение здания были выполнены под влиянием испано-арабского стиля мудехар, особенно заметного в верхней части здания, однако в оформлении здания явственно ощущалось свойственное более позднему Гауди стремление к поиску новых форм и декоративных элементов. Эта работа Гауди, по сути, является одной из первых архитектурных работ в стиле модернизма, который резко контрастировал с преобладавшим в то время эклектизмом. Уже в этой ранней работе выявляется стремление Гауди к созданию архитектурного ансамбля, в котором важна каждая деталь. Поэтому он сам спроектировал оригинальные решётки ворот, окон и балконов и выполнил эскизы интерьеров столовой и курительной комнаты.
Особняк Эль Каприччо (1883-1885)
Особняк Эль Каприччо — своеобразное
здание с поразительным видом на долину,
нисходящую к морю.
В этой постройке Гауди вновь широко использовал
элементы мавританского стиля, о котором
напоминает не только богатая отделка
стен изразцами, но также и стройная башенка
в форме минарета, венчающая навес крыльца
и придающая всему ансамблю особую элегантность.
Как и все проекты архитектора, строение
уникально, облицовано рядами кирпича
и керамической плиткой разных цветов.
Здания усадьбы Финка Гуэль (1884–1887)
В 1883 году дон Эусебио Гуэль решил выкупить большую усадьбу, располагавшуюся недалеко от Барселоны. В 1897 году селение, в котором находилась усадьба, стало одним из районов города. На территории этой усадьбы Антонио Гауди и выстроил по заказу ее владельца ряд сооружений, в числе которых дом привратника, конюшня, манеж, ограждение и ворота, а также смотровые площадки. Исследователи ограничивают период строительства усадьбы 1884–1887 годами.
Особенный интерес в усадьбе Гуэль представляет подъездной путь, сооружения которого образуют самостоятельный по содержанию и стилю комплекс. Несомненно, он является частью общей архитектурной композиции усадьбы. Но вместе с тем это и отдельное произведение искусства, также построенное на конфликте и состоящее (как и должно быть у Гауди) из сочетания несочетаемых частей (так называемые ворота Дракона, дом привратника и конюшня). Деталь головы дракона, украшающего ворота усадьбы Гуэль.
Архитектура усадьбы Гуэль примечательна тем, что при ее создании мастер последний раз в своем творчестве использует элементы искусства «мудехар». Среди последних можно указать такие: ложные арки, вход в которые закрыт рядами кирпичной кладки, резная штукатурка, подобно коврам украшающая стены построек, а также решетки, маскирующие окна.
Ворота несут не менее важную,
чем павильоны, стилистическую и
содержательную нагрузку в архитектурной
композиции усадьбы Гуэль.. Одна из
створок ворот навешена на железный
стержень. Нижняя ее часть – это
простая решетка, собранная из тонких
стержней, украшенных металлическими
пластинами и прикрепленными к ним
выкованными бутонами роз. В верхней
же части располагается фигура дракона,
удерживаемого цепями. Сделанный
из железа рисунок тем не менее
отличается изысканностью и одновременно
конструктивностью. Так, тело дракона
образуют волнистая железная ось
и нервюры, к которым крепится
проволочная сеть, а хвост и
шею – круглые в сечении
и закрученные в спирали
Пышный особняк Палау Гуэль (1886 – 1888)
Это первый образец того
стиля, который в дальнейшем
будет отличать архитектурные
работы Гауди: игра с
Дворец Гуэль стал необычным сооружением не только для архитектуры города, но и для определенного периода творчества самого мастера. Так, если в предыдущих его работах можно выявить черты, связывающие их с направлением «мудехар», то дом Гуэль явился своеобразным воплощением так называемой неоготики (хотя и с привлечением элементов авторского стиля).
Присутствуют в архитектуре здания и традиции эпохи Ренессанс. Так, следуя принципам создания ренессансного палаццо, автор располагает постройку вокруг внутреннего двора. Однако сам двор при этом начинается на уровне бельэтажа и увенчан куполом.
При взгляде
снаружи прямолинейная
По существу, архитектура дворца Гуэль, равно как и любое другое произведение Антонио Гауди, отличается ярко выраженным эклектизмом. Сильно выдающийся вперед плоский эркер и высокие въездные арки являются деталями, заимствованными мастером из ренессансного палаццо. Витые решетки, подчеркивающие вертикальные линии первого этажа, и выполненные в готическом стиле детали, составляющие эркер, свидетельствуют о близости стиля здания к венецианской архитектуре.
Нужно сказать
о том, что во многом характер архитектуры
дворца Гуэль определили малые размеры
участка. Так, архитектор оказался лишен
возможности использовать в композиции
свой излюбленный прием – устройство
вокруг постройки глубокого рва-
Дом Бальо (1877—1907)
Дом Бальо расположенный в известном месте на проезде Грасия, называемом «яблоко раздора», служит образцом скульптурного и декоративного стиля архитектуры Гауди.
Как и все произведения Гауди, архитектура дома Бальо отличается необыкновенной пластикой. Однако подобная пластичность рисунка дома ни в коей мере не нарушает его пожарной безопасности, обеспеченной целой системой двойных выходов и лестниц.
В композицию дома Бальо автором включены также и многочисленные световые дворики. Архитектору удалось их устроить, даже несмотря на то, что ширина здания достигала 14 м.
В настоящее время дом Бальо также считается жилым. А на чердаке здания ныне располагается камерный музей, посвященный творчеству испанского мастера архитектуры.
Дом Мила (1906-1910)
Дом Милa
стал последним завершенным
На первый взгляд может показаться, что это нелепое сооружение, ставшее плодом безудержной и загадочной фантазии автора. Современники архитектора, ранее не видевшие зданий столь причудливой формы, долгое время не могли принять и понять архитектуру дома Милa. Наверное, вследствие странности и загадочности сооружения оно и было названо местными жителями «Ла Педрера», что означает «каменоломня».
Судя
по первоначальному проекту, архитектор
планировал сделать криволинейными
все детали внутренних перегородок.
Однако в дальнейшем он отказался
от этого. В результате существующие
в доме перегородки имеют ломаные
очертания, создающие контраст с
плавными волнистыми линиями поверхности
стен и кровли фасада. При этом стоит
заметить, что некоторые опоры
были сделаны из стали, а другие изготовлены
из кирпича. Все они – круглые
в сечении. Их конструкция предварительно
была точно рассчитана Хайме Байо,
братом работавшего с Гауди подрядчика
Байо, который в то время в Школе
архитектуры преподавал сопротивление
материалов. Именно Хайме Байо принадлежит
идея выложить колонны кирпичом. При
этом кирпич предварительно раскалывали
надвое и укладывали на заранее приготовленную
гипсовую штукатурку сколом наружу для
лучшего сцепления с
Особенного внимания в конструкции дома Милa заслуживают криволинейные в плане балки, на которые опирается скульптурный фасад здания. В плане изгибы балок оказались немного смещенными относительно верхних и нижних этажей.
Чердак располагается в доме Милa над последним перекрытием. Он представляет собой перегородчатые кирпичные арки, форма которых повторяет линию подвешенной цепи. План конструкции оказался настолько сложным, что пришлось придавать аркам и пролетам самую разную форму. Для того чтобы арки воспринимались как элементы единой композиции, Гауди распорядился соединить их между собой витой продольной балкой, выполненной из трех рядов кирпичной кладки.
Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия) ( начало-1883 )
Строительство
знаменитого храма Саграда
Возведение храма было начато 3 ноября 1883 года. А к 1916 году Гауди завершил создание гипсового макета, который стал отображением архитектуры будущего собора. Кроме того, отдельно были изготовлены и макеты главного фасада – Воскрешение – храма Саграда Фамилиа.
С самого
начала его сооружение продвигалось
медленными темпами, поскольку основным
источником материальных поступлений
в фонд строительства были добровольные
пожертвования рядовых граждан
Барселоны и любителей
Уже после трагической и нелепой гибели Антонио Гауди, в 1936 году в крипте произошел пожар, вследствие которого были уничтожены все макеты, сделанные еще при жизни автора. В середине XX века за реставрацию обломков макетов Саграда Фамилиа взялись такие мастера, как Кинтана, Пуиг и Бонет.
Саграда Фамилиа представляет собой монументальное произведение, создание которого стало делом всей жизни автора. В основе архитектуры храма заложена глубокая по содержанию символико-литературная программа. Гауди вывел в композиции христианские образы, заимствованные из книги аббата бенедиктинского монастыря, находившегося в Соломесе. Все без исключения детали и элементы конструкции храма наполнены символическим смыслом.
По замыслу Гауди, все три фасада Саграда Фамилиа должны были иметь стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями криволинейных очертаний.
Архитектор намеривался возвести храм длиной 110 и высотой 45 м, с 12-ью башнями – по числу апостолов. Огромных колоколен было задумано четыре – по числу евангелистов. И еще два колоссальных шпиля в честь Богоматери Иисуса Христа. Последнему предстояло подняться на 170 м. Планировалось возвести три фасада, рассказывающих о различных эпизодах из жизни Христа: «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскрешение». Фасады должны были украшать огромное панно и рельефы на соответствующие темы.