Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 02:47, реферат
Международное космическое право — одна из новых отраслей современного международного права, сформировавшаяся в процессе освоения государствами космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к статусу космического пространства как особой, внеземной среды и к деятель¬ности государств по исследованию и использованию этого пространства.
Международное космическое право — одна из новых отраслей современного международного права, сформировавшаяся в процессе освоения государствами космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к статусу космического пространства как особой, внеземной среды и к деятельности государств по исследованию и использованию этого пространства.
Исследование и использование
космического пространства служит интересам
не только того государства, которое
осуществляет подобную деятельность,
но и глобальным интересам всего
человечества. Международное космическое
право можно определить как
совокупность международно-правовых
норм, устанавливающих режим космического
пространства и небесных тел и
регулирующих отношения, субъектами которых
выступают государства, а также
международные организации в
связи с исследованием и
Источниками международного космического права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Принципы Устава ООН действуют и в космическом праве.
Главным источником этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.
Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения космического права, являются: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. Страны, входящие в Содружество Независимых Государств, 30 декабря 1991 г. заключили Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, а позднее создали Межгосударственный совет по космосу.
На формирование международного
космического права большое влияние
оказали резолюции Генеральной
Ассамблеи ООН, прежде всего Декларация
правовых принципов, регулирующих
деятельность государств по исследованию
и использованию космического пространства,
1963 г. Можно также отметить
Существенное значение для
реализации норм международного космического
права имеет Закон РФ "О космической
деятельности", принятый 20 августа
1993 г., с изменениями и дополнениями,
внесенными Федеральным законом
от 29 ноября 1996 г. Раздел VI Закона регламентирует
вопросы международного
Содержание понятия "общее наследие человечества" в контексте содержания международных норм позволяет сделать вывод, согласно которому космос и небесные тела не могут рассматриваться в качестве "общей вещи" или "общей собственности" человечества. Они лишь находятся в его общем пользовании. Произвольное присвоение объектов, имеющих статус общего наследия человечества, недопустимо. Такие объекты должны использоваться на справедливой и рациональной основе. Концепция общего "наследия человечества призвана обеспечить равенство всех государств в использовании этих объектов.
Применительно к Луне и другим небесным телам общим наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы, как не добытые, так и добытые. Договор 1967 г. по космосу закрепил положение о том, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами" (ст. II). Идентичное положение зафиксировано в ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах. На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения о Луне без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. В связи с этим сказано: "Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица".
Вопрос о границе между
воздушным и космическим
Космическое пространство, включая
Луну и другие небесные тела, открыто
для исследования и использования
всеми государствами без какой
бы то ни было дискриминации, на основе
равенства, при свободном доступе
во все районы небесных тел. Принцип
свободы исследования и использования
космического пространства и небесных
тел охватывает и научные исследования.
Важным элементом космического права
является принцип частичной
Это означает, что государства
— участники Договора обязуются
не выводить на орбиту вокруг Земли
любые объекты с ядерным
Исключительно в мирных целях
используются Луна и другие небесные
тела: запрещается создание военных
баз, сооружений и укреплений, испытание
любых типов оружия и проведение
военных маневров. Следовательно, на
Луне и других небесных телах установлен
режим полной демилитаризации. Соглашением
о деятельности государств на Луне
и других небесных телах от 18
декабря 1979 г. установлены дополнительные
ограничения военной
Принципом международного космического
права является содействие международному
сотрудничеству в мирном исследовании
и использовании космического пространства.
В связи с этим участники Договора
1967 г. обязуются в максимально
возможной и практически осуществимой
степени информировать
К принципам космического
права относится и недопущение
вредного загрязнения космоса, а
также неблагоприятных
Под космическими объектами
понимаются искусственные тела, которые
создаются человеками запускаются
в космос. К таким объектам относятся
их составные части и средства
доставки. Разновидностью космических
объектов являются космические корабли
— транспортные средства, предназначенные
для людей и грузов. Космические
объекты запускаются в
Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.
Государства и межправительственные
организации, осуществляя запуски
объектов в космос, обязаны предпринимать
меры предосторожности с целью недопущения
угрозы жизни, здоровью физических лиц,
уничтожения или повреждения
имущества государств, их физических
или юридических лиц либо международных
организаций. Тем не менее возможность
причинения ущерба сохраняется. С целью
регулирования этого вопроса принята
Конвенция о международной
Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, которому причинен ущерб либо нанесен ущерб его физическим или юридическим лицам. Если запуск космического объекта производится двумя (или более) государствами совместно, то за причиненный ущерб они несут солидарную ответственность. В связи с этим запускающее государство, выплатившее компенсацию за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.