Космическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 02:47, реферат

Описание работы

Международное космическое право — одна из новых отраслей современного международного права, сформировавшаяся в процессе освоения государствами космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к статусу космического пространства как особой, внеземной среды и к деятель¬ности государств по исследованию и использованию этого пространства.

Файлы: 1 файл

311019.ppt

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Международное космическое право  — одна из новых  отраслей современного международного права, сформировавшаяся в  процессе освоения государствами  космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к  статусу космического пространства как  особой, внеземной  среды и к деятель­ности  государств по исследованию и использованию  этого пространства.

Исследование и использование  космического пространства служит интересам  не только того государства, которое  осуще­ствляет подобную деятельность, но и глобальным интересам всего  человечества. Международное космическое  право можно опре­делить как  совокупность между­народно-правовых норм, уста­навливающих режим космического пространства и небесных тел и  регулирующих отношения, субъектами которых  выступают государства, а также  международные организации в  связи с исследованием и использованием космоса.

 

Источниками международного космического права являются международные  договоры и международно-правовые обычаи. Принципы Устава ООН действуют и  в космическом праве.

 

Главным источником этой отрасли  является Договор о прин­ципах деятельности государств по исследованию и использова­нию космического пространства, включая  Луну и другие небес­ные тела, от 27 января 1967 г.

Другими многосторонними  договорами, закрепляющими  основные положения  космического права, являются: Договор  о запрещении испытаний  ядерного оружия в  атмосфере, в кос­мическом пространстве и под  водой от 5 августа 1963 г., Согла­шение о  спасании космонавтов, возвращении космонавтов  и воз­вращении объектов, запущенных в космическое  пространство, от 22 апреля 1968 г., Конвенция о  международной ответствен­ности за ущерб, причиненный  космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенция  о регистрации  объектов, запускае­мых в космическое  пространство, от 14 января 1975 г., Соглаше­ние о  деятельности государств на Луне и других небесных те­лах от 18 декабря 1979 г. Страны, входящие в Содружество  Независимых Государств, 30 декабря 1991 г. заключили  Согла­шение о  совместной деятельности по исследованию и  использо­ванию космического пространства, а позднее  создали Межгосу­дарственный  совет по космосу.

На формирование международного космического права большое влияние  оказали резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН, прежде всего Декларация правовых принципов, регули­рующих  деятельность государств по исследованию и использо­ванию космического пространства, 1963 г. Можно также отме­тить резолюцию  Генеральной Ассамблеи 1982 г. "Принципы ис­пользования государствами искусственных  спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания", а также резолюцию 1966 г. "Декларация о международном  со­трудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран".

 

Существенное значение для  реализации норм международ­ного космического права имеет Закон РФ "О космической  дея­тельности", принятый 20 августа 1993 г., с изменениями и до­полнениями, внесенными Федеральным законом  от 29 ноября 1996 г. Раздел VI Закона регламентирует вопросы международ­ного сотрудничества.

Содержание понятия "общее  наследие человечества" в кон­тексте содержания международных норм позволяет  сделать вывод, согласно которому космос и небесные тела не могут рас­сматриваться в качестве "общей вещи" или "общей собственно­сти" человечества. Они лишь находятся в его общем  пользова­нии. Произвольное присвоение объектов, имеющих статус об­щего  наследия человечества, недопустимо. Такие  объекты долж­ны использоваться на справедливой и рациональной основе. Концепция общего "наследия человечества призвана обеспечить равенство всех государств в использовании этих объектов.

 

Применительно к Луне и другим небесным телам общим  наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы, как  не добытые, так и  добытые. Договор 1967 г. по космосу закрепил положение о том, что "космическое  пространство, включая  Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному  присвоению ни путем  провозглашения на них  суверенитета, ни путем  использования или  оккупации, ни любыми другими средствами" (ст. II). Идентичное положение  зафиксировано в  ст. 11 Соглашения о  деятельности государств на Луне и других небесных телах. На Луне провозглашается  сво­бода научных  исследований, проводимых с учетом равенства  всеми участниками  Соглашения о Луне без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют  право собирать на Луне образцы минеральных  и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться  ими, принимая во внимание желатель­ность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться  как национальное присвоение. В связи  с этим сказано: "Поверхность  или недра Луны, а также участки  ее поверхности или  недр или природные  ресурсы там, где  они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, междуна­родной межправительственной или неправительственной  организации, национальной организации или  неправительственного учреждения или любого физического лица".

Вопрос о границе между  воздушным и космическим пространством  договорно не урегулирован. Сложилась  обычно-правовая норма, согласно которой  эта граница проходит на высоте минимальных  перигеев орбит искусственных спутников  Земли, т. е. на высоте 100—110 км над уровнем  океана. Надземное про­странство  на уровне и выше пределов минимально низких орбит спутников не подпадает  под суверенитет государств, находящихся  под этим пространством и считается  открытым космо­сом.

 

Космическое пространство, включая  Луну и другие небес­ные тела, открыто  для исследования и использования  всеми государствами без какой  бы то ни было дискриминации, на ос­нове  равенства, при свободном доступе  во все районы небесных тел. Принцип  свободы исследования и использования  космиче­ского пространства и небесных тел охватывает и научные исследования. Важным элементом космического права  является принцип частичной демилитаризации  космического пространства и полной демилитаризации небесных тел.

 

 

 

Это означает, что государства  — участники Договора обя­зуются не выводить на орбиту вокруг Земли  любые объекты с ядерным оружием  или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать  такое оружие на небесных телах и  не размещать его в космическом  пространстве каким-либо иным образом. Отсюда следует, что космос является частично (в отношении оружия массового  уничтожения) демилитаризованным.

 

Исключительно в мирных целях  используются Луна и дру­гие небесные тела: запрещается создание военных  баз, соору­жений и укреплений, испытание  любых типов оружия и прове­дение  военных маневров. Следовательно, на Луне и других небесных телах установлен режим полной демилитаризации. Со­глашением о деятельности государств на Луне и других небес­ных телах от 18 декабря 1979 г. установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств: на Луне запре­щаются угроза силой или применение силы, любые  другие вра­ждебные действия или  угроза их совершения; запрещается  так­же использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении  Земли, космических кораблей, их персонала  или искусственных космических  объектов. Допускается использование  на Луне военного персонала для научных  исследований или каких-либо иных мирных целей.

Принципом международного космического права является содействие международному сотрудничеству в мирном иссле­довании  и использовании космического пространства. В связи с этим участники Договора 1967 г. обязуются в максимально  воз­можной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, а также общественность и меж­дународное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах  космической деятельности.

 

К принципам космического права относится и недопуще­ние вредного загрязнения космоса, а  также неблагоприятных изменений  земной среды вследствие доставки внеземного ве­щества. Если государство — участник Договора имеет основа­ние полагать, что запланированные им или его  гражданами дея­тельность или эксперимент  создадут потенциально вредные помехи деятельности других участников Договора в деле мир­ного исследования и использования  космического пространст­ва, то оно  обязано провести необходимые международные  кон­сультации. Подобные консультации могут запросить любые дру­гие  участники Договора. Государства  за свою деятельность в космическом  пространстве несут международную  ответствен­ность, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими ли­цами. Кроме того, государства  ответственны за обеспечение того, чтобы их национальная деятельность проводилась в строгом соответствии с положениями Договора. Деятельность в космосе неправительственных  юридических лиц должна осуществлять­ся  с разрешения соответствующего государства  — участника Договора и под  его постоянным наблюдением. В случае дея­тельности в космосе международной  организации ответствен­ность за выполнение Договора несут как сама организация, так и участвующие в ней  государства.

Под космическими объектами  понимаются искусствен­ные тела, которые  создаются человеками запускаются  в космос. К таким объектам относятся  их составные части и средства доставки. Разновидностью космических  объектов являются космические корабли  — транспортные средства, предназначенные  для людей и грузов. Космические  объекты запускаются в космическое  пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных процессов, транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международной межправительственной организации.

 

Согласно Конвенции о  регистрации объектов, запускаемых  в космическое пространство, такая  регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее  космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое  пространство, регистрирует его путем  записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.

Государства и межправительственные организации, осу­ществляя запуски  объектов в космос, обязаны предпринимать  меры предосторожности с целью недопущения  угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения  иму­щества государств, их физических или юридических лиц либо международных  организаций. Тем не менее возможность  причинения ущерба сохраняется. С целью  регулирования этого во­проса принята  Конвенция о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами. Она устанавли­вает принцип  абсолютной ответственности запускающего госу­дарства за выплату компенсаций  за ущерб, причиненный его космическим  объектом на поверхности Земли или  воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объек­ту либо лицам или имуществу на его  борту в любом месте за пределами  поверхности Земли, то запускающее  государство несет ответственность  только в том случае, когда ущерб  причи­нен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

 

Претензия о компенсации  за такой ущерб может быть предъявлена  запускающему государству тем государством, ко­торому причинен ущерб либо нанесен  ущерб его физическим или юридическим  лицам. Если запуск космического объекта  производится двумя (или более) государствами  совместно, то за причиненный ущерб  они несут солидарную ответственность. В связи с этим запускающее  государство, выплатившее компен­сацию за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Космическое право