Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:07, реферат
ЦЕЛЬ: рассмотреть вопросы физической природы планет земной группы.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
а) общеобразовательные – формирование понятий об основных физических характеристиках планет земной группы;
б) развивающие – формирование умения анализировать информацию;
в) воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историей изучения и природой планет земной группы; развитие экологического мышления учащихся.
МОУ «Румянцевская СОШ»
Открытый урок по астрономии
в 11 классе
ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ
Учитель Бабенкова Зинаида Сергеевна
ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ
ЦЕЛЬ: рассмотреть вопросы физической природы планет земной группы.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
а) общеобразовательные – формирование понятий об основных физических характеристиках планет земной группы;
б) развивающие – формирование умения анализировать информацию;
в) воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историей изучения и природой планет земной группы; развитие экологического мышления учащихся.
УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
ПЛАН УРОКА
Этап урока |
Содержание |
Методы изложения |
Время, мин. |
I |
Проверка домашнего задания |
Фронтальный опрос, беседа |
10 |
II |
Изложение нового материала:
|
Рассказ учителя |
30 |
III |
Подведение итогов урока. Домашнее задание |
5 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Этап I
При фронтальном опросе учащиеся отвечают на вопросы (при возникающих затруднениях можно воспользоваться справочными данными из учебника).
10. К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля, Марс.
Этап II
Напомнив учащимся основные сведения о строении Солнечной системы, необходимо отметить особую роль планет как небесных тел, на которых возможна жизнь. На протяжении многих лет источником знаний о планетах были визуальные, фотографические, фотометрические и спектральные наблюдения. В настоящее время данные этих наблюдений весьма существенно уточнены и дополнены благодаря радиоастрономическим наблюдениям и исследованиям с помощью космических аппаратов.
Учащимся необходимо объяснить, что основными физическими характеристиками планет являются масса, размер, средняя плотность, скорость вращения вокруг оси. Важными здесь являются также средняя плотность и химический состав атмосферы, угол наклона оси планеты к плотности ее орбиты, расстояние от Солнца, а также количество спутников. Именно по основным физическим характеристикам планеты делятся на две группы.
Изучение планет
земной группы можно начать
с краткого обзора основных
сведений о литосфере,
Непосредственному
исследованию внутреннего
В дополнение к
материалу, изложенному в
На данном уроке можно дополнительно (с пропедевтической целью) ознакомить учащихся с ролью магнитосферы Земли и схемой образования радиационных поясов. Если бы у Земли отсутствовала магнитосфера, космическая радиация убила бы на ней все живое. Однако большая часть космических лучей отклоняется магнитным полем Земли, а часть захватывается, и лишь наиболее энергичные частицы достигают верхних слоев атмосферы, в основном в области земных полюсов, и вызывают свечение разряженных газов – полярные сияния. Материал о магнитном поле и радиационных поясах Земли тесно связан с проблемами солнечно-земных связей.
Демонстрируемые на уроке фотоснимки, рисунки и другие наглядные пособия позволят учащимся представить сравнительные размеры планет, особенности их вращения вокруг осей и т. д. Не следует увлекаться использованием на уроке многочисленных числовых данных, более эффективной в этом случае будет работа со справочными таблицами.
На этом уроке ряд вопросов можно увязать с экологическими проблемами Земли. При рассмотрении атмосфер планет земной группы следует обратить внимание учащихся на образование облачного покрова Венеры. Изучение облаков на Венере имеет не только большой научный, но и практический интерес в связи с проблемой защиты окружающей среды от загрязнения на Земле. Дело в том, что венерианский туман сходен по ряду свойств с земными туманами-смогами, вызванными промышленными и транспортными выбросами в атмосферу. Земные смоги, нарушающие экологическое равновесие и вызывающие многие нежелательные последствия, возникают в результате накопления в воздухе сернистого ангидрида, который, окисляясь, образует капельки серной кислоты. Под действием солнечного излучения такой туман не рассеивается, а даже сгущается. Разобравшись в сложных процессах, которые происходят в облаках Венеры, ученые могут внести вклад в решение проблемы защиты атмосферного воздуха Земли от загрязнения.
В связи
с увеличением доли
Марс
– единственная планета, где
наблюдаются глобальные
Знакомство
учеников со сведениями об
эволюции планет земной группы
будет способствовать
Эволюция
Меркурия определялась
Для
закрепления материала урока
учащимся дается задание, котор
Вариант 1.
Вариант 2.
Этап III
При выполнении домашнего задания учащиеся заполняют следующую таблицу с основными физическими характеристиками планет земной группы:
Физические характеристики планет |
Меркурий |
Венера |
Земля |
Марс |
Масса (в массах Земли) |
0,055 |
0,816 |
1,000 |
0,107 |
Диаметр (в диаметрах Земли |
0,382 |
0,949 |
1,000 |
0,532 |
Плотность, кг/м3 |
5,43 |
5,24 |
5,52 |
3,95 |
Период вращения |
58,8 суток |
243 суток (обратное) |
23 ч 56 мин |
24 ч 37 мин |
Атмосфера:
|
Практически нет |
95 атм |
1 атм |
1/150 атм |
96,5 % СО2, 3,5 % N2 |
78 % N2, 21 % О2 и др. |
95 % СО2, 2,5 % N2 и др. | ||
Температура поверхности, 0С |
+430 днем; -170 ночью |
+480 |
От +60 до +17 днем; -80 ночью |
От +15 до -60 днем; -120 ночью |
Число спутников |
- |
- |
1 |
2 |
Названия спутников |
- |
- |
Луна |
Фобос, Деймос |