Тенденции изменения инвестиционного климата российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционный климат представляет собой набор факторов, специфичных для данной страны и определяющих возможность фирм к расширению масштабов деятельности на основе осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции. Риск инвестиционных решений лежит на предпринимательском сообществе. Государство оказывает значительное воздействие на инвестиционный климат с точки зрения гарантирования прав собственности, правового регулирования и налога бизнеса, условий функционирования финансового рынка и рынка труда, создания рыночной инфраструктуры, а также решения таких проблем, как коррупция, преступность, политическая нестабильность.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы инвестиционного климата. 6
1.1. Понятие и виды инвестиций. 6
1.2. Понятие инвестиционного климата. 11
Глава 2. Анализ современного состояния инвестиционного климата в России 14
2.1 Инвестиционный климат на январь 2005 года 14
2.2 Влияние экономического кризиса на экономику России 15
2.3 Оценка инвестиционного климата в России 24
Глава 3. Перспективы развития инвестиционного климата в России 35
3.1 Концепция улучшения инвестиционного климата в России 35
3.2 Меры на ближайшую перспективу 40
Заключение 53
Список используемой литературы 54

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 85.08 Кб (Скачать файл)

Процесс инвестирования сегодня является малоэффективным и непривлекательным  для потенциальных инвесторов. Это  обусловлено и отсутствием четкой инвестиционной стратегией государства, которая должна быть направлена на подъем, инвестиционной активности, поддержку  и оздоровление воспроизводственной структуры экономики.

Преодоление дезинтеграции экономики  и предотвращение дальнейшего бегства  капитала из производственной сферы  требует активных и адекватных усилий государства. Нужны экономические  и организационные инструменты, направляющие денежные потоки в подъем производственных инвестиций.

В целях улучшения инвестиционного  климата Правительством Российской Федерации реализуются несколько  направлений структурных реформ.

Особое внимание в настоящее  время уделяется реформе системы  государственного управления, направленной на сокращение избыточного вмешательства  государства в экономику. Ощутимые результаты достигнуты в реализации административной реформы в части  оптимизации структуры федеральных  органов исполнительной власти и  устранении дублирующих и избыточных функций.

Особого упоминания также заслуживает  реформа технического регулирования, направленная на создание условий для  успешного развития бизнеса, гармонизацию существующих внутри страны стандартов с международными. Базовый закон принят, сейчас готовятся соответствующие подзаконные акты.

В декабре 2004 г. Президентом Российской Федерации подписан Градостроительный  кодекс Российской Федерации, который  регулирует вопросы, связанные с  отношениями по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства и их реконструкции.

В рамках реформы правоприменения продолжается разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства. Продолжается судебная реформа, направленная на повышение эффективности судебного разбирательства и обеспечения независимости судебных органов.

Одним из условий защиты прав субъекта экономической деятельности является эффективное антимонопольное законодательство, направленное на поддержание конкуренции.

В целях инвестиционного обеспечения  экономики продолжается реформирование финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества.

После всего вышесказанного можно  отметить некоторые благоприятные условия и тенденции:

Россия обладает одним из самых  высокообразованных кадровых потенциалов в мире;

Формальный сектор НИОКР в России (1,17% ВВП) выигрывает в сравнении  с некоторыми странами, например, с  Бразилией (0,98%) и Индией (0,85%);

Российские компании высказывают  меньше жалоб по сравнению с сопоставимыми  компаниями в Индии и Китае  по поводу: налоговых ставок, процедур лицензирования, выдачи разрешений и налоговых правил, инфраструктуры;

В результате осуществления реформ в 2001-2008 гг. упростились административные процедуры лицензирования, регистрации и налогообложения предприятий.

23 октября 2013 года был опубликован  доклад Всемирного банка «Ведение  бизнеса — 2013», согласно которому  Россия поднялась на восемь  ступеней вверх в рейтинге  по условиям ведения бизнеса:  Россия заняла 112-е место среди  185 стран. При этом в 2011 году  Россия в этом же рейтинге  была 120-й, в 2010 году — 124-й.

24 октября 2012 года Путин заявил, что считает положительным тренд  по условиям для бизнеса в  России, который отметил Всемирный  банк в своём рейтинге. «Пока  невесть что, но все-таки тренд  положительный, надо его закреплять»,  — сказал Путин на первом  заседании совета по модернизации  экономики и инновационному развитию  России. По словам Путина, особенно  внушительное движение Россия  продемонстрировала по таким  позициям, как «удобство налогового  администрирования» и «условия для начала бизнеса».

По мнению составителей доклада  Doing business-2013, повышение России в рейтинге стало возможным благодаря четырём факторам: упрощение условий международной торговли, введение электронного документооборота в различных сферах бизнеса, снижение тарифов на подключение к электроэнергии и упрощение процедуры регистрации собственности на земельные участки.

На улучшение позиции страны в рейтинге в этом году повлияло упрощение процедуры уплаты налогов: по этому критерию Россия поднялась  со 105-го на 64-е место. Число платежей в год сократилось с девяти до семи, время на общение с налоговой — с 290 часов до 177. Как отмечают эксперты ВБ в пояснении к рейтингу, такой рост связан с оптимизацией уплаты НДС и расширением практики электронной подачи документов. «Мы серьезно шагнули в сфере IT», — говорит официальный представитель ФНС Лариса Катышева. В службе связывают улучшение позиций с несколькими направлениями: развитием бесконтактных способов взаимодействия (в третьем квартале 2012 года 75,8 % организаций предоставили налоговые декларации в электронном виде), внедрением досудебного регулирования и упрощением процедуры взимания НДС.

Свою положительную роль сыграло  и упрощение процедуры регистрации  предприятий. Рост на 10 позиций, до 101-го места, стал возможен благодаря повышению  эффективности работы «одного окна»  и снижению времени регистрации  с 30 до 18 дней, отмечают эксперты банка. «Компании чаще обращаются в специальную  компанию, которая регистрирует фирму  и ставит ее на учет. Поэтому 30 или 18 дней займет регистрация — не имеет  значения, это формальный показатель», — комментирует результаты президент НИСИПП Владимир Буев.

Несмотря на общее улучшение  показателей России, по некоторым  критериям страна все же «просела». Хотя индексы, входящие в критерий «Защита  инвесторов», не изменились, за год  по этому показателю Россия скатилась  на 6 пунктов (в странах-конкурентах  процесс улучшения бизнес-климата проходил динамичнее).

Также из-за продления времени на получение кадастрового паспорта в  бюро технической инвентаризации с 11 до 12 дней место России по критерию «Регистрация собственности» снизилось  на одну позицию, до 46-го места, из-за корректировки  данных по критерию «Международная торговля»  — на две позиции, до 162-го места.

Несмотря на усилия московских властей (рейтинг считается по столицам), позиции России по получению разрешения на строительство и подключению  к электричеству практически  не изменились. Число процедур, необходимых  для получения разрешения на строительство, сократилось с 51 до 42, время получения  — с 423 дней до 344, стоимость —  со 183,8 % от среднедушевого дохода до 129,2 %. Но это не помогло стране подняться выше 178-го места.

Несмотря на снижение стоимости  подключения к электросетям со 1852 % дохода на душу населения до 1573,7 %, Россия опустилась на одну позицию  по этому критерию, до 184-го места из 185.

«На самом деле рейтинг уже показал  улучшение по тем показателям, на которые мы можем повлиять, но не в полной мере их зафиксировал, то есть у нас есть возможности для  роста», — не спешит расстраиваться заммэра Москвы Андрей Шаронов. Так, приводит он пример, уже удалось сократить время оформления документов, необходимых для подключения нестационарных торговых объектов к электросетям, с трех-шести месяцев до 15 дней, идет работа над сокращением количества документов, прилагаемых к заявке на подключение, и сроков подготовки договора (проект «5 шагов за 3 визита»). «Предполагаю, что в следующем году Россия сможет войти в сотню лучших стран по условиям ведения бизнеса», — надеется Шаронов.

«Радует, что движение вперед есть, а скромность темпов вызвана тем, что ряд решений, в том числе  в сфере электроэнергетики и  в части таможенных процедур, окажут влияние на реальную ситуацию только в ближайшие месяцы», — объяснил изменение позиций России в рейтинге вице-премьер Аркадий Дворкович.

«Существенная положительная динамика достигнута благодаря сокращению срока  регистрации предприятий и упрощению  процедур отчетности, это свидетельствует об эффективности работы ФНС. А сами данные рейтинга говорят об эффективном взаимодействии органов власти и бизнеса», — отмечает Андрей Никитин, гендиректор АСИ, которое готовит «дорожные карты» для правительства по улучшению позиции России в рейтинге. По словам Никитина, то, что сокращение ряда процедур в сфере строительства не изменило места в рейтинге, объясняется более активным движением других стран. «Это означает, что в условиях современной экономики конкуренция между государствами за привлечение инвестиций будет только возрастать. Мы должны быть бескомпромиссными к себе», — заверяет глава АСИ

 

 

Глава 3. Перспективы развития инвестиционного климата в России

3.1 Концепция улучшения инвестиционного  климата в России

 

После всего сказанного можно сделать  несколько основных выводов относительно политики улучшения инвестиционного  климата в России:

На нынешнем этапе благоприятный  инвестиционный климат становится главной  задачей, с помощью которого обеспечивается экономический рост и сохраняется  научно-технический потенциал для  поддержания статуса России как индустриально развитой страны.

Учитывая все благоприятные  тенденции развития инвестиционного  климата в стране с 1992 г., он остается весьма непривлекательным. Поэтому  необходимо радикальное улучшение  инвестиционного климата в течение короткого периода времени;

Но приведенный выше обзор показывает, что быстро и кардинально решить эту проблему практически невозможно. Так как многие процессы как, например, борьба с преступностью, обеспечение  надежной работы судебной системы и  другие меры стабилизации экономики требуют длительного времени.

Отсюда принципиальный вывод: разумная политика состоит в том, чтобы  обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры.

Таким образом, требуется долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том  числе иностранных, закрепленная в законодательной базе функционирования инвестиций. Учитывая неустойчивость российской политической ситуации, желательно ее подтверждение всеми основными общественно-политическими силами, которые могут претендовать на власть в стране.

Есть несколько фундаментальных  вопросов, на которые надо ответить, прежде чем определять долгосрочную стратегию9:

Все же еще раз надо задаться вопросом, есть ли иной выход, кроме ставки на частные инвестиции?

Частные инвестиции отличаются значительно  большей эффективностью, чем государственные. С частными инвестициями на предприятия  приходят новые технологии, современные  методы управления. В тоже время  частные инвестиции чрезвычайно  чувствительны к условиям инвестирования - стабильности и предсказуемости  макроэкономической политики, уровню вмешательства государства в  экономическую деятельность, простоте и понятности процедур согласования инвестиционных проектов, степени гармонизации национальных стандартов с международными, адекватности законодательства о защите инвестиций и т.д. Отсюда - безальтернативность самых серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата.

Что мы больше предпочитаем - эффективность инвестиций или их объем?

При всех положительных качествах  частных инвестиций они не в состоянии  обеспечить всех потребностей экономики  в инвестиционных ресурсах в силу недостаточности их объема. Поэтому  государство должно отдать предпочтение эффективности. Не все инвестиции одинаково  полезны. Значительная доля инвестиций предприятий, в том числе естественных монополий и региональных (местных) властей, даже при нынешних жалких объемах остаются “советскими" по показателям эффективности. Нередко это просто выброшенные деньги. Конечно, чем больше объем инвестиций, тем ниже показатели их эффективности даже при жестком отборе и качественном исполнении проектов: просто с увеличением объемов растет и число проектов, которые могут быть включены в список финансируемых. Но важно, чтобы в этом списке первые места занимали самые эффективные. Сейчас это не так.

Будем ли стимулировать потребительский спрос или сбережения?

Это также непраздный вопрос, ибо  в последнее время получила хождение точка зрения, что сейчас стимулирование потребительского спроса и увеличение денежных доходов населения способствует экономическому росту. Есть даже предложения  сразу удвоить зарплату. Но доходы населения могут реально расти  только в меру роста производства и производительности труда. Иной способ один - печатать деньги и ожидать  роста цен, съедающего номинальные  денежные доходы. Или брать взаймы, что для нас уже недоступно.

Другой способ стимулирования спроса - поощрять его в ущерб сбережениям. Следует подчеркнуть, что российское общество не нуждается в поощрении  потребления. Вопреки официальным  данным, реальные национальные сбережения крайне низки, может быть за исключением  только очень узкого слоя наиболее состоятельных граждан. Поэтому  в поощрении нуждаются именно сбережения, именно вложения в инвестиции, для чего должны быть предложены достаточно доходные и надежные инструменты, чтобы  они стали важным элементом улучшения  инвестиционного климата.

Информация о работе Тенденции изменения инвестиционного климата российской экономики