Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 23:37, курсовая работа
База данных — это набор файлов (таблиц), в которых находится информация. Как правило, база данных состоит из нескольких таблиц, которые размещают в одном каталоге. Таблицу можно создать, воспользовавшись входящей в состав Delphi утилитой Borland Database Desktop или организовав SQL-запрос к серверу базы данных.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский Национальный Технический Университет
Факультет информационных технологий и робототехники
Кафедра «Робототехнические системы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Технологии и системы программирования»
Тема: «База данных «Аптека»
Выполнил
студент группы 107811
Руководитель
ст. преподаватель кафедры РТС
Минск 2014
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский Национальный Технический Университет
Факультет информационных технологий и робототехники
Кафедра «Робототехнические системы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе
по дисциплине «Технологии и системы программирования»
Тема: «База данных «Аптека»
Выполнил
студент группы 107811
Руководитель
ст. преподаватель кафедры РТС
Минск 2014
Белорусский национальный технический университет | |||
Факультет |
ИТР |
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой
З А Д А Н И Е
по курсовой работе
студенту группы 107819 Корженку В.В., вариант 8_
1. Тема работы |
БД "Отдел кадров" | |||||||
2. Срок сдачи студентом законченной работы |
25.05.2012 | |||||||
3. Исходные данные к работе |
Реляционная база данных | |||||||
Среда разработки – Delphi | ||||||||
Таблицы: | ||||||||
1. Сотрудники (Табельная номер, ФИО, Год рождения, Телефон, Адрес) | ||||||||
2. Подразделения (Название подразделения, Табельный номер, Номер места, Надбавка) | ||||||||
3. Рабочие места (Номер места, Должность, Оклад, Надбавка) | ||||||||
Предусмотреть удаление и добавление новых данных. Также предусмотреть поиск по | ||||||||
заданному критерию. Рассмотреть создание вычисляемых полей. | ||||||||
4. Содержание расчетно- |
||||||||
Титульный лист | ||||||||
Задание по курсовому проектированию | ||||||||
Содержание | ||||||||
Введение | ||||||||
1. Проектирование базы данных | ||||||||
1.1 Построение логической модели | ||||||||
1.2 Построение физической модели | ||||||||
2. Разработка приложения по работе с базой данных | ||||||||
2.1 Назначение | ||||||||
2.2 Структура приложения | ||||||||
2.3 Описание приложения | ||||||||
2.4 Тестирование приложения | ||||||||
2.5 Руководство пользователю | ||||||||
Заключение | ||||||||
Список использованных источников | ||||||||
Приложения. | ||||||||
Консультант по работе (с указанием разделов работы) |
Кононенко З.И. |
|||||||
| ||||||||
Дата выдачи задания |
25.02.2012 | |||||||
Календарный график работы над курсовой на весь период |
||||||||
(с указанием трудоемкости отдельных этапов) |
||||||||
Анализ постановки задачи и подготовка спецификаций требований к данным – 5% 03.03.2012 | ||||||||
Проектирование базы данных – 20% 05.03.2012 | ||||||||
Создание базы данных – 15% | ||||||||
Разработка структуры приложения – 10% 08.04.2012 | ||||||||
Создание и отладка приложения – 25% 29.04.2012 | ||||||||
Тестирование приложения – 10% 01.05.2012 | ||||||||
Подготовка расчетно-пояснительной записки – 15% 03.05.2012 | ||||||||
Руководитель |
||||||
подпись, |
||||||
Задание принял к исполнению |
||||||
подпись, дата |
СОДЕРЖАНИЕ
Реляционная база данных — база данных, основанная на реляционной модели данных. Так что же такое реляционная база данных? Это таблица, в которой в качестве столбцов выступают имена хранимых в ней данных, а каждая строка содержит сами данные.
В зависимости от расположения программы, использующей данные, и самих данных, а также способа разделения данных между несколькими пользователями различают локальные и удаленные базы данных. Данные локальной базы данных (файлы данных) находятся на одном (локальном) устройстве, в качестве которого может выступать диск компьютера или сетевой диск. Данные (файлы) удаленной базы данных находятся на удаленном компьютере. Программа работы с удаленной базой данных состоит из двух частей: клиентской и серверной. Клиентская часть программы, работающая на компьютере пользователя, обеспечивает взаимодействие с серверной программой: посредством запросов, передаваемых на удаленный компьютер, предоставляет доступ к данным. Серверная часть программы, работающая на удаленном компьютере, принимает запросы, выполняет их и пересылает данные клиентской программе. Удалённые базы данных рассматриваться не будут в рамках данного курсового проекта.
База данных — это набор файлов (таблиц), в которых находится информация. Как правило, база данных состоит из нескольких таблиц, которые размещают в одном каталоге. Таблицу можно создать, воспользовавшись входящей в состав Delphi утилитой Borland Database Desktop или организовав SQL-запрос к серверу базы данных. Для доступа к файлам (таблицам) базы данных библиотека BDE использует не имя каталога, в котором находятся файлы, а его псевдоним. Перед тем, как приступить к созданию таблиц новой базы данных, необходимо создать псевдоним для этой базы данных. Процесс создания базы данных может быть представлен как последовательность следующих шагов:
Каталог (папка) для файлов базы данных создается обычным образом, например, при помощи Проводника.
Псевдоним базы данных создается при помощи входящей в Delphi утилиты BDE Administrator, которая запускается из Windows выбором из меню Программы | Borland Delphi 7 команды BDE Administrator.
При создании псевдонима по умолчанию предлагается драйвер STANDARD (default driver), который обеспечивает доступ к таблицам в формате Paradox. После этого нужно изменить автоматически созданное администратором имя псевдонима и задать путь к файлам базы данных, для которой создается псевдоним.
Путь к файлам базы данных можно ввести на вкладке Definition в поле Path с клавиатуры или воспользоваться стандартным диалоговым окном Select Directory (Выбор каталога), которое открывается щелчком на кнопке с тремя точками, находящейся в конце поля Path.
Важным моментом при создании базы данных является распределение информации между полями записи. Очевидно, что информация может быть распределена между полями различным образом.
Логическое проектирование базы данных (также называемое построением ее логической модели) представляет собой процесс объединения данных в логически организованные группы объектов, которые можно легко поддерживать.
Создаваемая база данных «Отдел кадров» по условию курсовой работы должна содержать три таблицы: Сотрудники, Подразделения, Рабочие места. Для построения логической модели будем использовать программу ERWin. Логическая модель представлена на рисунке 1.1:
Рисунок 1.1 – Логическая модель базы данных111
На этапе построения физической модели начинается непосредственное проектирование базы данных с использованием средств Delphi.Физическая модель данных является продолжением создания нашей базы данных.
Для создания базы данных для начала необходимо создать псевдоним (Alias) — это короткое имя, поставленное в соответствие реальному, полному имени каталога базы данных. Вызов этой программы осуществляется из главного меню Delphi команде Database / Explore. Создаем свой псевдоним. Для этого в окне SQL Explorer на вкладке DataBases выбираем Object/ New. В результате данных манипуляций появится окно представленное на рисунке 1.2.1:
Рисунок 1.2.1 – Вид окна New Database Alias
Нажимаем и в окне SQL Explorer появляется новый псевдоним STANDARD1 , которому присваиваем другое имя – DBCadr. Далее указываем путь к папке, где находятся таблицы базы данных используемых в нашей работе. Для этого нажимаем пиктограмму с тремя точками напротив надписи PATH и указываем путь. Щелкаем правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбираем Apply. Псевдоним создан. Результат создания псевдонима представлен на рисунке 1.2.2:
Рисунок 1.2.2 - Создание псевдонима
Итак, псевдоним создан. Далее необходимо создать непосредственно сами таблицы, в которых будут храниться наши данные. Для того, чтобы создать таблицу необходимо выбрать Меню->Tools->Database Desktop. Для создания новой таблицы выбрать File->New->Table. Появится окно выбора типа базы данных Create Table (Рисунок 1.2.3). По умолчанию уже выбран тип таблиц Paradox, поэтому нажимаем ОК.
Рисунок 1.2.3 – Вид окна Create Table
После этого на экране появится окно для создания и редактирования структуры таблицы Create Paradox 7 Table (Рисунок 1.2.4).
Рисунок 1.2.4 – Окно создания структуры таблицы Paradox
Далее в нашей работе для каждого поля таблицы необходимо зададим имя, тип и размер. Имя поля используется для доступа к данным. В качестве FieldName — идентификатора поля используется латинский алфавит до 25 символов и цифры. Затем надо выбрать тип (Туре) данных этого поля. Для этого нужно перейти в раздел Туре поля и щелкнуть правой кнопкой мыши. Появится список доступных типов, из которого можно выбрать необходимый. Также задаём размер наших полей и определяем, какие из них будут ключевыми. После нажимаем на кнопку Save As и указываем путь, куда сохранить созданную таблицу.
Имена полей таблиц для данной работы и их типы приведены на представленных ниже рисунках 1.2.5-1.2.9.
Рисунок 1.2.5 – Структура таблицы «Сотрудники»
Рисунок 1.2.6 – Структура таблицы «Рабочие места»
Рисунок 1.2.7 – Структура таблицы «Подразделения»
Для удобства заполнения таблицы можно использовать маски (шаблоны). Для этого будем использовать поле Picture, которое позволяют задать шаблон. Используя его можно контролировать правильность вводимой в поле информации. Шаблон представляет собой последовательность обычных и специальных символов. На рисунке 1.2.5 можно увидеть, что для поля адрес использована маска - г. &*~ ул. &*~ д. *# кв. *# . Для ввода фамилии и инициалов - &*~ (первая буква прописная, остальные строчные),табельного номера - ##### , где (#-цифра). После ввода маски (маски можно и не вводить) нажимаем кнопку Save.
Открыв раскрывающийся список Table properties, выберем раздел Secondary Indexes. В этом разделе мы задаем индексированные поля. Индексированные поля – поля по которым чаще всего осуществляется поиск и сортировка. Из окна Fields выбираем поле Fam, для которого задается индекс, нажимаем на стрелку вправо и установим переключатель Maintained, как показано на рисунке 1.2.8.
Рисунок 1.2.8 – Окно установки вторичных индексов
Затем нажимаем ОК и сохраняем под именем указанном на рисунке 1.2.9.Данные действия выполняются для сортировки по возрастанию.
Снова нажмём Define и из окна Fields выбираем поле Fam, для которого задается индекс, нажимаем на стрелку вправо и установим переключатель в Descending (для сортировки по убыванию) и сохраним под именем FamIndDes. В данной таблице создадим аналогично вторичные индексы для поля табельный номер. В результате поля стали индексированными.
Заполняем таблицу данными. Заполненную таблицу «Сотрудники» можно увидеть на рисунке 1.2.10.
Рисунок 1.2.10 – Заполненная таблица «Сотрудники»
Аналогично создаём таблицы «Рабочие места» и «Подразделения». Структуру этих таблиц и сами заполненные таблицы изображены на рисунках 1.2.11 – 1.2.12. В таблице «Рабочие места» присутствует маска в поле номер места - ###, вторичные индексы – должность и номер места. В таблице «Подразделения» маска в поле табельный номер - #####, а вторичные индексы в полях – табельный номер, название подразделения и номер места, как описано выше (аналогично предыдущим).
Рисунок 1.2.11 – Заполненная таблица «Рабочие места»
Рисунок 1.2.12 – Заполненная таблица «Подразделения»
По необходимости на значения полей можно накладывать ограничения по максимальному и минимальному значению это можно сделать в свойствах таблицы Validity Checks — проверка правильности значений.
Нажав кнопку Assist можно проверить правильность функционирования маски, к примеру, для ввода адреса в таблице «Сотрудники». Результат выполнения представлен на рисунке 1.2.13.
Рисунок 1.2.13 – Окно проверки функционирования маски
Рассмотрим свойство таблицы Referential Integrity — целостность на уровне ссылок. Речь идет о способах, позволяющих обеспечить постоянные связи между данными отдельных таблиц. Если устанавливается целостность на уровне ссылок между двумя таблицами, одна из которых — главная (родительская), а другая — вспомогательная (дочерняя), то во вспомогательной таблице указывается поле (или группа полей), которые могут брать свои значения только из ключевого поля (или полей) головной таблицы. В списке fields выбирается поле связи редактируемой таблицы (дочерняя), а в списке table указываем родительскую таблицу. Результат выполнения связи для таблиц «Подразделения» и «Сотрудники» представлен на рисунке 1.2.14, аналогично и для таблицы «Рабочие места».