База данных для работника деканата очного отделения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является создание базы данных для работника деканата очного отделения.
Для достижения поставленой цели, решены следующие задачи:
1 Рассмотреть теоретические аспекты баз данных и СУБД.
2 Изучить СУБД Microsoft Access (MS Access).
3 Разработать базу данных для работника деканата очного отделения средствами СУБД MS Access.
4 Составить руководство по работе с разработанной базой данных.

Содержание работы

Введение 3
1 Базы данных и системы управления базами данных 5
1.1 Понятие базы данных и системы управления базами данных 5
1.2 Функции СУБД 6
1.3 Модели данных, поддерживающих СУБД 12
2 СУБД Microsoft Access 15
3 Разработка базы данных 18
3.1 Спецификация требований к базе данных 18
3.2 Разработка базы данных в СУБД MS Access 18
4 Руководство по работе с базой данных 27
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)

Оглавление 

 

Введение

 

В настоящее время практически во всех организациях используются компьютеры для хранения и обработки служебной информации. Эта информация содержится в так называемых базах данных. Базы данных играют особую роль в современном мире. Умение работать с базами данных является одним из важнейших навыков в работе с компьютером, а специалисты этой области всегда окажутся востребованными.

Центральные идеи современной информационной технологии основываются на концепции, согласно которой данные должны быть сформированы в базы данных с целью  отображения меняющегося реального мира и удовлетворения информационных потребностей пользователей. Эти базы данных образовываются и функционируют под управлением специальных программных комплексов (совокупностей языков программирования и программных средств), называемых системами управления базами данных (СУБД). Сама база данных – это хранилище для большого количества систематизированных данных, с которыми можно производить определённые действия: добавления, удаления, изменения, копирования, упорядочивание. 

Увеличение объема хранимых данных, расширение круга пользователей информационных систем привели к широкому распространению наиболее удобных и сравнительно простых для понимания реляционных (табличных) СУБД. Для обеспечения одновременного доступа к данным множества пользователей, нередко расположенных достаточно далеко друг от друга и от места хранения баз данных, созданы сетевые мультипользовательские версии баз данных основанных на реляционной структуре. В них тем или иным путем решаются специфические проблемы параллельных процессов, целостности (правильности) и безопасности данных, а также санкционирования доступа.

За последние время наблюдается тенденция к усложнению структур данных. Простые виды информации, представимой в форме чисел и текстовых строк, не утратив своей значимости, дополняются сегодня многочисленными мультимедийными документами, графическими образами, хронологическими рядами, процедурными, или активными, данными и мириадами прочих сложных информационных форм. В связи с этим появилась целая плеяда весьма изощренных СУБД, поддерживающих новые коллекции данных и способных реализовать преимущества современных аппаратных средств.

Необходимость изучения свойств существующих  и разработки новых баз данных обосновывает актуальность данного курсового проекта.

Целью данного курсового проекта является создание базы данных для работника деканата очного отделения.

Для достижения поставленой цели, решены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты баз данных и СУБД.
  2. Изучить СУБД Microsoft Access (MS Access).
  3. Разработать базу данных для работника деканата очного отделения средствами СУБД MS Access.
  4. Составить руководство по работе с разработанной базой данных.

Предметной областью данного курсового проекта является процесс учета и обработки входной и выходной информации деканата очного отделения.

Объект проектирования – деканат очного отделения.

 

 

1 Базы данных и системы  управления базами данных

 

1.1 Понятие базы данных  и системы управления базами  данных

Файловые системы используются для хранения слабо структурированных данных или в тех случаях, когда детализацию их логической структуры целесообразно оставить исполнительной программе. Для информационных систем такой подход в организации хранения данных не является оптимальным по следующим причина:

  • информационные системы ориентированы, главным образом, на хранение и модификацию постоянно существующих данных, а не единожды или временно используемых;
  • структура данных информационных систем, как правило, сложна по своей природе и задача обеспечения к ним оперативного доступа требует более развитых средств их структуризации при хранении;
  • хотя структуры данных в разных информационных системах различны, между ними часто бывает много общего;
  • в информационных системах характерно использование одних и тех же данных различными прикладными программами;
  • для информационных систем характерным также является достаточно частое изменение состава и модернизация отдельных прикладных программ при практически не изменяющейся структуре данных.

Таким образом, для информационных систем целесообразна организация хранения хорошо структурированных данных, доступных различным прикладным программам. Этим средством хранения являются базы данных.

База данных (БД) – это поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области.

 Пользователями базы  данных могут быть различные  прикладные программы, программные  комплексы и специалисты предметной  области, выступающие в роли потребителей  или источников данных, называемые  конечными пользователями.

Банк данных – место хранение данных, с помощью которого осуществляется пользование единой базой данной и организация управления базами данных.

В современной технологии баз данных предполагается, что их создание, поддержка и обеспечение доступа пользователей осуществляются централизованно с помощью специального программного инструментария — систем управления базами данных.

Система управления базами данных – это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, их поддержания в актуальном состоянии и организации в них поиска необходимой информации.

 

1.2 Функции СУБД

К основным функциям СУБД принято относить следующие:

  • управление данными во внешней памяти;
  • управление буферами оперативной памяти;
  • управление транзакциями;
  • журнализация и восстановление баз данных (БД) после сбоев;
  • поддержка языков БД.

Управление данными во внешней памяти включает обеспечение необходимых структур внешней памяти как для хранения данных, непосредственно входящих в базу данных, так и для служебных целей, например, для ускорения доступа к данным.

Управление буферами оперативной памяти. СУБД, как правило, работают с БД большого объема. По крайней мере, объем базы данных существенно превышает объем оперативной памяти. Так что, если при обращении к любому элементу данных будет производиться обмен с внешней памятью, то вся система будет работать со скоростью устройства внешней памяти. Практически единственным способом реального увеличения этой скорости является буферизация данных в оперативной памяти. При этом даже если операционная система производит общесистемную буферизацию, этого недостаточно для целей СУБД, которая располагает большей информацией о полезности буферизации той или иной части БД. Поэтому в развитых СУБД поддерживается собственный набор буферов оперативной памяти с собственной дисциплиной их замены.

Управление транзакциями. Транзакция – это последовательность операций над БД, рассматриваемых СУБД как единое целое. Транзакция либо успешно выполняется, и СУБД фиксирует произведенные изменения данных во внешней памяти, либо ни одно из этих изменений никак не отражается на состоянии БД. Понятие транзакции необходимо для поддержания логической целостности БД, поэтому поддержание механизма транзакций является обязательным условием как однопользовательских, так и многопользовательских СУБД.

Журнализация и восстановление БД после сбоя. Одним из основных требований к СУБД является надежность хранения данных во внешней памяти. Под надежностью хранения понимается то, что СУБД должна быть в состоянии восстановить последнее целостное состояние БД после любого аппаратного или программного сбоя. Обычно рассматриваются два возможных вида аппаратных сбоев: так называемые мягкие сбои, которые можно трактовать как внезапную остановку работы компьютера, например, аварийное выключение питания, и жесткие сбои, характеризуемые потерей информации на носителях внешней памяти. В любом из описанных случаев для восстановления БД нужно располагать некоторой избыточной информацией. Наиболее распространенным методом формирования и поддержания избыточной информации является ведение журнала изменений БД.

Журнал – это специальная служебная часть БД, недоступная пользователям, в которую поступают записи обо всех изменениях основной части БД. В виду особой важности этой информации для восстановления целостности базы данных после сбоев, важно обеспечить сверхнадежное её хранение. В некоторых СУБД поддерживаются две копии журнала, располагаемые на разных физических дисках. В разных СУБД изменения БД фиксируются на разных уровнях: иногда запись в журнале соответствует некоторой логической операции изменения БД, например, удаление строки из таблицы реляционной БД, иногда - минимальной внутренней операции модификации страницы внешней памяти, а иногда одновременно используются оба подхода. Во всех случаях придерживаются стратегии упреждающей записи в журнал. То есть, запись об изменении любого объекта БД должна попасть во внешнюю память журнала раньше, чем измененный объект попадет во внешнюю память основной части БД. Если в СУБД корректно соблюдается это условие, то с помощью журнала можно решить все проблемы восстановления БД после любого сбоя.

При мягком сбое во внешней памяти основной части БД могут находиться объекты, модифицированные транзакциями, не закончившимися к моменту сбоя, и могут отсутствовать объекты, модифицированные транзакциями, которые к моменту сбоя успешно завершились из-за использования буферов оперативной памяти, содержимое которых в этой ситуации пропадает. При соблюдении стратегии упреждающей записи, во внешней памяти журнала должна находиться информация, относящаяся к операциям модификации обоих видов объектов. Целью процесса восстановления после мягкого сбоя является состояние внешней памяти основной части БД, которое возникло бы при фиксации во внешней памяти изменений всех завершившихся транзакций и которое не содержало бы никаких следов незаконченных транзакций. Для того чтобы этого добиться, сначала производят откат незавершенных транзакций, а потом повторно воспроизводят те операции завершенных транзакций, результаты которых не отображены во внешней памяти.

Для восстановления БД после жесткого сбоя используют журнал и архивную копию БД. Архивная копия является полной копией БД к моменту начала заполнения журнала. Восстановление БД состоит в том, что, исходя из архивной копии, по журналу воспроизводится работа всех транзакций, которые закончились к моменту сбоя.

Поддержка языков БД. Для работы с базами данных используются специальные языки, в целом называемые языками баз данных. В ранних СУБД поддерживалось несколько специализированных по своим функциям языков. Чаще всего выделялись два языка - язык определения схемы БД (SDL – Schema Definition Language) и язык манипулирования данными (DML – Data Manipulation Language). SDL служил, главным образом, для определения логической структуры БД, какой она представляется пользователям. DML содержал набор операторов манипулирования данными, позволяющих вводить, удалять, модифицировать и выбирать данные. В современных СУБД, обычно, поддерживается единый интегрированный язык, содержащий все необходимые средства для работы с БД и обеспечивающий базовый пользовательский интерфейс. Стандартным языком наиболее распространенных в настоящее время реляционных СУБД является язык SQL (Structured Query Language).

Язык SQL содержит специальные средства определения ограничений целостности БД. Ограничения целостности хранятся в специальных таблицах-каталогах. Обеспечение контроля целостности производится на языковом уровне. При компиляции операторов модификации БД, компилятор SQL, на основании имеющихся ограничений целостности, генерирует соответствующий программный код.

Специальные операторы языка SQL позволяют определять так называемые представления БД, фактически являющиеся хранимыми запросами. Для пользователя представление является такой же таблицей, как любая базовая таблица, хранимая в БД, но с его помощью можно ограничить или расширить видимость БД для конкретного пользователя. Поддержание представлений производится также на языковом уровне.

Наконец, авторизация доступа к объектам БД производится на основе специального набора операторов SQL. Идея состоит в том, что для выполнения операторов SQL разного вида пользователь должен обладать различными полномочиями. Пользователь, создавший таблицу БД, обладает полным набором полномочий для работы с этой таблицей. В число таких полномочий входит право на передачу всех или части полномочий другим пользователям, включая полномочие на передачу полномочий. Полномочия пользователей описываются в специальных таблицах-каталогах, а контроль полномочий поддерживается на языковом уровне.

В типовой структуре современной реляционной СУБД логически можно выделить ядро СУБД, компилятор языка БД, подсистему поддержки времени выполнения и набор утилит.

Информация о работе База данных для работника деканата очного отделения