База-данных «ИС Аэропорт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — разработать эффективную и удобную базу данных.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Разработать и заполнить таблицы соответствующими данными.
Установить тип связей в таблице.
Создать запросы для вывода необходимых полей.
Создать формы, отчеты и макросы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………6
Физические модели таблиц базы данных…………………………..6
Физические модели хранения данных……………………………...7
Файловые структуры организации базы данных………………..…7
Разрешение коллизии с помощью области переполнения……….10
Разрешение коллизии методом свободного замещения………….11
Индексные файлы………………………………………………..….11
Файлы с плотным индексом, или индексно-прямые файлы..12
Файлы с неплотным индексом, или индексно-последовательные файлы…………………………………………...…15
Организация индексов в виде В-дерева — многоуровневой иерархической структуры……………………………………………..16
Способы организации памяти для хранения данных……………..17
Иерархическая организация памяти…………………………17
Организация кэш-памяти……………………………………..18
Организация основной памяти……………………………….21
Виртуальная память — как средство организации защиты данных…………………………………………………………………..24
Страничная организация памяти…………………………..…25
Сегментация памяти……………………………………….….26
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………...27
Назначение и функции программной системы………………...….27
Системные требования……………………………………….……..27
Связывание таблиц………………………………………………….28
Запросы…………………………………………………………..…..29
Формы………………………………………………………………..32
Отчеты………………………………………………………………..36
Макросы…………………………………………………………...…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

аэропорт.doc

— 667.50 Кб (Скачать файл)

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Назначение и функции программной системы

Разработанная база данных «Аэропорт» предназначена для использования в аэропорту. Основной функцией является хранение данных о рейсах и организация расписания полетов.

Основные объекты:

  1. рейсы самолетов;
  2. пассажиры.

2.2. Системные требования

Для работы базы данных необходимы следующие ресурсы:

  • процессор Pentium 133 или выше;
  • минимальный объем оперативной памяти — 32 Мбайт;
  • жесткий диск с объемом свободного пространства не менее 100 Мбайт;
  • рекомендуется монитор типа VGA или с лучшей разрешающей способностью;
  • CD-ROM, клавиатура, мышь.

Для запуска данной базы данных требуется MS Access 2007 и операционная система: Windows 98/ME/NT 4.0/2000/XP.

Основные объекты данной информационной системы:

  • «Пассажир» — содержит сведения о пассажире;
  • «Сведения о рейсе» — содержит сведения о рейсе;
  • «Сведения о самолете» — содержит техническую информацию о рейсе
  • «Учет свободных мест» — содержит информацию о билетах и свободных местах.

 

2.3. Связывание таблиц

Access 2007 позволяет строить реляционные базы данных, отдельные таблицы которых могут быть связаны между собой.

Простейшей и наиболее редкой формой связи между таблицами является связь «один к одному», при которой для каждой записи в одной таблице существует в лучшем случае одна связанная с ней запись в другой таблице.

Гораздо чаще встречается связь «один ко многим», при которой для каждой записи в одной таблице существует одна, несколько или ни одной записи в другой таблице.

Нередко приходится иметь дело также со связью «многие ко многим», при которой отсутствуют ограничения на множества пар записей, принадлежащих связи. Такая связь в Access не используется. Ее необходимо представить в виде двух связей «один ко многим».

В базе данных «Оплата электроэнергии» таблицы связаны друг с другом одной связью «один ко многим» и двумя связями «один к одному».

Рис. 6. Связи

2.4. Запросы

Запрос представляет собой специальную функцию, позволяющую выводить необходимые поля из таблицы, а также производить операции с данными полями в режиме конструктора, например, подсчет суммы, выборка полей, подсчет среднего итога. Существует несколько типов запросов: на выборку, на добавление, на удаление, на обновление, запрос на создание таблиц, перекрестный запрос. Запрос можно использовать для выполнения расчетов. Для этих целей предусмотрены статистические функции. Статистическую функцию задают в строке Групповая операция.

Таблица 3 «Функции и выполняемые операции»

Функция

Выполняемая операция

Sum

Суммирование значений определенного поля

Avg

Вычисление среднего значения

Min

Вычисление минимального значения

Мах

Вычисление максимального значения

Count

Вычисление количества записей в определенном поле

First

Определяется первое значение в указанном поле

Last

Определяется последнее значение в указанном поле

StDev 

Вычисляется стандартное отклонение значений данного поля

Var

Вычисляется вариация значений данного поля


Перечень запросов, применявшихся в данной базе данных приведен ниже.

Рис 7. Запрос «Время приземления рейса»

Запрос «Время приземления рейса» производит расчет времени приземления исходя и из времени взлета и длительности перелета.

Рис 8. Запрос «Дальнемагистральные рейсы»

Запрос «Дальнемагистральные рейсы» выводит данные о самолетах, которые предназначены для дальних перелетов.

Рис 9. Запрос «Пассажиры, летящие в хвосте самолета»

Запрос «Пассажиры, летящие в хвосте самолета» показывает тех пассажиров, места которых расположены в хвостовой части самолета.

Рис 10. Запрос «Процент загруженности рейса»

Запрос «Процент загруженности рейса» отображает степень заполненности самолета исходя из количества проданных билетов на рейс и максимальной вместимости самолета.

Рис 11. Запрос «Расписание полетов»

Запрос «Расписание полетов» отображает рейс, время вылета и длительность полета.

Рис 12. Запрос «Рейс пассажира»

Запрос «Рейс пассажира» показывает фамилию пассажира и рейс, на котором он отправляется в полет.

Рис 13. Запрос «Свободные рейсы»

Запрос «Свободные рейсы» показывает те рейсы, на которых остались свободные места.

 

2.5. Формы

Работа с данными в режиме таблицы имеет существенный недостаток: если полей слишком много, они не умещаются на экране и приходится прибегать к различным манипуляциям, чтобы оптимизировать представление: например, убирать некоторые столбцы, менять их положение.

После создания базы данных (и, возможно, одной или более таблиц) вы можете создать формы для просмотра данных в более удобном виде. Форма может служить средством защиты базы данных от неквалифицированных пользователей, а также ширмой, заслоняющей от любопытных глаз конфиденциальную информацию.

Любая форма строится на основе Access-таблицы или запроса. Имена полей извлекаются из спецификации таблицы, а поля в форме можно расположить по своему усмотрению. На основе одной таблицы можно построить несколько форм.

В Access 2007 существует несколько способов создания форм:

Таблица 4 Способы создания форм

Автоформа 

Автоматическое создание формы с использованием одного из стандартных шаблонов. Это наиболее простой и быстрый способ создания формы.

Мастер форм

Создание формы с помощью мастера; в зависимости от назначения формы мастер предлагает на выбор стандартные шаблоны и стили оформления.

Конструктор

Создание формы на основе пустого бланка при помощи инструментальных средств конструктора форм. Также предназначен для обработки готовых форм.

Сводная диаграмма

Создание формы с диаграммой на основе выбранных полей таблицы.

Сводная таблица

Создание сводной таблицы Microsoft Excel на основе таблиц или запросов Access XP


Существует несколько разновидностей автоформ:

Форма — создание формы для ввода данных по одной записи за раз

Разделенная форма — создание разделенной формы, в верхней части которой отображается таблица, а в нижней – форма для ввода данных в запись, выделенную в таблице.

Несколько элементов — создание формы, в которой записи отображаются в виде таблицы, при этом каждая запись занимает отдельную строку

При каждом открытии сохраненной формы обновляются данные таблицы или запроса, на основе которого была создана форма. Благодаря этому содержимое формы всегда соответствует информации в таблицах или запросах.

Перечень форм, применявшихся в данной работе приведен ниже:

Рис 17. Форма «Диаграмма, показывающая степень загруженности рейса»

Форма «Диаграмма, показывающая степень загруженности рейса» демонстрирует в виде столбцов степень загруженности рейса.

Рис 18. Форма «Пассажир»

Форма «Пассажир» показывает рейс пассажира и номер места в самолете.

Рис 19. Главная кнопочная форма

Главная кнопочная форма предназначена для выполнения операций по открытию запросов, форм, и отчетов путем нажатия соответствующей кнопки в области формы.

Рис 20. Форма «Учет свободных мест»

Форма «Учет свободных мест» представляет собой ленточную форму, позволяющую просматривать данные о том, сколько мест занято в данном рейсе.

Рис 21. Форма «Полная информация о пассажире»

Форма «Полная информация о пассажире» позволяет просмотреть личные данные о пассажире и рейс, на котором летит данный пассажир.

 

Рис 22. Форма «Сведения о рейсе»

Форма «Сведения о рейсе» показывает номер рейса, маршрут, самолет и время вылета.

Рис 23. Форма «Характеристики самолета»

Форма «Характеристики самолета» — это ленточная форма, которая позволяет посмотреть технические характеристики самолета.

2.6. Отчеты

Отчеты используются для отображения данных таблицы или запроса в удобном для пользователя формате (с заголовками и номерами страниц).

Больше всего сведений в отчете берется из базовой таблицы и запроса, являющихся источниками данных для отчета. Другие сведения вводятся при разработке отчета. При создании отчета можно использовать несколько таблиц и запросов.

Использование отчетов имеет следующие достоинства:

  • данные могут быть представлены в удобной для чтения и анализа форме;
  • отчет позволяет включать и печатать графические объекты (например, диаграммы);
  • обеспечивается возможность работы с материалом, напечатанным на бумаге.

Отчеты можно создавать двумя способами:

    1. при помощи мастеров отчетов/автоотчетов;
    2. «вручную».

Рис 24. Отчет «Полная информация о рейсе»

Отчет «Полная информация о рейсе» представляет собой форму, выполненную в режиме макета «ступенчатый» и содержит данные о рейсе и самолете.

Рис 25. Отчет «Учет свободных мест»

Отчет «Учет свободных мест», выполнен в режиме макета «таблица» и отражает информацию о стоимости билета и количестве занятых мест.

Рис 26. Отчет «Характеристики самолета»

Отчет «Характеристики самолета» выполнен в режиме макета «выровненный» и позволяет просмотреть данные о технических характеристиках самолета.

2.7. Макросы

Удобно разрабатывать макросы для автоматизации несложных процессов, таких как открытие и закрытие форм и отчетов, вывод на экран или печать документов и т.д. Окно макросов включает четыре столбца: Имя макроса, Условие, Макрокоманда, Аргументы, Примечание.

При создании нового макроса по умолчанию отображается только столбцы Макрокоманда, Аргументы, Примечание. Показ остальных столбцов устанавливается посредством опций Имена макросов и Условия из меню Конструктор. В столбце Имя макроса указываются имя макроса, которое надлежит задавать, если окно содержит несколько макросов. В столбце Условие осуществляется ввод условия для выполнения только части макроса. В столбце Макрокоманда перечисляются подлежащие выполнению действия в нужной последовательности. Столбец Примечание содержит комментарий к программе и делает текст макроса понятнее.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в процессе проектирования базы данных, можно прийти к выводу, что правильная организация хранения и представления данных является неотъемлемой частью для успешного функционирования базы данных. Огромную роль в построении базы данных в MS Access играют такие полезные функции, как создание запросов, которые позволяют делать выборку необходимых полей из большой совокупности данных, а также производить арифметические и логические операции над этими полями.

Формы играют существенную роль в организации баз дынных, поскольку они создаются непосредственного для изменения или дополнения данных в таблицах через сами формы, а также формы более наглядно представляют информацию, содержащуюся в таблицах. Отчеты являются не менее важными элементами информационной системы, поскольку через создание отчетов можно распечатывать данные из информационной системы на бумагу, предварительно выбрав необходимые уровни группировки данных, что очень удобно при работе с большими объемами данных.

Информация о работе База-данных «ИС Аэропорт»