Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:21, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теоретическому изучению CASE-средства Designer/2000 фирмы ORACLE и разработке информационной системы для автоматизации учета ремонта жилищного фонда в муниципальном жилищно-ремонтном эксплуатационном предприятии.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучение назначения и основных характеристик case средства Designer/2000;
- анализ предметной области для разработки ИС;
- определение целей и задач системы;
- построение моделей данных;
- разработка БД и клиентского приложения;
- закрепление и развитие теоретических знаний по проектированию ИС;
- приобретение практических навыков разработки ИС.
Введение……………………………………………………………......................3
1 Теоретическая часть. CASE средство Designer/2000………………………....5
2 Проектная часть…………………………………………………………………8
2.1 Постановка задач……………………………………………………………...8
2.2 Анализ предметной области………………………………………………….9
2.3 Функциональная модель по стандарту IDEF0 и методологии SADT…....11
2.4 Модель данных по стандарту IDEF1X диаграммы “сущность-связь”…...13
2.5 Описание таблиц базы данных………………………………………….......14
2.5 Описание таблиц базы данных……………………………………………...16
2.7 Схема взаимосвязей модулей и массивов данных ………………………..17
2.8Алгоритм работы модуля dati………………………………………………..18 2.9 Инструкция пользователя…………………………………………………...19
2.10 Способы и результаты тестирования программного продукта………….20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………
Рассчитанные коэффициенты находятся в пределах нормы и соответствуют всем требованиям. Коэффициент Кь при переходе от одного уровня к другому колеблется в небольших пределах от 0 до 2, что соответствует норме. Коэффициент уровня убывает, что говорит о том что на диаграммах более нижнего уровня количество функций не увеличивается.
Согласно приведенным коэффициентам модель декомпозирована в достаточно степени и корректно. Будем считать, что уровень декомпозиции рассмотренных диаграмм достаточен для отражения цели моделирования, и на диаграммах нижнего уровня в качестве наименований работ используются элементарные функции (с точки зрения пользователя системы).
Элементарными функциями моделируемой ИС являются:
1.Определение категории пользователя
2.Определение полномочий
3.Открытие доступа к БД системы
4.Блокировка записи
5. Добавление, удаление, редактирование записей справочника "Жилищный фонд"
6. Добавление, удаление, редактирование записей справочника "Жильцы"
7. Добавление, удаление, редактирование записей справочника "Ремонтные работы"
8.Разблокирование записи
9.Добавление заявки
10.Назначение работ по заявке
11.Выполнение заявки
12.Отклонение заявки
13.Обновление
14.Смена пароля
15.Резервная копия
16.Поиск по ФИО
17.Поиск по адресу
18.Поиск по заявке
19.Сортировка по адресу
20.Сортировка по ФИО
21.Сортировка по заявкам
22. Формирование отчета об изменении стоимости ремонтных работ за период
23. Формирование отчета "отремонтированные жилые объекты"
24. Формирование отчета "Невыполненные заявки"
23. Формирование отчета "Предполагаемый ремонт жилых объектов"
2.4 Модель данных по стандарту IDEF1X диаграммы “сущность-связь”
Для построения диаграммы “сущность-связь” необходимо определить сущности, обозначающие объекты предметной области, связи между ними и атрибуты. На рисунке 1 изображена модель данных по стандарту IDEF1X.
Рисунок 1 – ER-диаграмма
На рисунке 1 отображены связи, все они относятся к типу не идентифицирующей связи один-ко-многим, так как:
- В одном доме могут проживать много человек, один человек проживает только в одном доме.
- Жильцы могут оставлять много заявок, но одна заявка соответствует одному жильцу
-По заявке назначаются работы, на дну заявку могут быть назначено несколько работ, но одна назначенная работа может соответствовать только одной заявке.
- Назначенные работы соответствуют ремонтным работам, одной ремонтной работе может соответствовать несколько назначенных ремонтных работ по заявкам.
- Одной ремонтной работе может соответствовать несколько изменений цены
Физическая модель представлена в приложении Б.
2.5 Описание таблиц базы данных
База данных реализована в MS Access и состоит из семи таблиц.
Таблица “Zil” содержит информацию о жилищном фонде, описание атрибутов приведено в таблице 2
Таблица 2 - Таблица “Zil”
Наименование поля |
Тип даных |
Описание |
id_z |
Счетчик |
Код дома, ключевое поле |
adr_z |
Текстовый |
Адрес дома, не индексированное |
tipdom_z |
Текстовый |
Тип дома |
tipkr_z |
Текстовый |
Тип крыши |
pl_z |
Числовой |
Площадь |
lift_z |
Текстовый |
Лифт |
Таблица Zilci содержит данные о жильцах. Описание всех атрибутов отражено в таблице 3.
Таблица 3 – Таблица Zilci
Наименование поля |
Тип даных |
Описание |
Id_zl |
Счетчик |
Код жильца, ключевое поле |
Fio_zl |
Текстовый |
Фамилия имя отчество жильца |
Kv_zl |
Числовой |
Номер квартиры жильца |
Id_z_zl |
Числовой |
Код дома, подстановка из таблицы “Zil” |
Таблица remr содержит информацию о ремонтных работах и стоимости на них
Таблица 4- Таблица remr
Наименование поля |
Тип даных |
Описание |
Id_rr |
Счетчик |
Код работы, ключевое поле |
Nazv_rr |
Текстовый |
Наименование работы |
St_rr |
Числовой |
Стоимость за единицу |
Edi_rr |
Текстовый |
Единицы измерения |
Таблица Zayavka содержит информацию о сделанных жильцами заявках, предполагаемой дате выполнения.
Таблица 5- Таблица Zayavka
Наименование поля |
Тип даных |
Описание |
id_za |
Счетчик |
Код заявки |
id_zl_za |
Числовой |
Адрес жильца делающего заявку, подстановка из таблицы Zilci |
dataz_za |
Дата/время |
Дата заявки |
datapv_za |
Дата/время |
Предполагаемая дата выполнения заявки |
prich_za |
Текстовый |
Причина отказа |
datav_za |
Дата/время |
Дата выполнения заявки |
Таблица NaznR содержит информацию о назначенных работах на заявку.
Таблица 6- Таблица NaznR
Наименование поля |
Тип даных |
Описание |
id_nr |
Счетчик |
Код назначенной работы |
id_rr_nr |
Числовой |
Код работы, подстановка из таблицы remr |
st_rr_nr |
Числовой |
Стоимость работы |
ob_nr |
Числовой |
Объем работ |
st_nr |
Числовой |
Общая стоимость |
id_za_nr |
Числовой |
Код заявки, подстановка из таблицы Zayavka |
Таблица RCen содержит информацию об изменении цен на работы
Таблица 7- Таблица RCen
Наименование поля |
Тип даных |
Описание |
id_rc |
Счетчик |
Код изменения |
id_rr_rc |
Числовой |
Код работы, подстановка из таблицы remr |
data_rc |
Дата/время |
Дата изменения |
cena_rc |
Числовой |
Измененная цена |
На рисунке 2 представлена структура всех таблиц и связи между ними.
Рисунок 2 – Схема данных
2.6 Дерево программных модулей
Разрабатываемая ИС состоит из 13 модулей, их описание представлено в таблице 8.
Таблица 8 – Программные модули ИС
Название модуля |
Описание |
DataM |
Модуль подключения к БД |
Main |
Модуль главной формы |
Zilci |
Модуль формы редактирования и ввода жильцов |
Zil |
Модуль формы редактирования и ввода жилищного фонда |
Zayavka |
Модуль формы оформления заявки |
Remr |
Модуль формы для ввода ремонтных работ |
naznr |
Модуль формы назначения ремонтных работ по заявке |
zotk |
Модуль формы отказа выполнения заявки |
vipz |
Модуль формы выполненные заявки |
Pass |
Модуль формы входа в программу |
dati |
Модуль формы вывод отчета за определенные период |
chpass |
Модуль формы смены пароля |
Дерево программных модулей изображено на рисунке 3.
Рисунок 3 - Дерево программных модулей
2.7 Схема взаимосвязей модулей и массивов данных
Схема взаимосвязей модулей и массивов данных представлена на рисунке 4
Рисунок 4 - Схема взаимосвязей модулей и массивов данных
2.8Алгоритм работы модуля dati
Данный модуль реализует процедуру вывода отчета об отремонтированных объектах за период заданный пользователем.
2.9 Инструкция пользователя
Рекомендуемые системные требования:
- процессор 2000 МГц;
- оперативная память 1024 Мбайт;
- 100 Мбайт свободного места на жестком диске;
- мышь и клавиатура;
- операционная система Microsoft Windows XP/Vista /7;
- Microsoft Office 2003/2007.
Для входа в программу необходимо выбрать пользователя и ввести пароль. При запуске программы открывается основная форма, которая представлена на рисунке 6
Рисунок 6 – главная форма программы
В пункте меню Справочники доступны три справочника: Жилищный фонд, Жильцы и Ремонтные работы. В меню заявки доступны следующие пункты: Оформление заявки, Невыполненные заявки, Выполненные заявки.
При выборе в меню «Жилищный фонд», откроется соответствующее окно, где можно работать с этим справочником. При нажатии правой клавиши мыши на форме справочника появиться контекстное меню, где можно выбрать соответствующий пункт. В данном разделе возможно осуществлять поиск по адресу и сортировку по площади крыши.
Работа со справочником «Жилищный фонд» представлена на рисунке 7
Рисунок 7- справочник «Жилищный фонд»
Работа с другими справочниками проводится аналогичным образом.
При выборе пункта «Оформление заявки», появляется окно в котором пользователь может оформить заявку, для этого необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выбрать необходимый пункт. В контекстном меню также доступен поиск и сортировка записей. Для выполнения заявке необходимо на добавленной заявке назначить ремонтные работы. При назначении ремонтной работы также появиться новая форма, где и можно добавить ремонтную работу. После того как ремонтная работа назначена, можно выполнить заявку. Для этого необходимо выбрав заявку в контекстном меню нажать на пункт «Выполнить заявку»
В пункте меню «Сервис» возможно изменение пароля и также резервное копирование базы данных.
В пункте меню «Отчеты» возможен просмотр предусмотренных программой отчетов.
2.10 Способы и результаты
тестирования программного
Тестирование проводиться с целью определения корректности работы информационной системы на всех вариантах наборов данных.
Проверка проводилась в трех различных режимах:
1. Проверка в нормальных условиях.
В процессе разработки информационной системы все программные модули были протестированы в нормальном режиме работы. При тестировании программы в данном режиме ошибок в программе выявлено не было. Пример работы программы при тестировании в данном режиме представлен на рисунке на рисунке 5
Рисунок 5 – тестирование программы в нормальном режиме
2. Проверка в экстремальных условиях.
В процессе разработки информационной системы все программные модули были протестированы в экстремальном режиме работы. При попытке ввести буквенные значения в поля с числовым или денежным форматом, система сообщала об этом пользователю. На рисунке 6 представлено тестирование программы в экстремальных условиях. При попытке ввести текстовые данные в поле с числовыми данными программа сообщила об этом пользователю.
Рисунок 6 – тестирование программы в экстремальных условиях
Так же программа была протестирована на ввод двух одинаковых значений.
При попытке ввода двух домов с одинаковым адресом в справочник жилищный фонд, программа выдала соответствующее сообщение. Пример тестирования на наличие двух одинаковых записей представлен на рисунке 7
Рисунок 7 – тестирование программы при добавлении двух одинаковых записей
После проведения тестирования можно сделать вывод, что в целом программа работает корректно.