CASE-технологии создания информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 17:22, реферат

Описание работы

Разработка сложных информационных систем (ИС) таких, какими являются ИС административно-управленческой деятельности предприятий (организаций, учреждений и т.д.; в дальнейшем ИС предприятий), невозможна без тщательно обдуманного методологического подхода.
В настоящее время существует ряд общих методологий разработки ИС. Главное в них - единая дисциплина работы на всех этапах жизненного цикла системы, учет критических задач и контроль их решения, применение развитых инструментальных средств поддержки процессов анализа, проектирования и реализации ИС.

Содержание работы

Введение.
Понятие Case-технологии.
История создания Case-технологий.
Основы методологии проектирования ИС.
Case-средства. Общая характеристика и классификация.
Технология внедрения Case-средств.
Характеристики Case-средств.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

11 CASE-технологии и их использование.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Результаты оценки могут включать результаты предыдущих оценок. При этом не следует забывать, что набор критериев, использовавшихся при предыдущей оценке, должен быть совместимым с текущим набором. Конкретный вариант реализации процесса (оценка и выбор, оценка для будущего выбора или выбор, основанный на предыдущих оценках) определяется перечисленными выше целями.

Элементы процесса включают:

  • цели, предположения и ограничения, которые могут уточняться в ходе процесса;
  • потребности пользователей, отражающие количественные и качественные требования пользователей к CASE-средствам;
  • критерии, определяющие набор параметров, в соответствии с которыми производится оценка и принятие решения о выборе;
  • формализованные результаты оценок одного или более средств;
  • рекомендуемое решение (обычно либо решение о выборе, либо дальнейшая оценка).

Процесс оценки и/или выбора следует начинать только тогда, когда лицо, группа или организация полностью определила для себя конкретные потребности и формализовала их в виде количественных и качественных требований в заданной предметной области. Далее термин "пользовательские требования" означает именно такие формализованные требования.

Пользователь должен определить конкретный порядок действий и принятия решений с любыми необходимыми итерациями. Например, процесс можно представить в виде дерева решений с его последовательным обходом и выбором подмножеств кандидатов для более детальной оценки. Описание последовательности действий должно определять поток данных между ними.

Определение списка критериев основано на пользовательских требованиях и включает:

  • выбор критериев для использования из приведенного далее перечня;
  • определение дополнительных критериев;
  • определение области использования каждого критерия (оценка, выбор или оба процесса);
  • определение одной или более метрик для каждого критерия оценки;
  • назначение веса каждому критерию при выборе.

Перед полномасштабным внедрением выбранного CASE-средства в организации выполняется пилотный проект. Его цель - экспериментальная проверка правильности решений, принятых на предыдущих этапах, и подготовка к внедрению.

Пилотный проект представляет собой первоначальное реальное использование CASE-средства и обычно подразумевает более широкий масштаб использования CASE-средства по отношению к тому, который был достигнут во время оценки. Пилотный проект должен обладать многими из характеристик реальных проектов, для которых предназначено данное средство. Он преследует следующие цели:

  1. подтвердить достоверность результатов оценки и выбора;
  2. определить, действительно ли CASE-средство годится для использования в данной организации, и если да, то определить наиболее подходящую область его применения;
  3. собрать информацию, необходимую для разработки плана практического внедрения;
  4. приобрести собственный опыт использования CASE-средства.

Пилотный проект позволяет получить важную информацию, необходимую для оценки качества функционирования CASE-средства и его поддержки со стороны поставщика после того, как средство установлено. Его реализацию можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 3).

Рисунок 3 – Схема реализации пилотного проекта

Важной функцией пилотного проекта является принятие решения относительно приобретения или отказа от использования CASE-средства. Провал пилотного проекта позволяет избежать более значительных и дорогостоящих неудач в дальнейшем, поскольку он обычно связан с приобретением относительно небольшого количества лицензий и обучением узкого круга специалистов.

И, наконец, наступает переход к практическому использованию CASE-средств. Он начинается с разработки и последующей реализации плана перехода.

План перехода должен включать следующее:

  • Информацию относительно целей, критериев оценки, графика и возможных рисков, связанных с реализацией плана.
  • Информацию относительно приобретения, установки и настройки CASE-средств.
  • Информацию относительно интеграции каждого средства с существующими средствами, включая как интеграцию CASE-средств друг другом, так и их интеграцию в процессы разработки и эксплуатации ПО, существующие в организации.
  • Ожидаемые потребности в обучении и ресурсы, используемые в течение и после завершения процесса перехода.
  • Определение стандартных процедур использования средств.

Реализация плана перехода требует постоянного мониторинга использования CASE-средств, обеспечения текущей поддержки, сопровождения и обновления средств по мере необходимости. Достигнутые результаты должны периодически подвергаться экспертизе в соответствии с графиком, а план перехода - корректироваться при необходимости. Необходимо постоянно уделять внимание удовлетворению потребностей организации и критериям успешного внедрения CASE-средств.

Значимой и неотъемлемой частью реализации плана является также обучение и переобучение. Как правило, все понимают: обучение представляет собой центральное звено, обеспечивающее нормальное использование CASE-средств в организации. Тем не менее существует довольно распространенная ошибка, что начальное обучение необходимо для группы неподготовленных пользователей, а потому все ограничивается минимальным текущим обучением. Участники пилотного проекта, имеющие начальное обучение, могут быть высококвалифицированными энтузиастами новой технологии, стремящимися использовать ее во что бы то ни стало. С другой стороны, разработчикам, которые в дальнейшем примут участие в проекте, может потребоваться более интенсивное и глубокое обучение, а также текущая поддержка в использовании средства.

В дополнение к этому следует отметить, что каждая категория сотрудников (например, администраторы средств, служба поддержки рабочих мест, интеграторы средств, служба сопровождения и разработчики приложений) нуждается в различном обучении. Обучение не должно замыкаться только на пользователях CASE-средств, обучаться должны и те сотрудники, на деятельность которых так или иначе оказывает влияние использование CASE-средств.

При дальнейшем применении CASE-средств организация должна ориентироваться на обучение как сотрудников, вновь принятых на работу, так и специалистов, выполняющих проекты с использованием данных средств. Именно поэтому обучение должно стать неотъемлемой частью нормативных материалов, касающихся деятельности организации, которые предлагаются новым сотрудникам.

Чтобы определить, насколько эффективно новое CASE-средство повышает продуктивность и/или качество, организация должна опираться на некоторые базовые данные. К сожалению, лишь немногие организации в настоящее время накапливают данные для реализации программы текущей количественной оценки и усовершенствования процессов. Для доказательства эффективности CASE-средств и их возможностей улучшать продуктивность необходимы следующие базовые метрические данные:

  • использованное время;
  • время, выделенное персонально для конкретных специалистов;
  • размер, сложность и качество ПО;
  • удобство сопровождения.

Еще до начала внедрения CASE-средств метрическая оценка должна начинаться с реальной оценки текущего состояния среды и поддерживать процедуры постоянного накопления данных.

Период, в течение которого выполняется количественная оценка воздействия, оказываемого внедрением CASE-средств, является весьма значимой величиной с точки зрения определения степени успешности перехода. Некоторые организации, успешно внедрившие в конечном счете CASE-средства, столкнулись с кратковременными негативными эффектами в начале процесса. Другие, успешно начав, недооценили долговременные затраты на сопровождение и обучение. Таким образом, чтобы преодолеть любые негативные эффекты на начальном этапе, а также смоделировать будущие долговременные затраты, наиболее приемлемый временной интервал для оценки степени успешности внедрения должен быть достаточно большим. С другой стороны, данный интервал должен соответствовать целям организации и ожидаемым результатам.

Итогом данного этапа является внедрение CASE-средств в повседневную практику организации, при этом больше не требуется какого-либо специального планирования. Кроме того, поддержка CASE-средств включается в план текущей поддержки ПО в данной организации.

 

 

6. ХАРАКТЕРИСТИКИ CASE-СРЕДСТВ

Основными характеристиками CASE-средств, важными с точки зрения моделирования и оптимизации бизнес процессов, являются следующие:

  • Наличие графического интерфейса. Для представления моделей процессов CASE-средства должны обладать возможностью отображать процессы в виде схем. Схемы много проще в использовании, чем различные текстовые и числовые описания. Это позволяет получать легко управляемые компоненты модели, обладающие простой и ясной структурой.
  • Наличие репозитория. Репозиторий это общая база данных, которая содержит описание элементов процессов и отношений между ними. Каждый объект репозитария должен обладать перечнем свойств, характерных только для этого объекта.
  • Гибкость применения.  CASE-средства должны позволять проводить анализ процессов и создавать модели, сфокусированные на различных аспектах деятельности предприятия.
  • Возможность коллективной работы. Анализ и моделирование процессов может требовать совместной работы нескольких человек. Для одновременной работы над моделями процессов CASE-средства должны обеспечивать управление изменениями любыми фрагментами моделей и их модификацией при коллективном доступе.
  • Построение прототипов. Прототипы процессов необходимы для того, чтобы на ранних стадиях изменения процессов можно было понять, насколько процесс будет соответствовать требованиям.
  • Построение отчетов. CASE средства должны обеспечивать построение отчетов по всем моделям процессов с учетом взаимосвязи элементов. Такие отчеты необходимы для анализа моделей и определения возможностей по оптимизации. За счет отчетов обеспечивается контроль полноты и достаточности моделей, уровень декомпозиции процессов, правильность синтаксиса диаграмм и типов применяемых элементов.
  • UML (Unified Modeling Language) является визуальным языком общего назначения, что позволяет использовать его в самых различных предметных областях. В него входит 13 видов диаграмм, что дает проектировщику довольно мощные средства для построения как статических, так и динамических моделей разрабатываемой системы;
  • CASE-пакет по своей сути ориентирован не только на создание логических и графических моделей, но и генерацию по ним некоторых артефактов (исходного кода, документации, отчетов, схем баз данных и т.п.). Поэтому набор имеющихся генераторов может иметь определяющее значение при выборе соответствующего средства пользователем;
  • визуальное моделирование может использоваться практически на всех этапах жизненного цикла проекта, в том числе и на этапе разработки и тестирования. Поэтому нам кажется, что поддержка инструментальными средствами конкурентного многопользовательского доступа тоже весьма и весьма важна, и наличие или отсутствие ее может оказать решающее воздействие на выбор пользователя;
  • в наше время идет бурное развитие свободного программного обеспечения, а поэтому лицензия распространения CASE-систем и потенциальная поддержка многоплатформенности является довольно важной характеристикой (например, для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не могут, подобно крупным корпорациям, позволить себе отдать десятки тысяч евро за CASE-средство).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, CASE-технология представляет собой методологию проектирования ИС, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения ИС и разрабатывать приложения в соответствии с потребностями пользователей. Большая часть CASE-средств использует методологию структурного (в основном) или ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств.

Несмотря на высокие потенциальные возможности CASE-технологии, далеко не все разработчики информационных систем, использующие CASE-средства, достигают ожидаемых результатов. Существуют различные причины возможных неудач, но, видимо, основной причиной является неадекватное понимание сути программирования информационных систем и применения CASE-средств. Всегда следует быть готовым к новым трудностям, связанным с освоением новой технологии, последовательно преодолевать эти трудности и последовательно добиваться нужных результатов.

 

Список использованной литературы

  1. Вендров А.М. Один из подходов к выбору средств проектирования баз данных и приложений. "СУБД", 1995, №3.
  2. Зиндер Е.З. Бизнес-реинжиниринг и технологии системного проектирования. Учебное пособие. М., Центр Информационных Технологий, 1996
  3. Калянов Г.Н. CASE. Структурный системный анализ (автоматизация и применение). М., "Лори", 1996.
  4. Марка Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. М., "МетаТехнология", 1993.
  5. Международные стандарты, поддерживающие жизненный цикл программных средств. М., МП "Экономика", 1996
  6. Создание информационной системы предприятия. "Computer Direct", 1996, N2
  7. Шлеер С., Меллор С. Объектно-ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях. Киев, "Диалектика", 1993.
  8. Новоженов Ю.В. Объектно-ориентированные технологии разработки сложных программных систем. М., 1996.
  9. Панащук С.А. Разработка информационных систем с использованием CASE-системы Silverrun. "СУБД", 1995, №3.
  10. Горчинская О.Ю. Designer/2000 - новое поколение CASE-продуктов фирмы ORACLE. "СУБД", 1995, №3.
  11. Горин С.В., Тандоев А.Ю. Применение CASE-средства Erwin 2.0 для информационного моделирования в системах обработки данных. "СУБД", 1995, №3.
  12. Горин С.В., Тандоев А.Ю. CASE-средство S-Designor 4.2 для разработки структуры базы данных. "СУБД", 1996, №1.
  13. Петров Ю.К. JAM - инструментальное средство разработки приложений в информационных системах архитектуры "клиент/сервер", построенных на базе РСУБД. "СУБД", 1995, №3.
  14. Вендров А.М. Один из подходов к выбору средств проектирования баз данных и приложений. - "СУБД", 2006, № 3.
  15. Зиндер Е.З. Бизнес-реинжиниринг и технологии системного проектирования. Учебное пособие. - М., Центр Информационных Технологий, 2007.
  16. Калянов Г.Н. CASE. Структурный системный анализ (автоматизация и применение). - М., "Лори", 2004.
  17. Марка Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. М., "МетаТехнология", 2003.
  18. Создание информационной системы предприятия. "Computer Direct", 2007, № 2.
  19. Горин С.В., Тандоев А.Ю. Применение CASE-средства для информационного моделирования в системах обработки данных. – СПб, 2005, № 3.
  20. Горин С.В., Тандоев А.Ю. CASE-средства для разработки структуры базы данных. - СПб, 2006, № 1.

Информация о работе CASE-технологии создания информационных систем