Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 13:41, реферат
Человеческо-машинное взаимодействие (HCI - Human-Computer Interaction) – это наука, которая изучает, как люди используют компьютерные системы, чтобы решить поставленные задачи. HCI обеспечивает нас знаниями о компьютере и человеке для того, чтобы взаимодействие между ними было более эффективным и более удобным.
HCI включает в себя несколько различных дисциплин. Это требуется для того, чтобы разработчики программного обеспечения понимали основы деятельности, поведения и ментальной специфики человека в соответствии с проектируемой системой.
1. Введение………………………………………………………..…………………….…....3
2. Взаимодействие между пользователем и компьютером ……………….………..…..…3
3. Основные принципы создания интерфейса ………………………………………..…...5
3.1 Размещение информации на экране ……………………………………….………..….6
3.2 Выделение элементов интерфейса яркостью .………………………………….…..….6
3.3 Использование цвета при проектировании эргономичного интерфейса………..……7
3.4 Непротиворечивость и стандартизация …………………………………….….…..…...8
3.5 Тексты и диалоги ……………………………………………………………..……….…8
3.6 Средства управления графического интерфейса пользователя ………..……….…….9
3.7 Изображения (Иконки)……………………………………………………....…….…...10
3.8 Меню………………………..……………………………………………..…………..…11
3.8.1 Основные принципы создания меню……………………..……………..…….……..11
3.8.2 Принципы проектирования меню ………………………….…………..…….……...12
3.9 Дизайн заголовков и полей ……………………..…………….…………..…….……...12
4. Общие принципы проектирования…………………………………………..………….13
4.1 Проектирование сообщений…………………………………………………..………..13
5. Предотвращение, обнаружение и исправление ошибок……………………..………...14
5.1 Обработка ошибок в формах ввода…………………………………………..………..15
6. Заключение……………………………………………………………………..…………15
7. Список литературы……………………………………………………………………..…16
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уфимский государственный нефтяной технический
университет»
Кафедра «Вычислительная техника и инженерная кибернетика»
Реферат
на тему «Человеко-машинный интерфейс. Правила организации. Создание эргономического интерфейса»
по дисциплине «Информатика»
Вариант №19
Студент гр. БГР-14-03 ____________ И.И.Мусин
Доцент кафедры ВТИК ____________ М.Н. Каданцев
Уфа - 2014
Оглавление
1. Введение……………………………………………………….
2. Взаимодействие между пользователем и компьютером ……………….………..…..…3
3. Основные принципы создания интерфейса ………………………………………..…...5
3.1 Размещение информации на экране ……………………………………….………..….6
3.2 Выделение элементов интерфейса яркостью .………………………………….…..….6
3.3 Использование цвета при проектировании эргономичного интерфейса………..……7
3.4 Непротиворечивость и стандартизация …………………………………….….…..…...8
3.5 Тексты и диалоги ……………………………………………………………..……….…
3.6 Средства управления графического интерфейса пользователя ………..……….…….9
3.7 Изображения (Иконки)……………………………………………………..
3.8 Меню………………………..………………………………………
3.8.1 Основные принципы создания меню……………………..……………..…….……..11
3.8.2 Принципы проектирования меню ………………………….…………..…….……...12
3.9 Дизайн заголовков и полей
……………………..…………….…………..…….……...
4. Общие принципы проектирования…………………………………………
4.1 Проектирование сообщений…………………………………………………..
5. Предотвращение, обнаружение и исправление ошибок……………………..………...14
5.1 Обработка ошибок в
формах ввода…………………………………………..
6. Заключение……………………………………………………
7. Список литературы…………………………………
1. Введение
Человеческо-машинное взаимодействие (HCI - Human-Computer Interaction) – это наука, которая изучает, как люди используют компьютерные системы, чтобы решить поставленные задачи. HCI обеспечивает нас знаниями о компьютере и человеке для того, чтобы взаимодействие между ними было более эффективным и более удобным.
HCI включает в себя несколько разлиных дисциплин. Это требуется для того, чтобы разработчики программного обеспечения понимали основы деятельности, поведения и ментальной специфики человека в соответствии с проектируемой системой.
Приведем некоторые из дисциплин, которые включает в себя HCI:
Человеко-машинный интерфейс обеспечивает связь между пользователем и компьютером - он позволяет достигать поставленных целей, успешно находить решение поставленной задачи. Взаимодействие - обмен действиями и реакциями на эти действия между компьютером и пользователем. Несколько лет назад основным видом взаимодействия был текст (так называемые терминальные или коммандные системы). В настоящее время, взаимодействие может также включать графику и иконки (знаки) вместо текста, но для описания процесса взаимодействия всеравно еще используется текст.
Имеется ряд стилей взаимодействий, которые делятся на два основных вида. Первый – это использование интерфейса языка команд - ввод команд текстовыми средствами; и второй – это непосредственное манипулирование. Таким образом, имеется ряд способов, которыми пользователь мог бы связываться с компьютером:
В различных операционных системах не сегодняшний день обычно используются комбинированные стили взаимодейсвтия из приведенных выше.
Например, в графическом интерфейсе операционной системы Windows используется прямое манипулирование, а также меню, диалоговые элементы, формы и язык команд. Такой подход важен для проектировщика автоматизированных систем, поскольку позволяет тщательно рассмотреть поставленную задачу заказчика (будущего пользователя), чтобы выбрать наилучший вариант решения задачи.
В разрабатываемой программной системе также применен комплексный подход к созданию интерфейса. Здесь используется прямое манипулирование, меню, формы и диалоги. По ходу изложения материалы будут представлены примеры из разрабатываемой системы.
Цель создания эргономичного интерфейса состоит в том, чтобы отобразить информацию настолько эффективно насколько это возможно для человеческого восприятия и структурировать отображение на дисплее таким образом, чтобы привлечь внимание к наиболее важным единицам информации. Основная же цель состоит в том, чтобы минимизировать общую информацию на экране и представить только то, что является необходимым для пользователя.
Работа с ситемой не должна вызывать у пользователя сложностей в поиске необходимых директив (элементов интерфейса) для управления процессом решения поставленной задачи.
2. Непротиворечивость
Если в процессе работы с системой пользователем были использованы некоторые приемы работы с некоторой частью системы, то в дургой части системы приемы работы должны быть идентичны. Также работа с системой через интерфейс должна соответствовать установленным, привычным нормам (например, использование клавиши Enter).
3. Неизбыточность
Это означает, что пользователь должен вводить только минимальную информацию для работы или управления системой. Например, пользователь не должен вводить незначимые цифры (00010 вместо 10). Аналогично, нельзя требовать от пользователя ввести информацию, которая была предварительно введена или которая может быть автоматически получена из системы. Желательно использовать значения по умолчанию где только возможно, чтобы минимизировать процесс ввода информации.
4. Непосредственный доступ к системе помощи
В процессе работы необходимо, чтобы система обеспечивала пользователя необходимыми инструкциями. Система помощи отвечает трем основным аспектам - качество и количество обеспечиваемых команд; характер сообщений об ошибках и подтверждения того, что система делает. Сообщения об ошибках должны быть полезны и понятны пользователю.
5. Гибкость
Насколько хорошо интерфейс системы может обслуживать пользователя с различными уровнями подготовки? Для неопытных пользователей интерфейс может быть организован как иерархическая структура меню, а для опытных пользователей как команды, комбинации нажатий клавиш и параметры.
Количество информации, отображаемой на экране, называется экранной плотностью. Исследования показали, что, чем меньше экранная плотность, тем отображаемая информация наиболее доступна и понятна для пользователя и наоборот, если экранная плотность большая, это может вызвать затруднения в усвоении информации и ее ясном понимании. Однако, опытные пользователи могут предпочитать интерфейсы с большой экранной плотностью. Информация на экране может быть сгруппирована и упорядочена в значимые части. Это может быть достигнуто с использованием кадров (фреймов), методов типа цветового кодирования, рамок, негативного изображения или других методов для привлечения внимания.
Для привлечения внимания к каким-либо элементам интерфейса можно воспользоваться выделением этих элементов большей яркостью на фоне других – более темных. Однако, не стоит переусердствовать с этим методом, поскольку большое количество ярких элементов может вызвать дискомфорт у пользователя. Таким образом, можно достичь обратного эффекта – перегрузки интерфейса. Применять этот метод нужно только при необходимости. Существует несколько способов выделения яркостью:
Окружение (подчеркивание, рамки, инвертированное изображение). Очень эффективный метод если не переусердствовать.
Цвет может улучшить интерфейс пользователя, но для многих систем использование цвета практически не влияет на эффективность работы пользователя. Основное назначение цвета - в создании интерфейсов, более интересных для пользователей. Однако, имеются случаи, где цвет может помочь проектировщику интерфейса пользователя. Это наиболее эффективно когда цвет используется для:
Цвет – мощный визуальный инструмент, его необходимо использовать очень острожно, чтобы не вызвать дискомфорта у пользователя ошибочными цветовыми комбинациями.
Приведем некоторые принципы использования цвета, которыми нужно руководствоваться при проектировании эргономичного интерфейса:
Важно отметить, что около 9% людей не различают цвета, (обычно красной - зеленые сочетания). Однако эти люди могут отличать черно-белые оттенки, поэтому проектировщики автоматизированных систем должны проверять, не нарушает ли восприятие пользователей этой категории использование различных цветов в интерфейсах программных продуктов.