Информационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – всесторонне проанализировать средства ограничения доступа к информации; рассмотреть основные составляющие информационной безопасности и основные способы ее защиты. В качестве примера средств ограничения доступа к информации в работе рассматривается межсетевой экран.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..3
Глава 1.Информационная безопасность….……………....4
1.1.Информационная безопасность и её
составляющие……………………………………………..……4
1.2.Основные способы ограничения доступа к
информации………………………………………………….....6
1.3.Программы блокирующие всплывающую
рекламу на сайтах…………………………………………….12
1.4.Программы-цензоры………………………………......13
Глава2. Проведение опроса среди учеников
г.Пскова и Псковской области.……………………………..17
2.1. "Моя безопасная сеть: интернет глазами детей и
подростков". ………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………27
Литература…………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Фомина.docx

— 234.19 Кб (Скачать файл)

 
Рисунок 2.  Практически каждый шестой старшеклассник признается, что живет в Интернете.

При этом обычно почти половина опрошенных школьников проводит в Интернете  от 1 до 3 часов за один сеанс(47 %), треть  проводят в интернете минуты (от 10 до 20 минут). А каждый четырнадцатый  школьник указал, что проводит в  Интернете от 5 до 10 часов.

      Чем же занимаются  подростки в Интернете? Как  ни странно, более половины  школьников указали, что никогда  не скачивают программы, музыку, фото, видео (60%) и, к сожалению,  никогда не ищут информацию  для учебы (56%), хотя их родители  могут думать иначе. Большинство  российских школьников активно  используют возможности Интернета  для общения: ведут онлайн-дневники (90%), общаются с друзьями через Skype (87%) и ICQ (62%), а также общаются в чатах и различных социальных сетях (57%). Кроме того, многие указали, что часто слушают Интернет-радио (73%), смотрят Интернет-телевидение (68%), участвуют в различных акциях и голосованиях (60%), просматривают сайты, которые им не разрешают смотреть родители (56%), играют в онлайн-игры (77%) (Рисунок 3)

 
Рисунок 3.  Что делают подростки в Интернете?

Насколько же реально подростки оценивают  опасности, которые таит в себе Интернет наряду с возможностями? Больше половины опрошенных школьников утверждают, что  Интернет опасен (54%), еще 22% считают, что  он иногда опасен. Но в то же время  каждый десятый школьник считает, что  в Интернете нет опасности. (Рисунок 4)

 
Рисунок 4.  Школьники задумываются об опасности, которую несет Интернет? 

 Мы  составили список угроз, с которыми  можно столкнуться в Интернете,  и опросила ребят, с чем и  как часто они встречаются.  По полученным данным можно  составить примерный рейтинг  угроз, с которыми чаще всего  сталкиваются школьники в Интернете:

  • На первом месте среди Интернет-угроз, отмеченных школьниками, стоят вымогательства и угрозы и терроризм. И с тем, и с другим сталкиваются 90% российских школьников, при этом 80% указывают, что это происходит часто.
  • На втором месте стоят сексуальные домогательства, с которыми часто встречаются 73% школьников.
  • Далее следуют призывы причинить вред себе и/или окружающим, с ними часто сталкиваются 71% старшеклассников.
  • На четвертом месте стоит психологическое давление, 68% школьников часто встречаются с ним в Интернете.
  • Пятое место делят мошенничество и кражи (60% старшеклассников часто с ними встречаются), оскорбление и унижение со стороны других пользователей (59%) и экстремизм (59%).
  • Наименьшие результаты по частоте встречаемости были получены относительно вирусов, порнографии и навязчивой рекламы: в каждом случае более трети школьников утверждали, что никогда с ними не встречаются. Относительно вирусов большая часть респондентов указали, что сталкиваются с ними редко (41%) или же никогда (37%). Говоря о порнографии, почти половина школьников сказали, что никогда с ней не сталкиваются (47%). С другой стороны, это говорит о том, что каждый второй школьник сталкивается с порнографией в Интернете, кто-то редко (31%), кто-то часто (22%). Относительно неэтичной и навязчивой рекламы мнения разделились примерно поровну: 33% сталкивается с ней часто, 28% - редко, 39% - никогда.

В целом, около половины школьников редко сталкиваются с неприятной информацией в Интернете (49%).

Помимо этого, само поведение старшеклассников может быть рискованным. По мнению исследователей во всем мире, наибольшую опасность  несет неразумное поведение при  общении с незнакомцами: распространение  персональных данных и личной информации (имени, адреса, телефонов и проч.) и встречи с Интернет-знакомыми в реальной жизни. И в отношении этих аспектов поведение российских школьников не может не вызывать опасения. Больше половины опрошенных старшеклассников часто дают в Интернете номер своего домашнего телефона (79 %), номер мобильного (65 %), номер школы или класса (60 %), свои фотографии и фотографии родственников (58 %), адрес своей электронной почты (51 %) (Рисунок 5). Кроме того, 82% старшеклассников (т.е. 8 школьников из 10) пытаются встречаться с людьми, с которыми познакомились в Интернете, 43% делают это часто.

 
Рисунок 5.  Школьники спокойно делятся своими персональными данными в Интернете.

Конечно, это не может не отражаться на отношении  подростков к интернету, на их мнении о том, пользу он приносит или вред. Как оказалось, старшеклассники  амбивалентно относятся к интернету: большинство опрошенных старшеклассников утверждает, что интернет может приносить  пользу их физическому и психическому здоровью, морали и нравственности, и в то же время почти такое  же количество школьников ответили, что  интернет вредит как здоровью, так  и морали. В отношении культурного  уровня и успеваемости в школе  школьники считают, что интернет скорее вреден (70%), хотя почти половина старшеклассников утверждают, что он приносит пользу (Рисунок 6).

 
Рисунок 6.  Школьники запутались, приносит Интернет пользу или вред.

Несмотря  на осознание опасностей, которые  несет интернет, большинство школьников указали, что получают удовольствие от работы в Интернет, хотя и не всегда. (Рисунок 7)

 
Рисунок 7.  Не все подростки испытывают удовольствие от работы в Интернете.

Среди эмоций по отношению к Интернету заметно  преобладают положительные. Но в то же время, каждый десятый школьник отметил, что Интернет вызывал у него разочарование (11%) и гнев (11%). (Рисунок 8)

 
Рисунок 8.  Эмоции школьников по отношению к Интернету.

 
 

Кроме того, важно, что более половины российских школьников считают Интернет свободным  пространством, где каждый может  делать то, что хочет. (Рисунок 9)

 
Рисунок 9.  Оценка школьниками свободы действий в Интернете.

В связи  с этим встает вопрос о регуляции  пользования Интернетом школьниками. Как уже было показано, доступ к  Интернету есть почти у всех старшеклассников, либо дома, либо в школе, и они  им активно пользуются. При этом время использования Интернетом в школе ограничено рамками урока  или перемены, дома же ограничения  времени могут устанавливать  родители. Однако наше исследование показало, что большинству школьников родители разрешают свободно пользоваться Интернетом и не ограничивают их во времени (68 %). Только у 16% школьников родители устанавливают  временной режим и следят за тем, какие сайты они посещают(Рисунок 10). Сами школьники немного делятся с родителями тем, чем они занимаются в сети, хотя 1/4 часть никогда не рассказывает родителям о своей деятельности в Интернете.

 
Рисунок 10.  Родители почти не контролируют детей в Интернете.

Помимо  непосредственного контроля деятельности детей в Интернете, существуют и  другие возможности. Можно, например, установить специальные программы-фильтры, которые  ограничивают доступ на некоторые сайты. 71 % школьников отметили, что в школе  установлены программы, ограничивающие доступ на какие-либо сайты. В то же время, 66 % опрошенных школьников указали, что на их домашних компьютерах таких  программ нет (Рисунок 11).

Рисунок 11.  Наличие фильтрующих программ на компьютерах в школе и дома у старшеклассников.


 

Начиная с 2008 года, работники прокуратур осуществляют проверки российских школ на наличие в интернет-классах установленных контент-фильтров и проверяют их работу. Как оказалось, рекомендуемые Рособразованием интернет-фильтры не справляются с поставленной задачей и пропускают запрещенные сайты. По результатам прокурорских проверок, многие школы начинают поиск альтернативных программ контентной фильтрации, чтобы не иметь в будущем проблем с прокуратурой. К нашему времени все больше и больше школ  надежно защищены от сайтов с вредной для детей информацией.

 

Заключение

 

Подключение учебных заведений к глобальной сети, такой как Internet, существенно увеличивает эффективность работы и открывает для них множество новых возможностей. В то же время, учебным заведениям необходимо позаботится о создании системы защиты информационных ресурсов, от тех, кто захочет их использовать, модифицировать либо просто уничтожить.

Несмотря  на свою специфику, система защиты учебных  заведений при работе в глобальных сетях должна быть продолжением общего комплекса усилий, направленных на обеспечение безопасности информационных ресурсов. Защита информации, опознание  и ограничение к ней доступа  – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности. На практике под этим понимается поддержание  целостности, доступности и, если необходимо, конфиденциальности информации и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обработки  и передачи данных. Комплексный характер, проблемы защиты говорит о том, что  для ее решения необходимо сочетание  законодательных, организационных  и программно- технических мер. В процессе работы поставленные цели были достигнуты.

 

 

 

Литература

 

  1. Галатенко В. Трифоленков И. Введение в безопасность в Интернет. М., 2005.
  2. Каймин В.А. Информатика: Учебник.-М .:  ИНФРА-М, 
    2000. - 232 с. - (Серия "Высшее образование").
  3. Осипенко А.С. Борьба с преступностью в компьютерных сетях. М., 2004. -432 с.
  4.   Гук М. Аппаратные средства локальных сетей. Энциклопедия - Спб: Издательство «Питер», 2000. - 576 с.
  5. Платонов В.В. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной  безопасности вычислительных сетей. М.,2006.-240 с.
  6. http://lib.rus.ec/b/177025/read  - «Либрусек»
  7. http://referatwork.ru/refs/source/ref-92738.html  - «Реф.РФ»
  8. http://www.childwebguardian.ru/school-internet-filtering.html  -«Child web guardian»
  9. http://www.detirossii.ru/12617.php  - «Гражданское общество – Детям России»
  10. http://www.npp-bit.ru/katalog2/po/  - ЗАО «НПП»БИТ» безопасные информационные технологии.

 

 

 


Информация о работе Информационная безопасность