Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:49, реферат
В настоящее время закон дифференцирования является установленной истиной как для органического, так и для неорганического мира, и на этой стороне вопроса мы здесь останавливаться не будем. Мы приведем лишь одну выдержку из речи известного естествоиспытателя Геккеля, которая покажет нам, как ныне мыслится постепенная дифференциация мира.
В настоящее время закон
«В самом начале в бесконечном
мировом пространстве нет ничего,
кроме подвижного эластического
эфира и бесчисленных однородных
раздельных частиц, разбросанных среди
него наподобие пыли в воздухе; это первичные атомы; возможно, что последние по своему происхождению
суть только „точки сгущения" колеблющейся
субстанции, остатки которой образуют
эфир. Соединяясь в определенном числе
в группы, это первичные атомы, или атомы
массы, образуют атомы элементов нашей
химии.
Мы провели
эту выдержку исключительно для иллюстрации
мысли, как согласно закону дифференциации
мыслится развитие всего разнообразия
форм в мировом масштабе, ничуть не считая
правильными некоторые положения автора.
Так, известно, что многие из физиков ныне
уже обходятся без гипотезы об эфире; автор затем вовсе
не касается строения, а, следовательно,
и возникновения атомов из электронов,
о вращающихся туманностях и т. п. Но суть
не в том, все ли в этой схеме соответствует
действительности, а в изложении той схемы,
как эволюционной, мировой процесс мыслится
вообще путем дифференцировки первичных
форм, дело идет ко все большему и большему
их разнообразию и, следовательно, к усложнению
внешнего мира.
Первоначальное общество есть общество недифференцированное или, точнее говоря, мало дифференцированное. Оно связано лишь совместной жизнью, общностью интересов, взаимными соотношениями, установившимися благодаря опыту. Это общество самых примитивных дикарей, не знающих ни государственной жизни, ни разделения на касты. В цивилизованном мире такое общество представляется обществом детей, воспитывающихся в одной среде. Лишь с возрастом в этом обществе начинается известная дифференцировка и организация, приводящая одновременно к обобщению и согласованию дифференцированных отделов общества.
Государство как политическая организация общества, соответственно определенной степени развития и состоянию общества, может быть различным — советской республикой, монархией, абсолютной или ограниченной. Причем и там, и здесь может быть еще целый ряд дальнейших подразделений, как вечевое народоправство, феодальное государство, избирательное и наследственное королевство. Да и отдельное государство при децентрализации управления дифференцируется на отдельные самоуправляющиеся области. Этот процесс дифференцирования как всякий процесс разделения труда основан на том, что самоудовлетворение физических потребностей осуществляется лучше при отделении одних частей от других.
Таким образом, государство как политическая организация общества, дифференцируясь, отражает определенную степень развития и состояния самого общества и потому может образовать самоуправляющуюся общину с вечевым характером народоправства и феодальное государство с избирательным или наследственным сюзереном во главе. Более сложные формы государства в виде сановных монархий и демократических и буржуазных республик суть продукты дальнейшей дифференциации в государственной организации общества.
Всякий вообще жизнеспособный коллектив,
раз образовавшись, тотчас же дифференцируется.
Уже в самом начале в коллективах
возникает президиум или бюро,
исполнительное бюро, касса, организация
специальных отделов, комиссий и
т. п. В коллективах больших
К закону дифференциации в общественной жизни относится разделение труда и вообще постепенное расчленение простого и однородного первоначально коллектива на отдельные части в виде отдельных кружков, партий и т. п., как и всякое вообще проявление индивидуализма в обществе.
Возьмем для примера военные действия. Первоначально разрабатывается план наступательных действий, но ни один полководец не обманывается относительно того, что точная реализация плана почти никогда не осуществима на войне.
Заготовленный заранее план скорее
рассматривается как цель, к которой
необходимо стремиться, но самое достижение
цели в конечном итоге будет зависеть
от различных обстоятельств, с которыми
придется встретиться при осуществлении
плана. Даже когда сами действия начали
развиваться, обычно никто не может
сказать, как они пойдут далее, ибо
здесь все неожиданно, все неопределенно,
и лишь с течением времени обрисовываются
большая или меньшая
Итак,
все вышеизложенное не оставляет сомнения
в том, что всякое общественное проявление
развивается путем дифференцирования.
Этот принцип является столь же общим
для общественных движений, как и для сочетательных
рефлексов в индивидуальной жизни.
ЗАКОН ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ
Закон воспроизведения не составляет закона, относящегося к органическому миру. Уже в законе ритма или периодичности мы встретились с тем, что однажды бывшие процессы с течением времени воспроизводятся, хотя и в несколько измененном виде. Нельзя не вспомнить при этом прекрасных слов Экклезиаста. С другой стороны, везде и всюду в неорганическом мире мы имеем возникновение одного, тела из другого со свойственными последнему отличительными признаками. Пример: планетный мир, имеющий своего прародителя в солнце. Другой пример — образование кристаллов.
В мире органическом закон воспроизведения проявляется в осуществлении потомства или в биологической наследственности, известной всем и каждому. С другой стороны, основным свойством раздражительности клеточной ткани является тот факт, что после раз происшедшей реакции при вторичном раздражении подобного же рода реакция осуществляется с гораздо большей легкостью. Она часто воспроизводится уже при незначительном внешнем толчке или поводе.
Перейдем теперь к оценке закона
воспроизведения в
Целый ряд данных говорит безусловно в пользу того, что в жизни обществ огромную роль играет фактор наследственности, но не биологической или индивидуальной, а так называемой духовной. Под этим названием мы понимаем то, что унаследывается обществом путем воспитания и преемственности от предков, что переходит к той или иной общественной организации из прошлого и переходит в виде как бы готовых сложившихся форм общественной жизни. Сюда относятся прежде всего все богатства сложившейся в прошлом «духовной» стороны коллектива, передающейся потомству от прошлых поколений, как язык, обычаи, предания, общие понятия и пр., а также все, что известно под названием установившихся традиций и вообще уклада общественной жизни.
Когда и при каких условиях сложился обычай, часто никто сказать не может, даже смысл его нередко утрачивается, и тем не менее обычай покоряет людей и сохраняет свою силу несмотря даже на полное изменение условий, под влиянием которых он возник. Примером может служить сожжение костров в Иванов день, перешедшее к ним от времен язычества, гадания на святках, рождественские ёлки и т. п.
Не менее стойки традиции в интеллигентном обществе, которые противостоят всяким влияниям моды. Таково ношение столь своеобразной одежды, как фрак и цилиндр в официальных случаях, и все так называемые светские обычаи, которые непререкаемо господствуют в интеллигентном обществе несмотря на всеми сознаваемую их нелепость.
Необходимо далее иметь в виду, что на «духовном» складе общественных организаций отражаются и все продукты творческой деятельности отдельных лиц, которые становятся общественным достоянием. Сюда относятся такие результаты человеческого творчества, как наука, литература и искусства.
Вне сомнения, все эти продукты творческой деятельности отдельных лиц, как мы уже говорили, до известной степени являются отражением общественных настроений и взглядов и в этом отношении они являются как бы показателем творческой деятельности народов. Но в то же время наука, литература и искусства являются таким фактором, существование которого и передача в потомство не могут не отражаться на общественной жизни народов, как в каждой общественной группе не остаются без влияния на ее деятельность результаты прошлой умственной работы той же общественной группы.
Необходимо далее иметь в виду, что на деятельности общества отражается все духовное имущество, состоящее в приобретениях, которые делает человечество с каждым шагом своего поступательного движения в области индустрии, и которые имеют прямое отношение в общественной жизни, как например, усовершенствование способов сношения людей через пространство, усовершенствование способов передвижения и пр.
Из вышеизложенного очевидно, какое значение имеет общественная наследственность для коллективной жизни народов и общественных организаций. Поэтому ничто в общественной жизни не совершается без предшествующих влияний и ничто не исчезает бесследно8 . Даже то, что обязано исключительно личной инициативе, при ближайшем анализе окажется, что в действительности личная инициатива возникает на общественной потребности и стоит в несомненной связи с целым рядом других фактов общественной жизни. Словом, нет ничего такого в общественной жизни, которое явилось бы совершенно новым и не имеющим своих корней в прошлой общественной жизни. Самый гений, этот могучий инициатор в человеческом обществе, является порождением предшествующих биосоциальных условий, осуществляя свою творческую деятельность при посредстве накопления материала, годного для его синтетической обработки. Вообще же всякое общественное развитие сопровождается накоплением коллективного опыта в результате соответствующей затраты коллективной энергии.
Наоборот, обратное развитие или общественное
разложение является результатом недостаточности
или невозможности
Таким образом, всякий шаг в развитии общественности есть результат предшествующего коллективного опыта. Ясно, что закон общественной наследственности в своей основе включает в себя установление зависимых отношений между общественными событиями настоящего времени и прошедшими. Последний факт состоит в том, что, если произошло то или иное событие, то за ним обязательно должно обнаружиться при отсутствии каких- либо задерживающих моментов определенное следствие, представляющее новые формы общественности.
В свое время признавали те или другие предрасположения в больших общественных группах, часто обозначаемые гением народа. Такие предрасположения признавались за народами в отношении грамматических форм, определенных форм правления, религиозных верований и т. п. Допускалось, что характеру той или другой нации свойственны одни общественные явления и вовсе не свойственны другие явления. Так, например, Китай и Япония признавались странами, которым не свойственны европейские учреждения, как греческому гению будто бы свойствен политеизм.
Надо однако заметить, что, хотя и неоспоримо, что та или другая нация имеет свой темперамент и обладает той или иной степенью деловитости, что зависит от климатических, экономических и иных условий, но неоспоримо также и то, что все остальное, что характеризует нацию, зависит от ее общественной жизни и ее уклада, сложившегося веками. Поэтому введение новых образцов в общественной жизни путем просвещения народных масс может коренным образом изменить это предрасположение нации или ее характер, как это мы видим на примере Японии.
Так или иначе, но каждый социальный индивид имеет свою физиономию и свои личные особенности, которые передаются из поколения в поколение в качестве доминантных признаков. Это — гений народа, гений его языка, гений религии. Это — дух партийности, это — характер определенной среды, ее обычаев и привычек. Словом везде, где имеется определенный коллектив, мы имеем и определенное коллективное выражение его индивидуальных качеств. Но все это, если исключить область темперамента и умственного развития, не прирожденные биологические особенности, а особенности, приобретаемые путем сложившихся жизненных условий данного сообщества, которые однако настолько укоренились в нем, что являются признаками, исследуемыми с особенным постоянством1.
1 В.М. Бехтерев. Избранные работы по социальной психологии. М.,1994. С.280-289.