Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 22:58, реферат
Описание работы
Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек, живущий в век информационных технологий должен владеть информационной культурой. Актуальность проблемы изучения информационного поведения пользователей определяется несколькими моментами.
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное
Образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Институт информационных
технологий и телекоммуникаций
Кафедра информатики
Реферат
Информационная культура как
качественная характеристика жизнедеятельности
человека
Оглавление
Введение
Наша жизнь постоянно изменяется
и наполняется новыми технологиями. Сейчас
вы не найдете ни одного человека, который
не использовал бы их для облегчения своей
работы, развлечений, обучения и т.д. Но
каждый человек, живущий в век информационных
технологий должен владеть информационной
культурой. Актуальность проблемы изучения
информационного поведения пользователей
определяется несколькими моментами.
Во-первых, в последние годы
во всем мире произошло осознание фундаментальной
роли информации в общественном развитии.
В широком социокультурном контексте
рассматриваются такие феномены, как информационное
общество, информатизация, информационное
образование и др. Проблема формирования
информационной культуры личности и изучение
специфики информационного поведения,
как отдельных людей, так и социальных
групп, в этих условиях приобретает особое
значение.
Во-вторых, понятие информационной
культуры в настоящее время достаточно
четко оформлено институционально. При
Международной Академии Информатизации
(МАИ) существует Отделение информационной
культуры. Под эгидой этой организации
с 1998 г. проводятся международные научные
конференции по проблемам информационной
культуры. Проблемы изучения информационного
поведения личности освещаются в материалах
Международной школы социологии науки
и техники. В ряде университетов культуры
(например, в Краснодарском) созданы кафедры
информационной культуры. Существует
также ряд учебных программ для средних
и высших учебных заведений по курсу "Основы
информационной культуры".
В-третьих, эту проблему можно
назвать визитной карточкой информационных
факультетов любого ВУЗа, поскольку практически
на каждой кафедре есть специалисты, занимающиеся
вопросами формирования информационной
культуры различных категорий читателей
(применительно к детскому чтению, досуговому
чтению взрослых, профессиональному чтению
специалистов и т.д.).
Все перечисленное дает основание
считать рассматриваемое направление
официально признанным.
1.Современное понимание и определение
сущности информационной культуры
Несмотря на осознание значимости
этой проблемы и отражение ее в достаточно
большом числе публикаций, на сегодняшний
день не выработано единого определения
дефиниции "информационная культура".
Еще менее разработанной является проблема
информационного поведения личности.
Возможно, объясняется это тем, что понятие
информационная культура базируется на
двух фундаментальных, и, вместе с тем,
трудно поддающихся определению понятиях
как информация и культура. Исходя из этого,
можно выделить "культурологический"
и "информационный" подходы к трактовке
понятия информационная культура.
В рамках культурологического
подхода информационная культура рассматривается
как способ жизнедеятельности человека
в информационном обществе, как составляющая
процесса формирования культуры человечества.
В рамках информационного подхода
большинство определений подразумевает
совокупность знаний, умений и навыков
поиска, отбора, анализа информации, то
есть всего того, что включается в информационную
деятельность, направленную на удовлетворение
ИП. Более того, часть авторов сужает информационную
культуру до рамок компьютерной грамотности.
Нам представляется неверным
расчленение этого понятия на информационную
и культурологическую компоненту. На сегодняшний
день нам близко определение специалистов,
считающих информационную культуру одной
из граней общечеловеческой культуры
или информационной компонентой человеческой
культуры в целом. При этой трактовке информационная
составляющая словно пронизывает все
сооружение культуры, она принадлежит
к тем её "несущим конструкциям",
которые обеспечивают ее логическую целостность.
В зависимости от субъекта,
который выступает носителем информационной
культуры, последнюю можно рассматривать
на трех уровнях:
• информационная культура
личности;
• информационная культура
отдельных групп сообщества (определенного
социума, нации, возрастной или профессиональной
группы и т.д.);
• информационная культура
общества в целом.
В современных исследованиях
информационной культуры преобладает
информационный подход, поскольку данная
проблематика пришла в науку из информационной
сферы.
Мы считаем, что информационную
культуру личности следует изучать и формировать
в контексте умений и навыков самостоятельного
наращивания профессиональных и любых
других знаний, востребованных повседневной
жизнью. И тогда понятие "информационная
культура" включит очень многие составляющие:
• культуру поиска новой информации
при понимании индивидом того, что устранение
информационного дефицита всегда связано
со значительными психологическими трудностями,
а часто и ломкой стереотипов (современный
поиск предполагает умение проанализировать
свои ИП, использование формальных и неформальных
каналов получения информации, освоение
возможностей новых информационных технологий
и т.д.);
• культуру чтения и восприятия
информации, понимание особенностей современных
текстовых сообщений и необходимости
анализа всего "документального шлейфа"
изучаемого направления;
• осознание того факта, что
любое профессиональное чтение есть средство
получения знаний (в противовес его рассмотрению
только в качестве способа устранения
информационного дефицита, возникшего
при решении текущих задач);
• умение перерабатывать большие
массивы информации с использованием
как информационных (компьютерных) технологий,
так и интеллектуальных нормализованных
методик (поаспектного анализа текстов,
контент-анализа, классификационного
и кластерного анализа и т.д.);
• умение генерировать собственные
ПОБД и вести личные поисковые системы;
• понимание важности межличностного
профессионального общения для успешности
любой трудовой деятельности;
• стремление к повышению уровня
коммуникационной компетентности;
• воспитание в себе терпимости
к чужим точкам зрения и мнениям, готовности
не только получать, но и отдавать знания;
• умение находить партнеров
по совместной деятельности с использованием
для этого телекоммуникационных каналов
связи;
• умение четко и доказательно
излагать результаты собственной деятельности,
в том числе, с учетом уровня подготовленности
и настроя целевой аудитории;
• знание норм, регламентирующих
использование интеллектуальной собственности.
Информационная культура проявляется
в информационном поведении людей. Под
информационным поведением мы понимаем
образ действий, совокупность усилий,
предпринимаемых человеком для получения-усвоения
и использования-создания нового знания,
его передачи и распространения в обществе.
Мы обосновываем необходимость
изучения информационного поведения специалистов
как основания для социальной дифференциации.
С развитием цивилизации становится все
более очевидным, что люди без образования,
не умеющие самостоятельно наращивать
профессиональные знания и, при необходимости,
переквалифицироваться, вытесняются за
грань условий жизни, достойных человека.
И если прежде причины социального неравенства
связывали с происхождением и наличием
гражданских прав, собственностью и доходами,
положением в социальной структуре общества,
сегодня фактором расслоения становится
уровень информационной культуры, проявляющийся
в информационном поведении.
Информационное поведение,
с одной стороны, отражает активность
личности как познающего субъекта, его
умение ориентироваться в информационном
пространстве. С другой стороны, в информационном
поведении проявляется степень доступности
и комфортности использования совокупных
информационных ресурсов или, иными словами,
те возможности, которые общество предоставляет
индивиду, стремящемуся состояться как
профессионалу и личности. Представляется,
что в самое ближайшее время судьба каждого
конкретного человека будет зависеть
от того, насколько он способен своевременно
находить, получать, адекватно воспринимать
и продуктивно использовать новую информацию
(точнее, новое знание) в своей повседневной
жизни.
2. Культура
информационного мира
Именно культура является
качественной характеристикой той или
иной ступени развития общества. Именно
культурой человек восполняет свою
природную незавершенность и если природа
делает человека индивидом, а общество
наделяет человека социальными качествами
и формирует его как личность, то культура
наделяет человека уникальной индивидуальностью.
Не случайно проблемы развития культуры
и воздействие на это развитие различных
факторов - природы, техники, политики
и др. является одной из вечных проблем
философской рефлексии. Ныне на первый
план выдвигается проблема взаимоотношения
культуры с бурно развивающимся научно-техническим
прогрессом.
Отмечая органическое единство
культуры и техники нельзя не видеть и
сложные взаимоотношения между ними, которые
не имеют однозначной трактовки. Сложность
этих взаимоотношений и различия в понимании
проблемы объясняется, с одной стороны,
тем, культура – многогранный социальный
феномен, включающей в себя разнообразные
элементы – от материального производства
до таких элитарных сфер, как искусство,
философия и другие духовные области.
Безусловно одинакового механизма взаимоотношения
техники с этими столь отличными составляющими
культуры быть не может. С другой стороны,
самой технике тоже не занимать сложности,
она включает в себя самые разнокачественные
артефакты – от молотка до компьютера.
Здесь тоже нет места стандартному взаимоотношению
различных видов технических устройств
с культурой. Наконец, следует учесть и
то обстоятельство, что в процесс взаимовлияния
культуры и техники почти всегда вплетаются
социальные, политические, философские,
моральные и иные обстоятельства.
Вопрос о воздействии техники
на культуру приобрел особую актуальность
в условиях формирования информационного
общества, когда радио и телефоны, телевизоры
и магнитофоны, принтеры и сканеры, калькуляторы
и компьютеры, международная информационная
система Интернет и специализированные
Сети оказывают все возрастающее и сложное
воздействие не только на сферу материального
производства, социально-политическую
жизнь общества, но и на ее духовную жизнь.
Д.Белл, выделив три сферы современного
общества – общественные структуры, политические
организации и культурные ориентации,
стал утверждать, что культурный сектор
общества начинает находится во все
более напряженных отношениях с экономикой,
которая подвергается действию технократически
регулируемых социальных структур. Культура
становится сама по себе враждебной существующим
социальным институтам и законам, она
обращена против всевластия и стандартизации
политических и технико-экономических
тенденций общественного развития. Придерживаясь
отрицательного воздействия техники на
культуру Х. Ортега-и-Гассет отмечает,
что «сама техника, являясь человеку, с
одной стороны, в качестве некой, в принципе
безграничной, способности, с другой –
приводит к небывалому опустошению человеческой
жизни, заставляя каждого жить исключительно
верой в технику, и только в нее… Вот почему
наше время – как никогда техническое
– оказалось на редкость бессодержательным
и пустым» .
Противоречивые
мнения о роли техники в
развитии культуры лишь отражают
противоречивые реальные тенденции,
которые ярко проявляются сегодня
в развитии информационной технике,
когда она, бурно развиваясь, проникает
буквально во все, даже самые
затаенные области человеческого
бытия. «Итак, - пишет А.А.Воронин,- техника-
это цивилизованный вирус, поражающий
культуру, сублимация агрессии, безответственная
алчность, техника - это бездушная
тварь, пожирающая людей, с одной
стороны. С другой - даже передать
эти мысли без техники невозможно,
техника - это уже человеческая
природа, воздух культуры и надежда
на будущее .
Основатель Римского клуба
А. Пиччеи в своей замечательной книге
«Человеческие качества», отмечая несоответствие
этих качеств нынешним достижениям научно-технического
прогресса, пишет, что созданная человеком
техническая среда ослабила его физически,
притупив биологическую активность. В
результате чем более «цивилизованным»
становился человек, тем меньше он оказывался
способным противостоять трудностям суровой
внешней среды и тем больше нуждался в
медикоменозной защите организма. Вместе
с тем, отмечает А. Печчеи, шло развитие
интеллектуальных способностей человека.
Однако если раньше эти способности приводились
в соответствие со сложным искусственным
миром, сотворенным человеком, то в последнее
время равновесие между научно-техническим
и культурным прогрессом, между прогрессом
и биофизическими способностями человека
оказалось серьезно нарушено. В результате
на карту поставлена судьба человека как
вида. Сегодняшняя проблема человеческого
вида состоит в том, что он оказался неспособным
в культурном отношении идти в ногу и полностью
приспособиться к тем изменениям, которые
он сам внес в этот мир. Никто из нас еще
до конца не приспособился ни психологически,
ни функционально к изменившемуся миру
и новому положению в нем человека. «Суть
проблемы как раз и заключается в несоответствии
между созданной человеком действительностью
и тем, как он ее воспринимает и как учитывает
в своем поведении» – пишет А.Печчеи. .
Выход из создавшейся ситуации А.Пиччеи
видит в культурной эволюции как важнейшей
цели и основы человеческого развития,
в изменении человеческих качеств в процессе
революции в самом человеке. «Если мы хотим
обуздать техническую революцию и направить
человечество к достойному его будущему,
- заключает А. Пиччеи, - то нам необходимо
прежде всего подумать об изменении самого
человека, о революции в самом человеке».
Культура – сложный социальный
феномен, включающий в себя совокупность
ряда общественных явлений. Вполне естественно,
что тот или иной культурный климат воздействует
на эти явления. Не менее значимым является
воздействие науки на эту культуру. Так,
большую значимость для новой культуры
приобрело появление безбумажной информатики.
Ныне растет новое компьютерное поколение.
Молодежь, умеющая работать на компьютере,
обладает возможностью прочитывать в
день по 8 книг объемом в 300 страниц каждая
за счет представления компьютером информации
в удобной для восприятия графической
или звуковой форме, скорости чтения, выбора
и «сервирования» информации. В первую
очередь безбумажная технология находит
себе применение в обработке оперативного
получения информации, содержание которой
быстро меняется и устаревает, что делает
просто ненужной ее длительное хранение.
Многие предсказывают замену ежедневной
газеты круглосуточным выпуском телевизионных
новостей. Электронные издательства переживают
настоящий бум. Архивные материалы, редкие
книги, перенесенные на лазерные диски
с помощью каналов спутниковой связи,
Интернет, телефаксов становятся общедоступными.
Наука, и как специфическая форма деятельности
людей, и как система используемых в ходе
общественной практики знаний, являясь
феноменом культуры оказывает на ней огромное
воздействие. Однако заметим, что это воздействие
не всегда позитивно. Негативные воздействия
на культуру, к примеру, оказывают кризисные
явления в современной науке, связанные
с определенным разочарованием и неверием
в силу научной мысли, вытеснением традиционных
научных методов иррациональными методами
и средствами познания. Не случайно возникновение
антинаучных движений, пренебрежительное
отношение к ученым, засилье в науке дельцов
и людей далеких от нее, появление различного
рода «модных» теоретических воззрений
и течений.