Информационное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).
Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.

Файлы: 1 файл

Текст реферата.docx

— 68.33 Кб (Скачать файл)

                    Роль информатизации в развитии общества.  
 
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. 
        Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.               Образование больших потоков информации обуславливается: 
1) быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно - конструкторских работ;  
 2)постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

3) появлением данных ( геофизических, медицинских и др. ), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации. 
     Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления: 
1) появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно; 
2) существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации; 
3) возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации.  

     Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств. 
     Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения.       

   Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального  
развития. ( Информатизация общества - организованный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.).

       Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени " компьютеризация общества ". При внешней схожести этих понятий они имеют существенное различие. 
       При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. 
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. 
       Таким образом, " информатизация общества " является более широким понятием, чем " компьютеризации общества ", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ - около 40%. 
 
                                       Опыт информатизации  
 
В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию, - это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся деловая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной и микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами ( Японией, Германией и др.). 
      В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом. Руководители некоторых стран " третьего мира " с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России. 
В любой стране, независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации. 
Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному. 
Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Проанализировав уровень внедрения ИТ в экономическую, правовую, социальную и другие сферы жизни общества, а также основные направления государственной политики стран-лидеров в данной области: США, ЕС и Индии, и России, можно выделить следующие основные виды стратегий, проводимых этими государствами (таб.):

Таблица . Ключевые направления государственной политики при построении информационного общества

 

США

ЕС

Стратегия инновационного лидерства:

нацеленность на научно-технолог. Лидерство;

рост вложений в образование, нематер. активы;

оптимальное взаимодействие государствен-ного и частного секторов;

господдержка инновационной  деятельности.

Стратегия социальной направленности

значительные вложения в  образов.

И переобучение;

доступность ИТ для всех граждан;

финансирование науки  и исследо-ваний в области ИТ;

создание транс-европейских  сетей муницип. органов, здравоохр. И образования.

     

 
 
                                      

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  И МЕХАНИЗМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Сформулированные выше стратегические цели и трезвая оценка сложившихся предпосылок движения страны к информационному обществу позволяют выделить следующие приоритетные направления информационного развития, которые в ближайшей перспективе могут быть обеспечены ресурсами общества и государства.

Направление 1. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры

     Материальной основой и технологической базой информационного развития является информационно-коммуникационная инфраструктура (ИКИ), что определяет высший приоритет данного направления. ИКИ представляет собой совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационно-вычислительных систем, телекоммуникационных сетей (каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками), информационных ресурсов, хранящихся, обрабатываемых и передаваемых в электронной форме, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.

      Развитие ИКИ предусматривает:

- модернизацию и развитие существующей технологической базы национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей и систем;

- совершенствование и развитие системы национальных информационных ресурсов и технологий доступа к ним;

- наличие российского сегмента Интернета;

- деятельность центров обработки информации различного назначения. Эта модернизация должна проводиться при государственной поддержке фундаментальной и отраслевой науки и эффективной координации ее деятельности.

     Для модернизации и развития ИКИ необходимы:

- создание привлекательных условий для отечественного бизнеса, в частности, введение специальных налоговых льгот, в том числе долговременных, для отечественных промышленных предприятий с различной формой собственности, активно участвующих в процессах модернизации и развития ИКИ;

- создание благоприятных условий для иностранных инвесторов, что предполагает правительственные гарантии на сохранение и вывоз части прибыли, отсутствие двойного налогообложения, рациональную политику регулирования таможенных пошлин на ввоз оборудования и комплектующих для зарубежных фирм;

- привлечение средств населения, прежде всего в области образовательных, медицинских, информационно-справочных, развлекательных и некоторых других социальных услуг. Для коллективных пунктов доступа в Интернет и некоторых категорий домашних пользователей (инвалиды, школьники и студенты и т. д.) должны быть предусмотрены льготы по приобретению и сервисному обслуживанию компьютерной и телекоммуникационной техники, а также снижение тарифов на подключение к открытым информационным сетям, кабельному телевидению, на услуги провайдеров Интернета.

 

Направление 2. Формирование условий, способствующих производству и использованию информации и знаний во всех сферах жизни общества. Развитие человеческого капитала.

Сегодня превалирует ориентация на использование, в том числе  и в органах государственной власти, зарубежной техники и ИКТ. Очевидно, что на современном этапе нашего развитии это единственный путь внедрения ИКТ в жизнь страны. Однако этот путь в дальнейшем может привести нашу страну к полной зависимости от иностранных производителей, что негативно скажется на развитии страны и ее безопасности. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере ИКТ должна быть ориентация на развитие отечественного производства в информационной сфере.

     Особой заботой государства должны быть:

- поддержка и развитие  отечественной науки и образования;

- повышение уровня общего  и профессионального образования;

- развитие системы переподготовки  кадров;

- развертывание системы  повышения информационной (компьютерной) грамотности населения.

       Формирование информационного общества неизбежно влечет за собой и изменение рынка рабочей силы. По оценкам экспертов, в последнее десятилетие более 60 процентов вновь создаваемых рабочих мест связано с обработкой информации. Все большее число рабочих мест и профессиональных занятий связано сегодня с использованием компьютера. Рабочие места в информационном обществе требуют все более высокого уровня образования и наличия необходимых трудовых навыков. Информационное развитие России потребует реализации ряда мер по развитию человеческого капитала и увеличению инвестиций в его развитие.

      При проведении модернизации образования важно реализовать особые требования, которые предъявляет к современной системе образования и переподготовки кадров информационное развитие страны. Прежде всего требуется:

- обеспечить необходимый уровень финансирования системы образования;

- установить прочную связь системы образования с рынком труда и обеспечить гибкость в реагировании системы образования на его запросы;

- создать условия для получения образования на протяжении всей жизни для большей части экономически активного населения, развивать систему переподготовки для кадров, высвобождающихся при структурных изменениях экономики;

- развернуть масштабную систему повышения информационной (компьютерной) грамотности населения, определить стандарты обучения и порядок сертификации, создать специальные курсы для людей с ограниченными возможностями;

- добиться изменения форм и методов образования на всех его уровнях на основе широкомасштабного использования ИКТ, для чего завершить базовую информатизацию образования, реализовать программу создания образовательного контента и обеспечить методическую подготовку преподавателей к использованию ИКТ в учебном процессе.

      В рамках решения проблемы информационного неравенства необходимо обеспечить расширение спектра общедоступных информационных услуг и доступ граждан к социально значимой, культурной и развлекательной информации путем развития системы точек общественного доступа и создания общедоступных информационных ресурсов.

 

Направление 3. Развитие информационной среды как базы совершенствования сферы государственного управления

Широкомасштабное использование  ИКТ и сетевой информационно-коммуникационной инфраструктуры в сфере управления позволяет существенно улучшить деятельность органов государственной власти и их диалога с гражданами, бизнесом и общественными структурами. Имеется неразрывная связь функциональной и структурной перестройки аппарата управления, заложенной в административной реформе, с развитием информационной среды.

     Использование ИКТ и Интернета переводит на качественно новый уровень решение следующих трех взаимосвязанных задач:

- совершенствование деятельности аппарата управления за счет перехода на электронный документооборот, формирования, развития и интеграции в единую вертикальную сеть корпоративных сетей министерств и ведомств, а также системы распределенных регулярно обновляемых баз данных управленческой информации внутри каждого ведомства;

- интеграция государственных информационных ресурсов и создания условий для предоставления гражданам и организациям общедоступной правительственной, административной и правовой информации;

- организация интерактивного взаимодействия органов власти на всех уровнях системы государственного управления, а также с гражданами, бизнесом, со всеми остальными социальными субъектами.

     Решение указанных задач должно привести к существенному продвижению по пути демократизации общественной и политической жизни в стране, на практике реализовать конституционные права граждан на получение, распространение и использование информации. В совокупности эти задачи составляют платформу так называемого "электронного правительства" (ЭП).

     Целью создания ЭП является оптимизация процесса оказания органами власти услуг населению и бизнесу, а также расширение участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной.

Для сегодняшней России ЭП - это способ высокоэффективной поддержки  единства страны и неразрывности  государственного управления в федеративном государственном устройстве. Кроме того, ЭП - инструмент рационального распределения управленческих ресурсов, поддержки профессионального потенциала госслужащих и реализации открытости госаппарата.

      Создание ЭП имеет стратегическую нацеленность на повышение стандартов качества жизни населения страны, ускорение ее экономического роста. Успех решения этой задачи напрямую связан с тем, насколько деятельность органов власти, центральной и местной, ясна, предсказуема и обоснована и насколько эти органы власти доступны для общества.

     Информационное развитие сферы государственного управления предполагает дальнейшее планомерное (на период 10-12 лет) совершенствование инфраструктуры доступа к правительственной и административной информации, в том числе подключение к Интернету все большего количества органов власти и государственных организаций, прежде всего в отдаленных регионах, развертывание сети пунктов общественного доступа. В этой работе государство ориентируется на активное партнерское участие структур телекоммуникационного бизнеса.

 

Направление 4. Обеспечение информационной безопасности страны

Глобальная информатизация и развитие Интернета привели  к тому, что информационно-коммуникационная инфраструктура страны и национальные информационные ресурсы оказались весьма уязвимыми объектами воздействия со стороны недружественных государств, террористических организаций, криминальных групп и отдельных злоумышленников. Угроза международного информационного терроризма и информационных войн стали важными геополитическими факторами. Предотвращение этой угрозы требует объединения усилий всех государственных институтов и активизации международного сотрудничества в этой области.

     Выявление и анализ конкретных угроз информационной безопасности (ИБ) России как части глобального информационного сообщества, выработка и принятие мер, необходимых для адекватного ответа на них, должны рассматриваться как важнейшие приоритеты национальной безопасности.

Россия должна принимать  активное участие в разработке и  принятии международных договоренностей, направленных на:

- создание условий для равноправного и безопасного международного информационного обмена на основе общепризнанных норм и принципов международного права; устанавливающих, в том числе, ответственность за хакерство и другие компьютерные преступления, злоумышленное проникновение в национальные и корпоративные информационные сети, нарушение прав и законных интересов граждан в процессе информационного обмена;

- разработку коллективных мер предотвращения использования ИКТ и Интернета в террористических и других преступных целях и процедуры взаимного уведомления и предотвращения трансграничного несанкционированного информационного воздействия;

- развитие системы международного взаимодействия правоохранительных органов по предотвращению и пресечению правонарушений в мировом информационном пространстве.

      В процессе реализации этого направления в стране должна быть создана единая многоуровневая общероссийская система обеспечения информационной безопасности, в которой действуют единые правовые нормы и механизмы защиты информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных прав граждан, осуществляется эффективная координация деятельности федеральных органов государственной власти и других организаций.

 

Направление 5. Международное сотрудничество в сфере ИКТ

Важнейшей целью международного сотрудничества в сфере ИКТ является создание информационного миропорядка, отвечающего национальным интересам России. В глобальном информационном обществе, где будет обеспечено широкое представительство по-разному политически ориентированных как развитых, так и развивающихся стран, интересы России - поставщика и потребителя ИКТ - должны быть учтены наиболее полно. Поэтому России необходимо активно включаться в разработку и практическое формирование концепции глобального информационного общества, ее принципов и структуры.

Международное сотрудничество должно обеспечить условия, при которых  глобальная информатизация не наносила бы ущерб национальной безопасности, суверенитету, культуре и самобытности всех стран, в том числе и России, и была бы обращена на решение социально-экономических и гуманитарных проблем человечества, отдельных регионов и стран.

Важнейшей задачей международного сотрудничества в сфере ИКТ является формирование адекватного правового режима мирового информационного пространства.

      В целом участие России в международном сотрудничестве должно быть направлено прежде всего на решение внутренних социально-экономических задач и на обеспечение условий ее равноправного участия в построении глобального информационного общества. Этому должно способствовать вступление России в ВТО на приемлемых условиях.

 

Направление 6. Совершенствование и развитие нормативно-правового регулирования процессов информационного развития

Нормативно-правовое регулирование  есть главный рычаг воздействия  на все направления информационного  развития. Поэтому государство должно играть активную роль в нормативно-правовом регулировании отношений, связанных  с формированием развитой информационной среды.

      Должны быть закреплены правовые гарантии реализации конституционных прав граждан на получение информации и обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также решениях, затрагивающих их права, свободы и законные интересы.

     Должны быть также выработаны и юридически закреплены механизмы эффективного партнерского сотрудничества государственных предприятий и организаций с коммерческими структурами, работающими на отечественном и мировом рынках ИК.

      Должно быть обеспечено правовое регулирование в области формирования, хранения и использования национальных информационных ресурсов и усовершенствованы нормы, регулирующие ответственность за правонарушения в сфере производства, хранения, распространения и использования информации.

      Дальнейшему совершенствованию подлежат институты защиты интеллектуальной собственности в области производства и потребления информации, прежде всего прав производителей, распространителей и пользователей ИКТ, информационных продуктов и услуг.

Должны быть решены вопросы  правового регулирования использования  сети Интернет.


   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Очевидно, что в настоящее время мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будет информация в различных  ее проявлениях.

Получая неоспоримые блага, такие как  доступность информации, ее быстрое  распространение, свободный обмен  данными между людьми и др. нельзя не учитывать и возросшие и  изменившиеся требования к человеку как члену общества.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить  человека к быстрому восприятию и  обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

Сейчас  уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Следует отметить, что проблема информатизации общества обсуждается сегодня учеными все шире. Поскольку получение информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми, человек будет все больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии независимости от него.

Необходимо  воспитывать чувство ответственности  каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта задача относится, прежде всего, к системе образования и средствам массовой информации.

Прогнозируемый  учеными характер изменений социальной структуры под влиянием информатизации по указанным выше направлениям следующий:

- Количество  социальных групп будет расти,  что приведет, естественно, к уменьшению  их среднего размера. Современные  информационные технологии предоставляют  реальную возможность более точного,  оперативного учета интересов людей.

- Качественные  параметры социальных групп будут  улучшаться по таким параметрам как уровень образования, интеллектуальности и др.

- Новые  процентные соотношения между  социальными группами, выделяемыми в обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим образом:

1) возрастет  доля людей, занятых интеллектуальным  трудом - интеллектуалов.

Прогнозируется  появление особого класса “интеллектуалов”. Для тех же, кто не захочет или  не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд в сфере информационных услуг, которые, как уже ранее  отмечалось, должны в информационном обществе составлять более 50% в структуре занятости, или в сфере материального производства.

2) увеличится  количество работоспособных людей.  Люди старшего возраста смогут  даже после ухода на пенсию  продолжать работать, так как  повысится планка работоспособного  возраста (тело стареет раньше  мозга).

Пирамидальная социально-экономическая структура  все больше и больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре. Структура сети точнее соответствует новой информационной технике.

Американские  исследователи отмечают, что “конвергенция  меняющихся общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным”.

На одном  из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией) оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно.

Личность  реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую либо корпорацию, он не личность.

В техногенной  цивилизации возникает особый тип  автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции.

Современная наука и техническое творчество втягивают в область человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости, когда небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их.

Для свободной  ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Нарастающая сила потока информационного обмена между людьми породила новый тип культуры, в которой все подчинено необходимости классификации, унификации с целью наибольшей компрессии и повышения эффективности при передачи от человека к человеку, будь то лично или через средства массовой информации.

Существует  проблема жизни и деятельности человека в новом обществе, форма его  существования. Будет ли он жить в  «Электронном коттедже» как предсказывали  некоторые футурологи или же форма  жизни не изменится кардинально.

Философ Олвин Тоффлер, например, предсказывает  рождение «просьюмера» - потребителя  и производителя в одном лице.

Информация о работе Информационное общество