Информационные революции в развитии цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:15, реферат

Описание работы

Каждый из этих технологических уровней становился возможным благодаря происходившей в соответствующий исторический период информационной революции. На тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации обратил внимание профессор А.И. Ракитов в своих работах. По его мнению, сущность информационной революции заключается в изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Другими словами, информационная революция означает качественный скачок в развитии общества, новый уровень использования принципиально новых методов и средств переработки информации и процессов информационного взаимодействия в обществе.

Содержание работы

Введение
Хронология информационных революций.
Основные признаки периодов информационной революции и осуществление перехода о одной фазы к другой.
Информатизация общества как социотехническая революция
Заключение

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 31.13 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение

  1. Хронология информационных революций.
  2. Основные признаки периодов информационной революции и осуществление перехода о одной фазы к другой.
  3. Информатизация общества как социотехническая революция

Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Информационные революции  в развитии цивилизации».

Введение.

В настоящее время принято  выделять шесть основных информационных революций за всю историю развития человеческого общества.

 Информационная революция (англ. Information revolution) — преобразование общественных отношений в результате кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием этих революций явилось приобретение человеческим обществом нового качества.

Каждый из этих технологических  уровней становился возможным благодаря  происходившей в соответствующий  исторический период информационной революции. На тесную связь между технологическими и информационными революциями  в истории развития цивилизации  обратил внимание профессор А.И. Ракитов в своих работах. По его  мнению, сущность информационной революции  заключается в изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Другими словами, информационная революция означает качественный скачок в развитии общества, новый уровень использования принципиально новых методов и средств переработки информации и процессов информационного взаимодействия в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Хронология информационных революций.

Началом первой информационной революции  стало одно из самых важнейших  изобретений человечества — письменность. Она появилась около пяти тысяч лет назад в Месопотамии и Египте, затем (независимо, но несколько тысяч лет спустя) — в Китае и ещё на 1500 лет позднее — в Центральной Америке у индейцев племени майя. Её ранние примеры — глиняные дощечки с клинописью жителей Вавилона — представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.

До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая  концепция или открытие, о его  работе вы, в лучшем случае, узнаете  из вторых рук, и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путём информацию никогда  не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение  письменности стало ключевым элементом  экономической базы древней цивилизации.

Вторая информационная революция  связана с появлением рукописной книги. Месяцами, а иногда и годами трудился писец, чтобы воспроизвести  литературное или научное произведение на листах пергамента, изготовлявшегося из шкур животных. Удешевила книгу, сделала её более массовой бумага, её изобретателем считается китаец Цай Лунь, живший в II—I вв. до н. э. В Греции афинский тиран Писистрат (правил в 560—527 гг. до н. э. с перерывами) распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся изустно.

Эффект рукописной книги в Китае, Древней Греции и Древнем Риме был огромным. По сути, вся китайская  цивилизация и система государственного устройства основаны именно на рукописной книге. Но тиражирование письменных материалов — дорогостоящий и  длительный процесс, ограничивавший круг людей, которым автор мог сообщить знания. Переписывание сказывалось  и на точности передачи знаний, поскольку в ходе многократного копирования текста в него непременно вкрадывались ошибки.

Третья информационная революция  связана с изобретением немцем Иоганном Гуттенбергом (1399—1468) печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 годами. Орнамент и иллюстрации воспроизводили сначала ксилографией (гравюра на дереве), появившейся ещё раньше книгопечатания. Хотя печатное дело впервые  возникло в XI в. в Китае, именно печатный станок Гуттенберга и применённый  им метод съёмных шрифтов способствовали ею распространению.

На момент изобретения печатного  пресса Гуттенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. В  многочисленных монастырях жили сотни  хорошо обученных монахов. Каждый из них трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая  книги от руки. Умелый, хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200—1300 рукописных страниц. К 1505 тиражи книг в 500 экземпляров  стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать  по 25 млн. печатных страниц в год, переплетённых в 125 000 готовых к  продаже книг — 2 500 000 страниц на одного работника против 1 200—1 300, которые  мог изготовить монах-переписчик всею за 50 лет до этого.

В середине XV века книги были роскошью, которую могли себе позволить  только очень богатые и образованные люди. Но когда в 1522 из печати вышла  немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1 000 страниц), цена её была настолько  невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла её приобрести. По мнению П. Дракера, снижение издержек и цен в ходе третьей информационной революции было, по крайней мере, одною порядка с тем, что произошло в ходе сегодняшней, четвёртой революции.

За очень незначительное время  революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и  систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформацию. Но не только её. Именно печатный станок принёс с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложивших дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, но, в отличие от ранее существовавших, где основное внимание уделялось теологии, здесь преподавали светские дисциплины: право, медицину, математику, натуральную философию (естественные науки). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как современная информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.

Конец ХХ века называют новым информационным веком и связывают с четвертой  информационной революцией — распространением компьютеров и Интернета. Стремление выразить сущность нового информационного  века вылилось в череду научных и  полунаучных определений. Дж. Лихтхайм говорит о постбуржуазном обществе, Р. Дарендорф — о посткапиталистическом, А. Этциони — о постмодернистском, К. Боулдинг — о постцивилизационном, Г. Кан — о постэкономическом, С. Алстром — о постпротестантском, Р. Сейденберг — о постисторическом, Р. Барнетт — о «постнефтяном обществе». Большинство этих эпитетов восходят к понятию «постиндустриальное общество», популяризированному десятилетие назад гарвардским социологом Д. Беллом. Оно описывает характерные черты информационного века.

В США, например, уже в 1985 в сфере  информационной индустрии работало около 50% всех рабочих и служащих. А в материалах, распространявшихся в Конгрессе США при рассмотрении национальной информационной инфраструктуры, говорилось о том, что около 2/3 работающих в стране связаны с информационной деятельностью, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от неё1.

К концу 80-х гг. ХХ в. обработка, передача информации и операции с нею были основным занятием каждого четвёртого работающего в США, или даже каждого  третьего, если считать учителей и  других работников сферы образования. Аналогичным образом с началом  последнего десятилетия ХХ в. более 40% всех новых капиталовложений в  производство и оборудование было сделано  в сфере информационных технологий (компьютеры, фотокопировальные и  факсимильные аппараты и тому подобное), что в два раза больше, чем 10 лет  назад. Бывший министр финансов США  У. Майкл Блюменталь так резюмировал это в 1988 в статье, озаглавленной «Мировая экономика и изменения в технологии»: «Информация— писал он, — стала рассматриваться как ключ к современной экономической деятельности — базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила». Объём имеющейся у нас информации с каждым днём увеличивается всё быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества2.

Существующая в развитых странах  информационная индустрия, по объёмам  производства и номенклатуре выпускаемой  продукции сопоставимая с важнейшими отраслями хозяйства, потребовала  создания соответствующего рынка. Мировой  рынок средств информатизации уже  к 1990 достиг 660 млрд. долларов. Из них  около 50% приходилось на компьютеры. Только за 1995 в мире было произведено  около 60 млн. персональных компьютеров3. Информационная деятельность во всем мире стала одной из самых прибыльных сфер приложения капитала.

Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социальной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов.

Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние  двадцать лет, когда были сконструированы  и стали широко выпускаться промышленностью  персональные ЭВМ. Их появление произвело  подлинный переворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.

Появление ЭВМ вызвало  к жизни бурный рост новых информационных технологий, специально ориентированных на использование возможностей современной вычислительной техники и, в первую очередь, – возможностей персональных ЭВМ. Возможности эти сегодня далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в самом начале наступающего XXI века мы станем свидетелями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые существенным образом повысят возможности человека по хранению, поиску, обработке и передаче информации.

Так например, японская фирма TOSHIBA уже объявила о своей новой  программе совершенствования персональных компьютеров типа NOTEBOOK. В результате реализации этой программы фирма  планирует создать семейство  портативных персональных ЭВМ с  исключительно высокими характеристиками. Предполагается, что объем долговременной памяти нового компьютера на 10 оптических дисках диаметром 17 мм составит около 20 Гбайт, что равноценно объему информации, который содержится в 40–50 тысячах  книг по 300 страниц каждая. При этом габариты самого компьютера не превысят размеров обычного портсигара, а его  стоимость составит около двух тысяч долларов США.

Вполне вероятно, что появление  и массовое распространение ПЭВМ с такими характеристиками существенным образом расширит сферу социального  применения вычислительной техники, которая  станет поистине персональной. Социальные последствия этого процесса сегодня  еще очень сложно прогнозировать, но, без сомнения, они будут весьма впечатляющими.

Однако самое важное и  принципиально новое качество, которое  принесла человечеству пятая информационная революция, заключается в том, что  впервые за всю историю развития цивилизации человек получил  высокоэффективное средство для  усиления своей интеллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивилизацию на качественно новую ступень развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные признаки периодов информационной революции и осуществление перехода о одной фазы к другой.

Таблица 1. Поколение компьютеров

Поколение

Элементная база

Характеристика

  1. Середина 40-х конец 50-х годов

Электронные лампы

ЭВМ отличаются огромными  габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью. Программирование ведется в кодах.

  1. Конец 50-х середина 60-х годов

Полупроводниковые элементы, транзисторы

Улучшены все технические  характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

  1. Середина 60-х конец 70-х годов

Интегральные схемы, многослойный печатный монтаж

Резкое снижение габаритов  ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Возможность доступа  с удаленных терминалов.

  1. Конец 70-х годов и по настоящее время

Микропроцессоры, большие  конецинтегральные схемы

Улучшение технических характеристик. Массовый выпуск ПК

Перспективы развития

Мощные микропроцессорные  вычислительные системы с высокой  производительностью; создание дешевых  микрокомпьютеров, разработка интеллектуальных компьютеров. Внедрение компьютерных сетей во все сферы и их объединение, распределенная обработка данных; повсеместное использование компьютерных информационных технологий.


    1. Информатизация общества как социотехническая революция.

Информация о работе Информационные революции в развитии цивилизации