Информационные системы и технологии в таможенной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

Цель работы - изложить основные идеи, связанные с использованием информационных систем и информационных технологий, познакомить с существующим разнообразием типов систем, определяющих соответствующую информационную технологию работы на персональном компьютере в целях поддержки принятия решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ. 4
1.1 Понятие и классификация информационных систем 4
1.2 Информационная технология — главная составная часть информационной системы 8
Глава 2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ТАМОЖНЕ 12
2.1 Информационные таможенные технологии: история развития, роль и место в управлении таможенными процессами 12
2.2 Роль и место информационных технологий в новой Концепции развития и таможенной службы на период до 2010 года 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22

Файлы: 1 файл

Информационные системы и технологии в таможенной службе.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

       ИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков:

  1. По способам построения компьютерной сети:
    1. Локальные (несколько компьютеров связаны между собой);
    2. Многоуровневые (сети разных уровней подчинены друг другу);
    3. Распределенные (сети автоматизированных банков данных, например, банковские, налоговые и др. службы).
  2. По виду технологии обработки информации (в программном аспекте):
    1. Текстовая обработка;
    2. Электронные таблицы;
    3. Автоматизированные банки данных;
    4. Обработка графической информации;
    5. Мультимедийные системы;
    6. Другие системы (экспертные, системы программирования, интегрированные пакеты).
  3. По типу пользовательского интерфеса (т.е. с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам):
    1. С командным интерфейсом – пользователь подает команды компьютеру, а тот выполняет их и выдает результат пользователю. Командный интерфейс реализуется в виде пакетной технологии и технологии командной строки.
    2. С WIMP-интерфейсом (Window – окно, Image – картинка, Menu – меню, Pointer – указатель) – ведение диалога с пользователем с помощью графических образов – меню, окон, других элементов. Примером ИТ с WIMP интерфейсом является операционная система MS Windows.
    3. С SILK-интерфейсом (Speech – речь, Image – картинка, Language – язык, Knowledge – знание). Он наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет «разговор» человека и компьютера.
    4. Разновидности SILK – интерфейс на основе речевой  и биометрической технологий. Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды).
  4. По области управления социально-экономическим процессом: банковские, налоговые, финансовые, страховые, управления торговлей, управления производством и т.д.

       В настоящее время наблюдается  тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам телекоммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов ИТ.

       Подобно тому, как железные и шоссейные  дороги определяли экономику начала века, инфраструктуру современной экономики  составляют телекоммуникационные технологии, обеспечивающие дистанционную передачу данных на базе компьютерных сетей  и современных технических средств связи. Одна из наиболее важных тенденции в их развитии — это процесс слияния локальных, местных и глобальных компьютерных сетей, который существенно влияет на масштабность экономических процессов, деятельность корпораций и фирм. Это объединение происходит благодаря распространению технологии сети Интернет как наиболее удобного средства взаимодействия различных информационных систем.

       Зарубежные  специалисты выделяют 5 основных тенденций  развития ИТ:

       1.  Первая тенденция связана с  изменением характеристик информационного продукта,  который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю ПК.

       2.   Отмечаются способность к параллельному  взаимодействию логических  элементов   ИТ,  совмещение  всех  типов информации (текста, образов, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств.

       3.  Прогнозируется ликвидация всех  промежуточных звеньев на пути  от источника информации к  ее потребителю, например становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов на предприятии через систему видеоконференций, электронный киоск, электронную почту.

       4.   В качестве ведущей называется  тенденция к глобализации информационных  технологий в результате использования  спутниковой связи и всемирной сети Интернет, благодаря чему люди могут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты.

       5.   Конвергенция рассматривается как  последняя черта современного процесса развития ИТ, которая заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации видов деятельности фирм и корпораций, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

       Глава 2. Информационное обеспечение управления на таможне

       2.1 Информационные таможенные  технологии: история  развития, роль и  место в управлении  таможенными процессами

       Таможенная  информационная система по своему составу  напоминает предприятие по переработке  данных и производству выходной информации. Как и в любом производственном процессе, в таможенной информационной системе присутствует технология преобразования исходных данных в результатную информацию.

       Таможенная  информация характеризуется большим  объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения  многих видов результатной информации. Получатель таможенной информации оценивает  ее в зависимости оттого, для какой  задачи информация будет использована. Поэтому информация обладает свойством  относительности.

       Одной из первых форм обмена экономической  информацией была так называемая немая торговля, которая встречалась  в качестве наиболее ранней формы  торговли у всех народов. Суть этой торговли заключалась в нежелании  входить непосредственные отношения  с иностранцами (иноплеменниками), к  которым древние люди относились как к неприятелю. Первые материалы о немой торговле есть у Геродота, жившего между 490 и 425 гг. до н.э. и описавшего торговлю в Ливии, Персии и Скифии. Вот как описана эта форма торговли между булгарами и племенем Вису: «Булгары доставляют туда товар, всякий кладет их в определенное место, делает знак и оставляет. Потом возвращается и находит нужный ему товар, положенный рядом. Если удовлетворен им, то берет его и оставляет за него свой товар. Если нет, то забирает его обратно. Покупатель и продавец не видят друг друга».

       Некоторые из древних знаков-символов не потеряли актуальность до наших дней. Например, на эмблеме таможенных служащих Российской Федерации изображены две змеи, обвивающие жезл Гермеса-Меркурия. Такой символ носили вначале фараоны, а затем  жрецы Древнего Египта. Изображения  змей означают знак мудрости и власти, а образующие кольца - цикличность  развития жизни на Земле. На каждом этапе этих циклов времени мудрость и власть должны гармонично, мирно дополнять друг друга при разрешении любых торговых споров.

       В интересах отличия образов «своих»  товаров от «чужих» человечество постоянно разрабатывает и совершенствует знаки принадлежности человека или  вещи отдельной группе людей или  отдельному лицу. К числу таких  знаков относятся изображения печати, подпись. Их развитие в современном  мире мы видим уже в качестве электронной  цифровой подписи, электронных меток, штрих-кодов и пр. По-прежнему у современного таможенника имеется символ-знак в виде личного номерного клейма и, как и раньше, ставится печать на чужое имущество, разрешенное к перемещению через таможенные границы (т.е. отметка о контроле и уплате таможенных пошлин). Там же

       Стремление  к упорядочению обмена, унификации денежных знаков, созданию логической символики и математического  инструментария позволило человеку придумать первые таможенные тарифы, организовать внутреннее и внешнее таможенное пространство, наполнить товары логической информацией и экономической оценкой. Одной из древнейших «информационных таможенных систем» является таможенный закон в виде памятника, обнаруженного в XIX веке в Пальмире (Сирия). Пальмирский пошлинный тариф 137 г. н.э. весом около 15 тонн, найденный русским археологом С.С. Абамелек-Лазаревым и подаренный турецким султаном российскому послу, хранится с 1904 г. в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и является самым ранним и наиболее полным сводом пошлин и правил их взимания, которыми располагает нынешняя таможенная наука.

       Со  временем на смену законодательным  документам, представленным в виде монументальных «информационных систем», приходят бумажные носители (на основе книгопечатания), появляются технологические  процессы таможенного оформления и  таможенного контроля. Появляются первые списки товаров, сгруппированные по методикам, характерным для каждой страны. Это видно на примере Таможенной Белозерской грамоты от 21 мая 1497 г., где дается представление о  номенклатуре товаров, которыми торговали  на рынках. В этом документе впервые  отражена ставка пошлины на товары. В конце XVI века усложняется процесс  информационного наполнения товара, в интересах наблюдения за внешнеторговыми  потоками создается номенклатура товаров  с классификацией их по категориям. Появление и развитие в 80-х гг. XIX века теории научного управления дало толчок к систематизации вопросов управления в таможенном деле на базе анализа имеющейся информации о внешнеэкономических процессах.

       Так уже в начале 80-х гг. XX века в  наиболее развитых странах мира таможенные службы были вынуждены ускоренными  темпами осуществлять переход от индивидуальных вычислительных средств  и локальных сетей к созданию корпоративных информационных систем управления. Например, одной из реализованных в 1984 г. автоматизированных систем в США является автоматизированная коммерческая система таможни ACS (Automated Commercial System}. ACS - очень большая и сложная система с более чем 380 млн. записей в информационной базе, которая обслуживает приблизительно 1200 торговых пользователей, 4 другие страны {кроме США), 40 других агентств, 10 000 как в интерактивном, так и в пакетном режиме. Подкомпоненты ACS интегрируются на уровне единых баз данных. Файлы системы ежемесячно возрастают на более чем 500 тыс. записей, и 3 млн. уже существующих записей требуют ежедневной модификации.

       В конце 80-х гг. во Франции была разработана  и использована в таможенной службе информационная система SOFIX. Эта система реализует следующие функциональные принципы таможни: ведение манифестов (общего документа на товар, перемещаемый одним транспортным средством); декларирование товаров на импорт и экспорт; заведение информации, необходимой для составления декларации; управление таможенными складами; автоматический подсчет сборов и пошлин; ведение товарной номенклатуры; ведение тарифного регулирования для каждой позиции товарной номенклатуры; ведение и актуализация таблиц нормативно-справочной информации.

       В настоящее время таможни США  и Канады получают и обрабатывают электронным способом соответственно 95 и 85% деклараций, а в Австралии  и на Филиппинах 98% операций таможенного  оформления и контроля осуществляется в безбумажной форме.

       Основной  задачей информационных таможенных технологий является управление информацией  внутри таможенной системы в интересах  повышения эффективности таможенного  оформления и контроля, создания максимально  благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности при максимальном выявлении осуществляемых ими нарушений таможенных правил. Магистральным направлением развития современных отечественных и зарубежных информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления риском. Применение систем управления таможенными рисками требует широкомасштабной открытой интеграции информационных систем таможни с информационными системами других министерств и ведомств, с силовыми структурами других стран.

       Особую  роль информационных технологий в таможенном деле подчеркивает тот факт, что в Таможенном кодексе (ТК) Российской Федерации есть отдельная глава, посвященная информационным технологиям. Ни в одном другом кодексе подобной главы нет. Новый ТК создал правовую базу, позволяющую использовать новые формы таможенного оформления и контроля для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования и практики управления рисками. Статья 124 ТК Статья 124 п.1 «Декларирование товаров производится путем заявления таможенному орган в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной и конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.» Таможенный кодекс Российской Федерации М.: Издательство «Экзамен», 2005.- 256 с. (Серия «Кодексы и законы») Стр. 86 оговаривает возможность декларирования электронным способом Статья 11 п.3: «Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе». ФЗ об информации, информационных технологиях и о защите информации № 149-ФЗ от 27 июля 2006 (правовая база Консультант-плюс. Принципиально значимой для развития информационных технологий в ТК является Глава 40, которая оговаривает порядок использования информационных систем и информационных технологий в таможенном деле.

Информация о работе Информационные системы и технологии в таможенной службе