Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 00:41, реферат
Результативная работа налоговой системы возможна только при использовании самых прогрессивных информационных технологий, основывающихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы была создана автоматизированная информационная система (АИС - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, обеспечивающая сбор, обработку, распространение, отображение информации и хранение), которая предназначалась для автоматизации деятельности всех уровней и целей налоговой службы:
• обеспечение сбора пошлин, налогов, штрафов и других обязательных платежей в бюджет,
• проведение единого оперативного анализа материалов по налогообложению,
• обеспечение органов управления налоговых служб достоверной информацией.
Эссе «Информационные системы в налогообложении» |
Факультет: Экономики и финансов
Код, направление подготовки: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
по дисциплине: |
Информационные технологии управления |
(название дисциплины)
(название работы) |
Москва 2015
Государственная налоговая служба Российской Федерации является частью системы органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Правительству Российской Федерации и Президенту Российской Федерации.
Налоговая служба - государственный механизм финансового воздействия на экономику через систему налогов, пошлин, сборов, штрафов и других платежей.
Разработка программных продуктов, для обеспечения систематизированной работы органов налогообложения, а также формирования досье по каждому налогоплательщику началась лишь в 1997 году. В процессе модернизации налоговой службы в июне 1997 года было принято решение о создании программного комплекса для автоматизации работы налоговых инспекций «Система Электронной обработки данных» (ЭОД). В мае 1999 была закончена базовая разработка, началось внедрение комплекса в пилотных регионах. Система ЭОД построена по модульному принципу с использованием клиент-серверной архитектуры.
В целях повышения результативности работы налоговой системы 21 декабря 2001 года Правительство Российской Федерации утверждает Федеральную целевую программу «Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)». Приоритетной задачей налоговой службы стала информатизация (направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более действенно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума) налоговых органов, использование информационных технологий (процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов), создание новых информационных систем (совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств) продуктивно поддерживающих жизнедеятельность структуры налоговых органов.
Налоговые службы ежедневно обрабатывали и обрабатывают огромный объем информации, получаемой от налогоплательщиков и из банков. Существует необходимость оценивать достоверность предоставляемых данных о налогооблагаемой базе исчисления как федеральных, так и местных налогов. Поэтому без создания и внедрения в рабочий процесс автоматизированной информационной системы, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации стало невозможно обеспечить полноту и своевременность сбора налогов.
В 2010 году была реализована возможность для налогоплательщиков направлять налоговые, бухгалтерские отчеты и документы для регистрации предприятий и организаций используя Единый портала государственных услуг, по средством Интернет-сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС России) стала предоставляться услуга информирования налогоплательщиков в электронном виде .
Результативная работа налоговой системы возможна только при использовании самых прогрессивных информационных технологий, основывающихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы была создана автоматизированная информационная система (АИС - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, обеспечивающая сбор, обработку, распространение, отображение информации и хранение), которая предназначалась для автоматизации деятельности всех уровней и целей налоговой службы:
Разработанная АИС «Налог» стала аппаратом оперативного сбора информации, её обработки и учета, оценки и анализа этой информации о состоянии налогообложения, а также управления деятельностью органов налоговой службы на основе комплексного использования современных средств информации.
Основные цели АИС «Налог»:
• повышение результативности работы системы налогообложения за счет оперативности и улучшения качества принимаемых решений;
• модернизация эффективности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;
• снабжение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;
• подъема качества и оперативности бухгалтерского учета;
• получение данных о поступлении налогов и сборов в бюджет;
• анализ и возможность прогноза динамики поступления сумм налогов и других платежей;
• уменьшение объема бумажного документооборота.
АИС «Налог» относится к классу больших систем, состоит из функциональной и обеспечивающей частей.
Функциональная часть состоит из комплексов задач, обладающих определенным экономическим содержанием. В комплексе задач используются разные первичные документы, и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов.
Исходя из принципов построения налоговой системы и деятельности налоговых органов, можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:
• аналитическая;
• методическая, правовая и ревизионная деятельности;
• подготовка типовых отчетных форм;
• контрольная деятельность.
В обеспечивающую часть входит информационное, программное, техническое и другие виды обеспечения, типичные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.
Организационной формой использования аппаратно-программных средств АИС «Налог» являются автоматизированные рабочие места (АРМы) сотрудников налоговых органов. АРМ в налоговой системе – это комплекс технических модулей, обеспеченный программными средствами, объединенных между собой и способный реализовать законченную информационную технологию. Из существующих АРМов, можно выделить основные:
• АРМ «Камеральная проверка» ‒ автоматизация процесса приема квартальной бухгалтерской отчетности предприятий;
• АРМ «Анализ состояния предприятий» – анализ деятельности предприятий на основании данных, сформированных инспектором налоговой службы при камеральных проверках;
АРМ «Юридический отдел» – работа с указами, постановлениями, законодательными актами, распоряжениями и другими нормативно-правовыми документами.
• АРМ «Регистрация предприятий» ‒ ввод информации по ревизуемым предприятиям и их учредителям;
• АРМ «Ведение лицевых карточек предприятий» – ведение лицевых карточек по бюджетам и видам налогов;
Информационное обеспечение АИС «Налог» включает в себя весь набор классификаторов, документов, показателей, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, которые используются в процессе автоматизации и решения функциональных задач. Важной составляющей информационного обеспечения является система классификации и кодирования.
Форма организации данных/информации для их обработки, накопления и хранения в ЭВМ является база данных. База данных состоит из рабочих и базовых файлов, а также файлов связи.
АИС «Налог» модернизировалась в АИС «Налог – 2»
ФНС России поставила перед собой задачу создания новой автоматизированной системы, в которой все данные налогового управления обрабатываются и хранятся в единой централизованной базе данных – Федеральном хранилище.
В феврале 2011 года состоялась коллегия ФНС России под председательством Руководителя М.В. Мишустина. Коллегия посвящалась вопросу развития электронных услуг ФНС России, идеям модернизации АИС «Налог-3» и планов её реализации на 2011-2014 года. Были перечислены основные создаваемые процессы модернизации АИС «Налог-3», среди них ‒ разработка централизованной вычислительной инфраструктуры и устойчивых каналов связи с резервированием (применение дополнительных устройств и систем для того, чтобы в случае отказа одного из них выполнить требуемую операцию имелось другое, готовое выполнить эту операцию); концентрирование данных в рамках единого федерального хранилища, создание механизмов их слияния и комплексного анализа налоговой информации.
Кроме этого, проект предусматривал расширение списка электронных услуг при взаимодействии с налогоплательщиком, создание единого контактного центра для информационного обслуживания налогоплательщиков в круглосуточном режиме.
Для разработки концепции модернизации сотрудниками Федерального государственного унитарного предприятие «Главный научно – исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы» был проведен анализ новых тенденций в области информационных технологий и разработана новая архитектура системы (рис. 1).
рис. 1. Архитектура системы
Центром новой АИС «Налог – 3» будет федеральное хранилище данных всей налоговой информации (рис. 2). В результате проведенных усовершенствований, единое федеральное хранилище данных должно стать единой структурой, которая будет содержать непротиворечивую, очищенную, полную/подробную, юридически значимую и актуальную информацию, в которой нуждаются как налоговые органы, так и налогоплательщики для обеспечения налогового управления и исполнения налогового законодательства.
рис. 2. Федеральное хранилище
В транзакционном сегменте формируется и обрабатывается основная информация по мероприятиям налогового управления.
В аналитический сегмент поступает и проходит дополнительную обработку для связывания информация из внешних источников и из транзакционного сегмента.
Федеральное хранилище построено на единой нормативно-справочной информации, но помимо информационных справочников предусмотрено два технических реестра – налогоплательщиков и объектов имущества. В транзакционном сегменте формируется и обрабатывается основная информация по мероприятиям налогового управления.
В аналитический сегмент поступает и проходит дополнительную обработку для связывания информация из внешних источников и из транзакционного сегмента.
Федеральное хранилище построено на единой нормативно-справочной информации, но помимо информационных справочников предусмотрено два технических реестра – налогоплательщиков и объектов имущества.
Основные цели модернизации АИС «Налог – 3»:
• снижение трудоемкости и ресурсоемкости;
• повышение уровня и качества налоговых услуг, а также открытости налоговых органов;
• комплексное использование информации, которой в налоговых органах накоплено порядка 200 терабайт
Главной задачей автоматизации работы налоговой службы являются не только возложение на компьютер миссии обработки, контроля и хранения информации по начислению и уплате всевозможных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, генерирование отчетности, но и разработка и внедрение автоматизированного интерфейса с таможенными органами, банками и другими структурами.
Список литературы:
1.Федеральный закон «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» от
27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. Федеральных законов
от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 06.04.2011 № 65-ФЗ, от 21.07.2011 № 252-ФЗ, от 28.07.2012 № 139-ФЗ, от 05.04.2013 № 50-ФЗ, от 07.06.2013 № 112-ФЗ, от 02.07.2013 № 187-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 28.12.2013 № 398-ФЗ, от 05.05.2014 № 97-ФЗ, от 21.07.2014 № 222-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 242-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/ |
2.Постановление Правительства РФ от 21.12.2001 № 888 «О Федеральной целевой программе «Развитие налоговых органов (2002 - 2004 годы)» URL:http://base.consultant.ru/ |
3.Приказ Федеральной налоговой службы от 24.11.2004 № САЭ-3-15/135@ «Об утверждении Положений о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной налоговой службы» |
4.Приказ Федеральной налоговой службы от 10 сентября 2008 № ММ-3-6/401 «Об утверждении Порядка получения, хранения и использования баз данных программного комплекса «Система ЭОД» территориальных налоговых органов межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам» URL: http://www.garant.ru/products/ |
5.Приказ Федеральной налоговой службы от 01.11.2013 № ММВ-7-12/476@ «Об утверждении Положения об Управлении модернизации налоговых органов Федеральной налоговой службы» URL: http://base.consultant.ru/ |
6.Бакланова О.Е. Информационные системы: Учебно-практическое пособие – М.:Изд.центр ЕАСИ. 2008. |
7.Вдовин В.М. Информационные технологии в налогообложении: Учебное пособие/Вдовин В.М., Сурков Л.Е., Смирнова А.В. – Москва: Дашков и Ко, 2011. |
8.Ясенев В.Н. Информационные системы и технологии в экономике: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/В.Н.Ясенев – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. |
9.Ясенев В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н.Новогород, 2007. |
10.Богатырев О.Г. - первый зам.генерального директора Федерального государственного унитарного предприятие «Главный научно – исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы»/ доклад «Проект модернизации налоговых органов АИС «Налог – 3» |
Информация о работе Информационные системы в налогообложении