Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 09:21, контрольная работа
В современном мире человек не представляет жизнь без компьютера, глобальной сети Интернет, социальной сети в Контакте.ру и т.д. Основой всех программных продуктов, которые представлены на компьютере, является строгая упорядоченность и иерархичность, т.е. все подчинено принципу системности. Принцип системности в компьютере воплощен в виде информационной системы.
Информационные системы в образовании
В современном мире человек не представляет жизнь без компьютера, глобальной сети Интернет, социальной сети в Контакте.ру и т.д. Основой всех программных продуктов, которые представлены на компьютере, является строгая упорядоченность и иерархичность, т.е. все подчинено принципу системности. Принцип системности в компьютере воплощен в виде информационной системы. Что подразумевается под информационной системой? Какие требования предъявляются к информационной системе? Какая специфика информационных систем, представленных в образовании? Какие информационные системы в области образования представлены на российском рынке? Возможно ли повышение качества образования с использованием той или иной информационной системы? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в данной статье. Для начала мы уясним для себя, что подразумевается под информационной системой. Официальное определение термина «информационная система» дано в статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где сказано: «информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». Иными словами, под информационной системой мы будем понимать совокупность данных и технических средств, способных принимать, обрабатывать, хранить и выдавать информацию пользователю в максимально короткие сроки. Наиболее распространенным видом информационных систем на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий являются автоматизированные информационные системы. Под автоматизированной информационной системой понимается упорядоченный процесс сбора, хранения, обработки и передачи информации в интересах достижения поставленной перед информационной системой цели, использующий компьютерную информационную технологию. Основополагающим элементом любой информационной системы являются базы данных или базы знаний. Под базой данных мы будем понимать совокупность взаимосвязаных структурированных данных. В качестве примера простейшей базы данных может выступатьMicrosoft Excel. В последнее время наибольшее распространение получили реляционные базы данных. Реляционная база данных представляется пользователю как совокупность таблиц. Под базой знаний мы подразумеваем форму представления информации в экспертных системах, относящихся к классу систем искусственного интеллекта. Среди основных требований, предъявляемых к информационным системам, следует отметить: 1. Эффективность информационной системы - определяется сопоставлением всех связанных с рассматриваемыми мероприятиями затрат и получаемых при этом результатов. 2. Качество функционирования и Среди основных свойств, определяющих качество функцион · адекватность функционирования информационной системы; · наличие технических возможностей информационной системы к взаимодействию, совершенствованию и развитию; · надежность и своевременность представления информации и выполнения функциональных технологических операций; · полнота, безошибочность, актуальность и конфиденциальность представляемой информации. 3. Надежность информационной системы определяется надежностью технических средств ее оснащения и ошибками исполнителей. 4. Безопасность информационной системы предполагает такое ее функционирование, при котором обеспечивается: защита информации, циркулирующей в этой системе; защита пользователей информаци защита информационной системы и ее объектов от несанкционированного изменения ее заданных параметров и режима эксплуатации. После рассмотрения понятия «информационная система» в широком смысле, сузим спектр рассматриваемых вопросов и заострим внимание на вопросах применения информационной системы в сфере образования. Основной целью создания и внедрения информационных систем в сфере образования в учебный процесс является донесение до конечного пользователя информации, которая будет для него являться новой и расширяющей границы его кругозора. В качестве конечного пользователя в сфере образования будут выступать ученики, студенты и аспиранты. Спецификой представления информации в информационных системах в сфере образования будет являться то что, она будет ориентирована на широкий круг пользователей и поэтому язык предоставляемой информации должен быть понятен и школьнику, и студенту, и аспиранту. Иными словами, структуру и язык надо выстроить так, чтобы он был понятен людям разного возраста. Наиболее простая и удобная
в использовании информационная система
в сфере образования представлена в глобальной
системе Интернет в виде словарей, тезариусов
и энциклопедий на таких сайтах, как www.yandex.ru, www. Более сложные по структуре
и содержанию информационные системы
в сфере образования на рынке информационно- Работу в информационной системе дистанционного обучения схематично можно представить так:
Рис. 1. Схема работы в информационной системе дистанционного обучения В информационных системах дистанционного обучения основная нагрузка лежит на преподавателе, так как материал, который ложится в основу дистанционного курса, необходимо проработать и выдать его в таком виде, чтобы он был понятен ученику. В качестве примера приведу ситуацию из личного опыта. Меня спрашивают в отношении компьютеров с двух или четырех ядерными процессорами: «Что значит два ядра в процессоре?». А я им отвечаю: «Два ядра в процессоре это как два мотора в машине. Если поставить в машину два мотора, то, наверное, будет машина быстрее ездить». Одной из разновидностей информационной системы дистанционного обучения выступает создание электронных учебников. Под электронным учебником понимается учебное руководство, содержащее учебную информацию и программные средства, позволяющие обучающимся получать дополнительные сведения, проводить тренинг, самоконтроль знаний, а преподавателю — осуществлять контроль за ходом изучения дисциплины. Электронные учебники в нашей стране стали появляться не так давно, потому что до недавнего времени мы знали только учебники в печатном виде. Первые электронные учебники стали появляться после процесса сканирования учебников, которые были изданы в печатном виде. И только в середине 2004 года электронные учебник стали выпускать наравне с печатными. Одним из первых издательств, начавших выпускать электронные учебники, был Издательский дом «Равновесие». Именно с этим издательством и начала свою работу электронная библиотека НОУ ВПО «Северный институт предпринимательства». Первые книги в нашей электронной библиотеки стали появляться после прохождения затратного по времени процесса сканирования, распознавания и выставления гиперссылок на каждой странице обрабатываемого учебника. После того, как Издательский дом «Равновесие» стал выпускать учебники в электронном виде в области менеджмента и юриспруденции, работа по пополнению библиотечных фондов и составлению каталога стало гораздо проще. В заключении хотелось бы сказать – качественное содержание электронного учебника как информационной системы образовательного содержания зависит от интеллектуального и технологичного развития автора. Ведь интересный материал с научной точки зрения можно представить в электронном учебнике так, чтобы он затронул душу каждого читателя и побудил тем самым его на дальнейшие научные исследования. И тогда это будет ответом на вопрос – может ли информационная система повлиять на повышение качества образования. |
Сегодня
уже невозможно себе представить образовательное
пространство без современных информационных
технологий и средств телекоммуникации,
открывающих принципиально иные возможности
образования, общения и обладающих серьезным
педагогическим потенциалом. К сожалению,
зачастую этот потенциал не реализуется
или реализуется не в должной мере из-за
отсутствия у работников образования
знаний и опыта в области работы с такими
технологиями и средствами телекоммуникации;
приходится признать, что современные
школьники, студенты и даже родители оказываются
более осведомленными и «продвинутыми»
в этой сфере, нежели педагоги, психологи,
школьные администраторы. С учетом приоритетов
и целей, поставленных в программных документах
по развитию системы российского образования,
возникают проблемы с освоением и использованием
новых средств организации образовательного
процесса, инструментов педагогического
общения и выстраивания процесса профессионализации
работников образования.
Одна из задач системы образования в
современном обществе - обеспечить каждому
человеку свободный и открытый доступ
к образованию на протяжении всей его
жизни, с учетом его интересов, способностей
и потребностей. Образование является тем самым сектором,
который должен всегда находиться в центре
внимания для повышения уровня человеческого
развития.
Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объем письменной работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих компетенций. Развитие информационных технологий позволило интенсифицировать преподавание русского языка, повысить темп современного урока, увеличить объем коммуникативных упражнений за счет сокращения затрат времени на различного рода переписывание, решить актуальные задачи, связанные с разнообразием деятельности школьника в процессе сознательного овладения компетенциями.
Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями:
• Компьютер как демонстрационное средство наглядности (интерактивной наглядности).
• С внедрением информационных технологий связано более широкое понимание управление процессом обучения каждого обучающегося, так как мы получаем необходимую управленческую информацию, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения.
• Применение информационных технологий в учебном процессе на уроках русского языка способствует развитию умений, формирующих коммуникативную компетенции.
Работа с текстом - это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить.
Для развития связной монологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками (сверхфразовыми единствами, абзацами и т. п.).
Таким образом, использование ИКТ на уроках формирует высокий уровень мотивации, интерес к учебной деятельности, способствует развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории, формированию языковых, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Однако следует отметить, что ведущая роль на уроке остается за учителем, а компьютер является наряду с другими средствами обучения лишь многофункциональным помощником и методическим инструментом. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно. Процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.