Информационные системы в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 09:14, реферат

Описание работы

Ключевые информационные ресурсы организации. Значение ИС в достижении стратегических целей организации, какие ИТ сервисы должны предоставляться для реализации бизнес- процессов.

Файлы: 1 файл

Практическая_работа (2).docx

— 513.73 Кб (Скачать файл)

Вышеуказанные функции информационных систем реализуются посредством следующих технологий:

  • систем управления распределенными базами данных;
  • хранилищ данных, OLAP и OLTP технологии обработки данных (системы оперативной аналитической обработки и системы оперативной обработки транзакций);
  • системы поиска, извлечения и подготовки достоверных данных;
  • распределенной вычислительной системы, организации коллективной работы пользователей, создания реального информационного пространства банка, включая филиалы, клиентов и партнеров;
  • безопасного подключения информационной системы банка к внешним вычислительным сетям (Интернет);
  • организации безопасной, достоверной передачи данных по общедоступным каналам связи (криптография: шифрование и электронная цифровая подпись (ЭЦП), организационные меры), электронный документооборот;
  • информационной аналитики и системы поддержки принятия решений (decision support systems, DSS);
  • защиты хранимой и обрабатываемой информации, безопасности всей АБС в целом;
  • системы удаленной работы с фондовыми рынками и программы предсказания поведения курсов;
  • CRM-системы управления отношениями с клиентами;
  • программы реализации фронт-офиса взаимодействия с клиентами;
  • системы поддержки внутренней организации, менеджмента и исполнительной деятельности персонала;
  • разграничения доступа к информации разного уровня секретности;
  • антивирусной защиты;
  • центров обработки вызовов (call-центры) и IP-телефония.

Системы документации и документооборота. Унифицированные типовые документы в банковской системе повышают эффективность автоматизации. Формы документов вырабатываются для всей территории Российской Федерации, утверждаются Министерством финансов и Банка России. Все документы делятся на первичные (платежные поручения, чеки), промежуточные и отчетные. По способу подготовки отчетных документов можно выделить унифицированные документы с жестко заданной структурой и периодичностью составления (выписка по счету, журнал операций, обязательная внутрибанковская отчетность, отчетность для ЦБ) и документы с гибкой структурой.

.

Особенностью информационной системы банка является необходимость обработки двух типов данных - оперативных и аналитических, поэтому в процессе функционирования банка решается два класса задач:

  • обеспечение повседневной работы банка по вводу и обработке информации (использование баз данных);
  • организация информационного хранилища в целях анализа данных для выявления тенденций развития, прогнозирования состояний и управления рисками.

Хранилище данных представляет собой специализированную базу данных, в которой собирается и накапливается информация, необходимая менеджерам банка для подготовки управленческих решений (о клиентах банка, кредитах, процентных ставках, котировках акций, состоянии инвестиционного портфеля, операционных днях филиалов и др.). Данные загружаются в хранилище из оперативных систем обработки данных (систем головного офиса и отдельных филиалов) и из внешних источников (официальные отчеты предприятий и банков, результаты биржевых торгов и т.д.).

Под программным обеспечением банковских информационных систем понимается совокупность программных средств, управляющих процессом обработки информации и обеспечивающих рабочую среду для функционирования прикладного программного обеспечения, составляющего автоматизированную банковскую систему.

В программное обеспечение входят:

  • операционные системы - предназначены для выполнения пользовательских программ, планирования и управления ресурсами ЭВМ. В банках наиболее распространены Windows, OS/400, иногда Unix.
  • операционные системы локальных вычислительных систем - для централизованного управления вычислительной сетью: планирования задач, распределения ресурсов, защиты информации. В российских банках предпочитают ОС Novell Net Ware и Windows Server 2003, Windows Server 2008.
  • Системы Управления Базами Данных (СУБД) - комплекс программных и языковых средств для создания баз данных, поддержки их в рабочем состоянии и организации поиска в ней нужной информации. Наибольшее распространение в банках получили: Oracle - первое место, Sybase - второе, Informix - третье место на рынке распределенных СУБД).
  • системы программирования (для разработки прикладной части программных средств),
  • программы защиты информации и др.

Отличительной чертой функционирования АБС является необходимость обработки больших объемов данных в короткие сроки. Основная нагрузка ложится на операции ввода, чтения, записи и передачи данных, что требует высокой производительности операционных систем, СУБД и средств передачи данных. Значительные объемы информации должны быть доступны в оперативном режиме для обеспечения возможностей анализа, прогнозирования, контроля и пр.

Основными требованиями к программному обеспечению являются

  • возможность осуществления доступа к большим (и постоянно возрастающим) объемам данных без потери производительности. Банковской системе необходимо иметь режимы многозадачного и многопользовательского доступа к данным, а также одновременного доступа к данным;
  • наличие сетевых функций. Сетевые функции придают системе свойства многоуровневости и многозвенности, а также обеспечивают возможность объединения различных программных платформ, и, как следствие, возможность гибкого расширения и наращивания системы - дополнения ее новыми рабочими местами, новыми серверами различных классов;
  • наличие телекоммуникационных возможностей позволяют перевести технологию межбанковских расчетов на принципиально иной уровень за счет уменьшения времени передачи документов;
  • обеспечение безопасности данных. Во-первых, это гибкая, многоуровневая и надежная регламентация полномочий пользователей. Ценность банковской информации предъявляет особые требования к защите данных от несанкционированного доступа, в том числе к контролю управления процессами, изменяющими состояние данных. Во-вторых, это наличие средств поддержания целостности и непротиворечивости данных. Подобные средства дают возможность осуществления контроля вводимых данных, поддержки и контроля связей между данными, а также ввода и модификации данных в режиме транзакции - набора операций, обеспечивающих поддержание согласованности данных. В-третьих, это присутствие в системе многофункциональных процедур архивации, восстановления и контроля данных, обеспечивающих их сохранность при программных и аппаратных сбоях;

Данное прикладное программное обеспечение должно обеспечивать выполнение требований:

  • интегрированности - полностью интегрированная АБС, объединяющая все банковские процессы, повышает уровень управляемости банка, отражает все функциональные и информационные связи, существующие в банке, позволяет сформировать полную, многоаспектную картину состояния банка;
  • конфигурируемости - возможность приобретения различных конфигураций системы (минимальной с последующим расширением путём введения дополнительных модулей);
  • открытости - предполагается наличие в системе средств для развития и модификации силами программистов банка. Потребность внесения изменений в банковскую информационную систему возникает достаточно часто, а привлечение фирмы-разработчика для осуществления модификаций системы не всегда оказывается возможным;
  • настраиваемости - возможность адаптации системы к технологии конкретного банка.

Информационные банковские системы классифицируют:

  1. По функциональному признаку. Системы бывают одномодульные и многомодульные.  В основе многомодульных систем лежит ядро системы. Ядро системы отвечает за
  • ведение аналитического и синтетического учета, автоматической сверки результатов;
  • ведение планов счетов бухгалтерского учета и справочной информации;
  • организацию документооборота;
  • ведение остатков счетов и операций с ними;
  • формирование отчетности;
  • ведение картотек;
  • выполнение проводок;
  • начисление всех видов процентов;
  • составление аналитических таблиц по требованию пользователя;
  • ведение архивов учетно-аналитических данных и организации доступа к ним;
  • обеспечение межбанковских операций и маршрутизации документов;
  • осуществления взаимосвязи со всеми модулями АБС.
  1. По архитектуре банковских приложений. В данном случае функциональные возможности делятся на три уровня:
  • front – office: обеспечение интерфейса с пользователем, первичная обработка введенной информации, взаимодействие с внешними источниками.
  • middle – office: расчет процентов, расчет рисков, обработка кредитов и депозитов, работа с платежными картами и ценными бумагами. Решение задач анализа и планирования.
  • Back – office: базовые функции бухгалтерского учета, формирование отчетных форм, обеспечение общебанковской и общехозяйственной деятельности.
  1. По объектному принципу. Структура АБС повторяет структуру банка, вследствие этого выделяют модули головного банка, территориальных банков, отделений, дирекций, филиалов, отделов и обменных пунктов. Модули соединяются между собой сложными информационными взаимосвязями.

На рис.1 показана типовая структура автоматизированной банковской системы.

 


Рис. 1. Структура стандартной банковской системы

 

    1.  Аппаратное обеспечение

 

Под аппаратным обеспечением понимается совокупность технических средств сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации, необходимых для работы автоматизированной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Количество и состав технических средств определяется интенсивностью и объемами информационных потоков, составом и объемом банковских услуг, числом филиалов и клиентов, режимами работы банка.

По функциональному признаку можно выделить следующие технические средства:

1. Средства сбора, регистрации и ввода информации:

  • средства, автоматизирующие работу с денежной наличностью (аппараты для подсчета и подтверждения подлинности купюр и ценных бумаг, счетчиков купюр и монет, упаковщиков банкнот, машины для уничтожения бумаг и документов);
  • для работы с драгоценными металлами (аппараты по взвешиванию);
  • для работы с платежными картами (аппараты по выпуску платежных карт, банкоматы, терминалы торговой системы) и т.д.

2. Средства передачи данных:

  • телеграф, телетайп, телефакс, модемы;
  • специальные шифровальные аппараты.

3. Средств обработки

  • персональные компьютеры;
  • менфреймы;
  • суперЭВМ.

4. Средства хранения и вывода информации:

  • машинная память и память на внешних носителях;
  • устройства вывода (мониторы, принтеры, плоттеры).
    1. Телекоммуникации

Создание любой информационной системы невозможно без телекоммуникаций. Существует разделение на телефонную, компьютерную, телевизионную и прочие виды сетей. В последнее время существует тенденция объединять все сети в одну – гетерогенную. В таблице 1 показаны наиболее распространенные виды сетей

Таблица 1. Типы сетей

Тип связи

Применение

Устойчивость

Защита

Проводная аналоговая

С внешними организациями для ДБО, между филиалами

низкая

низкая

Проводная цифровая

Внутри здания

высокая

средняя

Оптоволоконная

Между крупными офисами

высокая

высокая

радиосвязь

Мобильные соединения или прокладка кабеля невозможна

средняя

средняя

Спутниковая связь

Для удаленной связи между офисами и с ЦБ РФ

средняя

высокая


 

Для небольшого банка возможно использование одного или нескольких сегментов сети с модемным выходом во внешний мир. Для средних организаций к этому можно добавить соединения между удаленными офисами или соединения для обслуживания систем удаленного управления счетами "клиент-банк". Крупные организации имеют очень сложную архитектуру с большим количеством центров администрирования и собственными внешними каналами. Сети бывают следующих видов:

Локальная сеть - сегмент сети, с единым центром администрирования. Все пользователи локальной сети зарегистрированы в общей базе, и их права определяются из единого центра. Как правило, используется внутри одного здания.

Корпоративная сеть - объединение локальных сетей, для которых определены общие обязательные правила администрирования и которые принадлежат одной организации. Размер корпоративной сети определяется границами организации.

Экстрасеть – сеть, куда кроме самой организации входят ее клиенты и партнеры по бизнесу. Экстрасеть используется в системах дистанционного банковского обслуживания.

В рамках кредитной организации глобальные сети используются в качестве связующего звена между отдельными сегментами корпоративных сетей для общей информационной поддержки бизнеса и маркетинговых целей.

Для решения сложных задач банковскими организациями используются различные виды сетевого оборудования:

Сетевые карты, или сетевые адаптеры (Network Interface Card) - устройства, соединяющие компьютер с сетью. Каждый сетевой адаптер имеет уникальный идентификатор, определяющий в сети физический адрес компьютера.

Повторители и усилители (Repeater and Amplifier) - устройства, помогающие преодолеть затухание сигнала в длинных сегментах. Повторители являются цифровым прибором, просто дублирующим с усиленным сигналом входящий информационный поток, и применяются в компьютерных (цифровых) сетях. Усилитель является аналоговым устройством, увеличивающим амплитуду сигнала. Применяется в аналоговых телефонных сетях.

Концентраторы (Hub) - сетевое устройство для соединения сетевых сегментов. Концентраторы бывают трех видов: пассивные, активные и интеллектуальные.

Пассивные концентраторы просто осуществляют физическое соединение, никак не изменяя сигнал. Активные концентраторы усиливают проходящий через них сигнал, выполняя функции повторителей и усилителей. Интеллектуальные концентраторы содержат дополнительные компоненты, позволяющие управлять информационными потоками.

Мосты (Bridge) - устройства, используемые для соединения сетевых сегментов. Выполняют функции повторителя, а также фильтра, отсекая передачу сетевых пакетов с адресами, не принадлежащими данному сегменту.

Информация о работе Информационные системы в управлении