Информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Автоматизированная ИС предназначена для эффективной эксплуатации экономической ИС.
В организациях существует большое количество различных типов ИС: от традиционных до сложных, работающих на базе локальных и глобальных компьютерных сетей.

Содержание работы

Теоретическая часть 4
Введение 4
Понятие информационной системы 5
Определение 1 5
Определение 2 5
Классификация информационных систем 5
Фактографические системы 5
Документальные системы 6
Ручные ИС 6
Автоматические ИС 6
Автоматизированные ИС 7
Информационно-поисковые системы 7
Информационно-решающие системы 7
Информационные системы организационного управления 7
ИС управления технологическими процессами (ТП) 8
ИС автоматизированного проектирования (САПР) 8
Интегрированные (корпоративные) ИС 8
Принципы построения и примеры реализации ИС 8
Структура электронных информационных систем 13
Заключение 14
Практическая часть 15
Формулировка задания 15
Исходный код программы 15
Техническое описание программы 17
Инструкция пользователя с иллюстрациями основных этапов работы в виде скриншотов: 18
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

Информационные системы.docx

— 144.95 Кб (Скачать файл)

 

Аннотация

В теоретической  части курсовой работы рассматривается  понятие информационной системы  и их классификация по типу данных, степени автоматизации, сфере применения и т.д. Также рассматриваются принципы построения ИС, структура и примеры реализации.

В практической части работы приводится описание реализации программы «Обучение перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть 4

Введение 4

Понятие информационной системы 5

Определение 1 5

Определение 2 5

Классификация информационных систем 5

Фактографические системы 5

Документальные системы 6

Ручные ИС 6

Автоматические ИС 6

Автоматизированные ИС 7

Информационно-поисковые системы 7

Информационно-решающие системы 7

Информационные системы организационного управления 7

ИС управления технологическими процессами (ТП) 8

ИС автоматизированного проектирования (САПР) 8

Интегрированные (корпоративные) ИС 8

Принципы построения и примеры реализации ИС 8

Структура электронных информационных систем 13

Заключение 14

Практическая часть 15

Формулировка задания 15

Исходный код программы 15

Техническое описание программы 17

Инструкция пользователя с иллюстрациями основных этапов работы в виде скриншотов: 18

Список используемой литературы 19

 

Теоретическая часть

Введение

 

Информационная система (ИС) – система  сбора, хранения, накопления, поиска и  передачи информации, применяемая в процессе управления или принятия решений. ИС включает:

  • информ. – справочный фонд,
  • язык обработки информ.,
  • носители информ.,
  • комплекс моделей.

Автоматизированная ИС – совокупность информ., экономико-математических методов  и моделей, аппаратных, программных, организационных, технологических  средств и специалистов.

Автоматизированная ИС предназначена  для эффективной эксплуатации экономической  ИС.

В организациях существует большое количество различных  типов ИС: от традиционных до сложных, работающих на базе локальных и глобальных компьютерных сетей.

 

Понятие информационной системы

Определение 1

Информационная  система - это совокупность взаимосвязанных  элементов, представляющих собой информационные, кадровые и материальные ресурсы, процессы, которые обеспечивают сбор, обработку, преобразование, хранение и передачу информации в организации.

Определение 2

Информационные  технологии - это совокупность методов, процедур и средств, реализующих процессы сбора, обработки, преобразования, хранения и передачи информации.

Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности.

Классификация информационных систем

 

Разнообразие задач, решаемых с  помощью ИС, привело к появлению  множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными  в них правилами обработки  информации.

Информационные системы можно  классифицировать по целому ряду различных  признаков. В основу рассматриваемой  классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости  от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации  функционирования, информационные системы  делятся на ряд групп (классов)

По типу хранимых данных ИС делятся  на фактографические и документальные.

Фактографические  системы

Фактографические системы предназначены  для хранения и обработки структурированных  данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять  различные операции.

Документальные  системы

В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих  из наименований, описаний, рефератов  и текстов. Поиск по неструктурированным  данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких  системах практически не производится.

Основываясь на степени автоматизации  информационных процессов в системе  управления фирмой, информационные системы  делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.

 

Рис. 1.1. Класcификация информационных систем

Ручные ИС

Ручные ИС характеризуются отсутствием  современных технических средств  переработки информации и выполнением  всех операций человеком.

Автоматические  ИС

В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются  без участия человека.

Автоматизированные  ИС

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки  информации и человека, и технических  средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия "информационная система".

В зависимости от характера обработки  данных ИС делятся на информационно-поисковые  и информационно-решающие.

Информационно-поисковые  системы

Информационно-поисковые системы  производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. (Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов  на транспорте, бронирования мест в  гостиницах и пр.)

Информационно-решающие системы

Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки  информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято  делить на управляющие и советующие.

Результирующая информация управляющих  ИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка  больших объемов данных. (Например, ИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета.)

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком  к сведению и учитывается при  формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. (Например, экспертные системы.)

 

В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС.

Информационные  системы организационного управления

Информационные системы организационного управления - предназначены для автоматизации  функций управленческого персонала  как промышленных предприятий, так  и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.).

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и  регулирование, оперативный учет и  анализ, перспективное и оперативное  планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные  задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП)

ИС управления технологическими процессами (ТП) - служат для автоматизации функций  производственного персонала по контролю и управлению производственными  операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических  процессов (температуры, давления, химического  состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и  регулирования технологических  процессов.

ИС автоматизированного  проектирования (САПР)

ИС автоматизированного проектирования (САПР) - предназначены для автоматизации  функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или  технологии. Основными функциями  подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной  документации, моделирование проектируемых  объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС

Интегрированные (корпоративные) ИС - используются для автоматизации  всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки  соответствующих направлений деятельности.

Принципы построения и примеры реализации ИС

Анализ современного состояния  рынка ИС показывает устойчивую тенденцию  роста спроса на информационные системы  организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельной функции, например, бухгалтерского учета или  сбыта готовой продукции, считается  уже пройденным этапом для многих предприятий.

Заказчики ИС стали выдвигать все больше требований, направленных на обеспечение возможности комплексного использования корпоративных данных в управлении и планировании своей деятельности.

Таким образом, возникла насущная необходимость  формирования новой методологии  построения информационных систем.

Цель такой методологии заключается  в регламентации процесса проектирования ИС и обеспечении управления этим процессом с тем, чтобы гарантировать  выполнение требований как к самой ИС, так и к характеристикам процесса разработки. Основными задачами, решению которых должна способствовать методология проектирования корпоративных ИС, являются следующие:

-обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика;

-гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта;

-поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы;

-обеспечивать преемственность разработки, т.е. использование в разрабатываемой ИС существующей информационной инфраструктуры организации (задела в области информационных технологий).

Внедрение методологии должно приводить  к снижению сложности процесса создания ИС за счет полного и точного описания этого процесса, а также применения современных методов и технологий создания ИС на всем жизненном цикле  ИС - от замысла до реализации.

Проектирование ИС охватывает три  основные области:

-проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;

-проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;

-учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.

Проектирование информационных систем всегда начинается с определения  цели проекта. В общем виде цель проекта  можно определить как решение  ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя обеспечение на момент запуска  системы и в течение всего  времени ее эксплуатации:

-требуемой функциональности системы и уровня ее адаптивности к изменяющимся условиям функционирования;

-требуемой пропускной способности системы;

-требуемого времени реакции системы на запрос;

-безотказной работы системы;

-необходимого уровня безопасности;

-простоты эксплуатации и поддержки системы.

Согласно современной методологии, процесс создания ИС представляет собой  процесс построения и последовательного  преобразования ряда согласованных  моделей на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ) ИС. На каждом этапе ЖЦ создаются  специфичные для него модели - организации, требований к ИС, проекта ИС, требований к приложениям и т.д. Модели формируются  рабочими группами команды проекта, сохраняются и накапливаются  в репозитории проекта. Создание моделей, их контроль, преобразование и предоставление в коллективное пользование осуществляется с использованием специальных программных инструментов - CASE-средств.

Процесс создания ИС делится на ряд  этапов (стадий), ограниченных некоторыми временными рамками и заканчивающихся  выпуском конкретного продукта (моделей, программных продуктов, документации и пр.).

Обычно выделяют следующие этапы  создания ИС: формирование требований к системе, проектирование, реализация, тестирование, ввод в действие, эксплуатация и сопровождение. (Последние два этапа далее не рассматриваются, поскольку выходят за рамки тематики книги.)

Начальным этапом процесса создания ИС является моделирование бизнес-процессов, протекающих в организации и  реализующих ее цели и задачи. Модель организации, описанная в терминах бизнес-процессов и бизнес-функций, позволяет сформулировать основные требования к ИС. Это фундаментальное  положение методологии обеспечивает объективность в выработке требований к проектированию системы. Множество  моделей описания требований к ИС затем преобразуется в систему  моделей, описывающих концептуальный проект ИС. Формируются модели архитектуры  ИС, требований к программному обеспечению (ПО) и информационному обеспечению (ИО). Затем формируется архитектура  ПО и ИО, выделяются корпоративные  БД и отдельные приложения, формируются  модели требований к приложениям  и проводится их разработка, тестирование и интеграция.

Информация о работе Информационные системы