Информационные справочные системы в человеческом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:19, реферат

Описание работы

Информация с каждым годом приобретает все более важное значение в жизни человека и общества в целом. Особенно важна верная, полная и своевременная информация в профессиональной деятельности любого специалиста. Не верная, не полная и, наконец, не своевременная информированность специалиста, может подвергнуть сомнению его компетенцию, что негативно скажется на его авторитете в данной отрасли, мало того может привести к необратимым последствиям. Основным источником информации да же в наши годы до сих пор считаются книги и безусловно так оно и будет еще долгое время, но книги не оборудованы альтернативными поисковыми системами, что сокращает затраченное время на поиски информации, и оставляет больше времени на ее применение.

Файлы: 1 файл

Информационные справочные системы в человеческом обществе.docx

— 19.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 
Информация с каждым годом приобретает  все более важное значение в жизни  человека и общества в целом. Особенно важна верная, полная и своевременная  информация в профессиональной деятельности любого специалиста. Не верная, не полная и, наконец, не своевременная информированность  специалиста, может подвергнуть  сомнению его компетенцию, что негативно  скажется на его авторитете в данной отрасли, мало того может привести к  необратимым последствиям. Основным источником информации да же в наши годы до сих пор считаются книги  и безусловно так оно и будет  еще долгое время, но книги не оборудованы  альтернативными поисковыми системами, что сокращает затраченное время  на поиски информации, и оставляет  больше времени на ее применение. 
 
 
^

1. Понятие и  назначение информационной системы.

 

 
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. 
 
^ Элемент системы — часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Сложные элементы систем, в свою очередь состоящие из более простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами. 
 
^ Организация системы — внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы. 
 
^ Структура системы — состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и внутренние связи между элементами организованы только от вышестоящих к нижестоящим уровням и наоборот, то говорят об иерархической структуре системы. Чисто иерархические структуры встречаются практически редко, поэтому, несколько рас ширяя это понятие, под иерархической структурой обычно понимают и такие структуры, где среди прочих связей иерархические связи имеют главенствующее значение. 
 
^ Архитектура системы — совокупность свойств системы, существенных для пользователя. 
 
Целостность системы — принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств отдельных ее элементов и, в то же время, зависимость свойств каждого элемента от его места и функции внутри системы. 
 
^ Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения и, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. 
 
^ Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. 
^

2. История развития  информационных систем. Основные  процессы информационных систем.

 
 
Первые информационные системы появились  в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки  счетов и расчета зарплаты, а реализовывались  на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Такие системы называются системами обработки транзакций. К транзакциям относят следующие операции: выписка счетов, накладных, составление платежных ведомостей и другие операции бухгалтерского учета. 
 
В 60-е гг. средства вычислительной техники получили дальнейшее развитие: появляются операционные системы, дисковая технология, значительно улучшаются языки программирования. Появляются системы управленческих отчетов (СУО), ориентированные на менеджеров, принимающих решения. 
 
В 70-е гг. информационные системы продолжают активно развиваться. В это время появляются первые микропроцессоры, интерактивные дисплейные устройства, технология баз данных и дружественное по отношению к пользователю программное обеспечение (средства, позволяющие работать с программой, не изучая ее описания). Эти достижения создали условия для появления систем поддержки принятия решений (СППР). В отличие от систем управленческих отчетов, которые предоставляют информацию по заранее установленным формам отчетности, СППР предоставляют ее по мере возникновения необходимости. 
 
Существуют 3 стадии принятия решения: информационная, проектная и стадия выбора. На информационной стадии исследуется среда, определяются события и условия, требующие принятия решений. На проектной стадии разрабатываются и оцениваются возможные направления деятельности (альтернативы). На стадии выбора обосновывают и отбирают определенную альтернативу, организуя слежение за ее реализацией. Важнейшей целью СППР является обеспечение технологией формирования информации, а также технологическая поддержка принятия решения в целом. 
 
В 70-80-х гг. в офисах начали применять разнообразные компьютерные и телекоммуникационные технологии, которые расширили область применения информационных систем. К таким технологиям относятся: текстовая обработка, настольное издательство, электронная почта и др. Интеграцию этих технологий в одном офисе называют офисной информационной системой. Информационную систему начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. 
 
1980-е гг. характеризуются еще и тем, что информационные технологии начали претендовать на новую роль в организации: компании открыли для себя, что информационные системы являются стратегическим оружием. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое. 
^ Процессы в информационной системе: 3. Классификация информационных систем:

 
 
1. По признаку структурированности  задач: 
· Для структурированных задач 
 
· Для частично структурированных или неструктурированных задач: 
 
а. Создающие управленческие отчеты 
 
б. Разрабатывающие альтернативные решения (модельные и экспертные) 
2. По функциональному признаку и уровням управления: 
· производственные системы; 
 
· системы маркетинга; 
 
· финансовые и учетные системы; 
 
· системы кадров (человеческих ресурсов); 
 
· прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы. 
3. По степени автоматизации: 
· Ручные 
 
· Автоматические 
 
· Автоматизированные  
4. По характеру использования информации: 
· Информационно-поисковые системы  
 
· Информационно-решающие системы  
 
· Управляющие ИС  
 
· Советующие ИС  
5. По сфере применения: 
· Информационные системы организационного управления  
 
· ИС управления технологическими процессами (ТП)  
 
· ИС автоматизированного проектирования (САПР)  
 
· Интегрированные (корпоративные) И С 4. Информационно-справочные системы

 
 
Для решения различного рода задач  на компьютере применяются различные  классы программ. Так, для обработки  текстов используются текстовые  редакторы, для обработки изображений - графические редакторы, для хранения и обработки справочной информации, используются специализированные базы данных - компьютерные справочные системы. 
 
Информационно-справочные системы предназначены для управления различными информационными и справочными массивами, в число которых входят и базы данных. Эти системы организовывают определенный интерфейс пользователя с функциями обработки информации самой системы.  
 
Именно справочные системы решают все поставленные задачи по обеспечению потребителей нормативной информацией. Справочные системы имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей: 
•возможность компактно хранить большие объемы информации;  
 
•возможность структуированно отображать хранимую информацию;  
 
•возможность быстрого поиска нужных документов или даже их фрагментов в огромных массивах данных. 
Набор возможностей таких систем обычно включает в себя коррекцию структуры используемого объекта (инкапсулирующего информацию), работа с его составляющими - дополнение, редактирование, удаление (в случае, когда роль такого объекта выполняет база данных, это - записи), простой просмотр, поиск элементов.  
 
Также необходимо обеспечить для такой системы и функции постоянного надежного хранения. 
 
Примером информационно-справочной системы может служить Железнодорожная информационно-справочная система (рис.3). Она необходима на всех крупных железнодорожных узлах, в пунктах продажи билетов, а также на информационных порталах в Интернете. Причем кроме традиционной информации (например, расписания движения поездов, наличия и стоимости билетов) может предоставляться и дополнительная информация (например, наличие и расположение камер хранения, служб быта, стоянок такси).  
Железнодорожная информационно-справочная система рассчитана как на пассажиров (просмотр информации и получение справок), так и для администраторов (добавление, редактирование и удаление информации). Заключение

 
Информационные системы - раздел информатики, связанный с решением вопросов по анализу потоков информации в  различных сложных системах, их оптимизации, структурировании, принципах хранения и поиска информации. Информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы, гигантские современные глобальные системы хранения и поиска информации (включая широко известный Internet) в  последнее десятилетие XX века привлекают внимание все большего круга пользователей. Без теоретического обоснования  принципиальных решений в океане информации можно просто захлебнуться. Известным примером решения проблемы на глобальном уровне может служить  гипертекстовая поисковая система WWW, а на значительно более низком уровне - справочная система, к услугам  которой мы прибегаем, набрав телефонный номер 09'.


Информация о работе Информационные справочные системы в человеческом обществе