Информационные технологии и оптимизация лечебно-диагностического процесса в клинической практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:02, реферат

Описание работы

Большой объем информации в медицине привел к возникновению потребности ее накопления, обработки, структурирования и использования. Очевидно, что во многих случаях указанные задачи могут быть решены с использование информационных технологий.

Файлы: 1 файл

REFERAT_PO_INFORMATIKE.docx

— 88.28 Кб (Скачать файл)

                

 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОРИИ  БОЛЕЗНИ

 

MEDSET - единая технология  создания систем обеспечения  информационной поддержки деятельности  в плохо формализованных областях, охватывающая все этапы жизненного  цикла системы от проектирования  до внедрения и поддержки.

Одной из важнейших таких  областей является медицина. Разработка медицинских информационных систем и, прежде всего, систем документирования лечебно-диагностической деятельности - электронных историй болезни (ЭИБ) является сложным и продолжительным  процессом, затрагивающим практически  все стороны деятельности медицинского учреждения.

ЭИБ, как правило, начинает свою жизнь в уже сформировавшейся информационной среде и должна быть встроена в нее без нарушения  текущего лечебно-диагностического процесса. Но внедрение даже отдельных фрагментов ЭИБ меняет как информационную среду  учреждения, так и технологии его  работы, и медицинскую, и управленческую. Кроме того, к созданию и функционированию ЭИБ причастны многие группы профессионалов, основные среди которых таковы: проектировщики системы, программисты, специалисты  в области сетевых технологий, специалисты в области информатики, конечные пользователи. Совершенно ясно, что предъявляемые этими профессиональными  группами требования к процессу разработки и функционирования системы могут  противоречить друг другу. Более  того, могут вступать в противоречие даже требования одной профессиональной группы, выдвигаемые на разных этапах жизненного цикла ИС.

Из этого следует, что  внедрение ЭИБ должно происходить  постепенно, чтобы исключить малейшую вероятность сбоев в лечебно-диагностическом  процессе и обеспечить плавность  его изменения. С другой стороны, должно быть отслежено и обратное влияние: ЭИБ должна плавно меняться под воздействием происходящих изменений  лечебно-диагностического процесса и  процессов управления.

Для реализации этих требований лучше всего иметь единую, сквозную технологию проектирования, разработки и внедрения ЭИБ, обеспечивающую эволюционное развитие системы. Технология MEDSET (Modeling, Engineering, Deployment, Support and Evolution Technology) разрабатывалась с учетом вышеизложенного и была применена для разработки ЭИБ в НИИ Нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко в Москве, а также ряда приложений в других областях деятельности.

           

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ  ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

Метамодель

Наши построения исходят  из следующих представлений о  деятельности организации и информационной системы: рассматриваемые виды деятельности представляются как организованная совокупность бизнес-процессов, совершаемых  субъектами деятельности над объектами  деятельности. Информационная поддержка  деятельности понимается как фиксация в ИС информационной составляющей бизнес-процессов (порождаемой в ходе бизнес-процессов  информации) и организация доступа  к этой информации. Только в случае строгого следования логике бизнес-процессов  в сочетании с четким определением целей и задач разработки ИС сможет эффективно обеспечивать своих пользователей  нужной информацией в нужное время  в нужном месте.

В случае ЭИБ НИИ Нейрохирургии:

  • Виды деятельности: лечение больных, управление лечебно-диагностическим процессом.
  • Цель: создание единой информационной среды выполнения лечебно-диагностического процесса.
  • Некоторые задачи: документирование лечебно-диагностического процесса; информационное обеспечение научной деятельности.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

 

Первый этап жизни ИС - это информационное обследование учреждения, в котором будет функционировать  ИС. На этом этапе собираются сведения о функционировании учреждения, конкретизируются.

Жизненный цикл информационной системы цели создания информационной системы, формулируются решаемые ею задачи. Основная цель такого обследования состоит в выделении информационной составляющей деятельности и четком определении момента порождения любого элемента информации.

По результатам информационного  обследования строится функциональная модель. При построении функциональной модели производится структурирование собранных на предыдущем этапе данных и представление деятельности предприятия  как совокупности действий, каждое из которых приводит к порождению информации или требует для своего выполнения использования ранее  порожденной информации.

Следующий важнейший шаг, являющийся одной из главных отличительных  черт технологии MEDSET - это организация  выделенной совокупности действий в  соответствии с бизнес-процессами и  построение дерева бизнес-процессов. Под "бизнес-процессом" мы понимаем, как  это принято, набор действий, приводящих к достижению определенной цели. Одной  из ключевых особенностей технологии MEDSET является использование для  построения информационной модели системы  бизнес-процессов, а не совокупности циркулирующих в учреждении документов, как это обычно делается.

Построение функциональной модели включает еще два этапа. Первый - это декомпозиция бизнес-процессов  с вычленением элементарных действий их участников, связанных с порождением  или использованием информации; второй - агрегирование этих действий в пользовательские функции, подчиняющиеся трем законам: единства места, времени и действия.

На базе функциональной модели строятся еще две модели - информационная и интерфейсная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ  МОДЕЛЬ

 

Информационная модель - это фактически схема базы данных, в которой указываются таблицы  БД и связи между ними. Именно при построении информационной модели проявляется главное отличие  предлагаемого подхода от других: схема БД проектируется в строгом соответствии с построенной иерархией бизнес-процессов. 

Каждому бизнес-процессу отвечает таблица БД, с которой в нужных случаях могут быть связаны вспомогательные  таблицы. Поскольку бизнес-процессы являются наиболее стабильной частью технологии любой деятельности, такой  подход позволяет построить устойчивую схему БД, так что изменение  структуры отдельных таблиц (например, добавление новых полей) становится легкой и безопасной процедурой, так  как не затрагивает связи между  таблицами, не требует проведения сложных  массовых операций с данными и  не грозит нарушением целостности БД. Последнее обстоятельство является основой для эволюционного развития: система может вводиться в  эксплуатацию при минимальном структурировании данных, относящихся к определенному  бизнес-процессу, с заполнением многих полей свободным текстом, а по мере структурирования и формализации данных пополняться новыми полями при  полной сохранности всех ранее введенных  данных. Точно так же, при возникновении  новых бизнес-процессов (например, при  появлении новых видов исследований) дерево процессов и схема БД достраиваются  легко и безопасно - все ранее  созданные элементы системы, которые не связаны непосредственно с новыми бизнес-процессами, не требуют коррекции.

                        

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ИНТЕРФЕЙСНАЯ МОДЕЛЬ

 

Построение функциональной модели заканчивается определением множества пользовательских функций. Для формального описания функции  создается ее интерфейсная модель.

Эта модель представляет собой  описание элементов пользовательского  интерфейса и взаимосвязей между  ними. Такими элементами являются страницы (в случае Web-интерфейса) или экраны, формы, команды (например, "Сохранить", "Перейти на другую страницу"). Также на интерфейсной модели указываются  запросы к базе данных, что позволяет, во-первых, связать ее с информационной моделью, а во-вторых - определить дополнительные взаимосвязи между различными интерфейсными  элементами.

Интерфейсная модель может  быть реализована в графической  форме или в виде текстового XML-документа.

Построение трех моделей - функциональной, информационной и  интерфейсной - позволяет перейти  к программной реализации системы. При этом функциональная модель и  дерево бизнес-процессов определяют общий контекст разработки, терминологию и структуру системы, информационная модель описывает структуру базы данных, а на основе интерфейсной модели производится непосредственная генерация  программного кода.

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Н.Н.БУРДЕНКО

МИНИСТЕРСТВА  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАФЕДРА ФИЗИКИ,МАТЕМАТИКИ И МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

"ИНФОРМАЦИОННАЯ  МОДЕЛЬ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА"

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА 2 КУРСА,

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА,

ГРУППЫ №25

ОНУФРИЕВА В.В.

ПРОВЕРИЛ:СЫСОЕВ Д.В.

ВОРОНЕЖ 2013

 

Содержание

  • Введение

 

  • Информационные технологии и оптимизация лечебно-диагностического процесса в клинической практике

 

  • Управление лечебно-диагностическим процессом

 

  • Модели принятия решений

 

  • Модель лечебно–диагностического процесса ЛПУ

 

  • Электронные истории болезни

 

  • Модели организации информационных систем

 

  • Жизненный цикл информационной системы

 

  • Информационная модель

 

  • Интерфейсная модель
  • Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  • http://www.mks.ru/library/conf/biomedpribor/2000/sec10_05.html
  • http://nsi.ru/science/4/1/0
  • http://vmtavr2.narod.ru/ts_upr.htm
  • http://bestreferat.ru/referat-220111.html
  • http://www.newreferat.com/ref-5640-1.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционные методы воздействия  на лечебно-диагностический процесс (через обучение, административные и организационные приемы, ресурсное  обеспечение, финансирование) не повышают его эффективности : они не могут уменьшить неточности, ошибки и несогласованность в действиях врачей. Именно неизбежные и недоступные взгляду руководителя неточности, ошибки и несогласованность в работе с пациентами сводят эффект управления на-нет. Выход состоит не в материальном, моральном или административном стимулировании врача, а в том, чтобы обеспечить ему интеллектуальную поддержку в каждый момент принятия решений.  

Полная и своевременная  информация о работе врачей, формализованная  для передачи и обработки, настолько  объемна и многоаспектна, что для её полноценного использования простая обработка в виде расчёта показателей и составления таблиц недостаточна. Возникает необходимость и руководителей лечебно-диагностического процесса тоже обеспечить интеллектуальной поддержкой - средствами автоматического анализа и выработки рекомендаций об управляющих воздействиях, алгоритмами управления .

 Автоматизация лечебно-диагностического  процесса на основе интеллектуальной  поддержки его участников и  полной формализации истории  болезни делает этот процесс  управляемым на всех уровнях.  Требования к врачу практически сводятся к соблюдению технологии работы с компьютерной историей болезни - все детали, все нюансы он встретит в ней, по ходу работы. Чем полнее и точнее будет он отражать в истории болезни свои проблемы, решения и результаты, тем большую поддержку получит. Требования к руководителям тоже в значительной мере сводятся к соблюдению детально разработанной технологии оперативного управления .


Информация о работе Информационные технологии и оптимизация лечебно-диагностического процесса в клинической практике