Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 06:38, контрольная работа
Информационное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с информацией. Практически все отношения между людьми имеют информационную составляющую. Поэтому можно говорить об информационном праве в широком и узком смысле. Если придерживаться расширенной версии, оказывается, что нормы информационного права буквально рассыпаны по всему пласту законодательства.
В отличие от классических отраслей права, таких как уголовное или гражданское, информационное право является комплексным, то есть его нормы разбросаны по отдельным, классическим отраслям и объединены только общим объектом – отношениями в связи с оборотом информации.
Введение
1. Формы правового регулирования отношений в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств обеспечения
2. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Заказчики, разработчики и эксплуатационники
3. Правовое регулирование отношений в области разработки и использования средств связи и телекоммуникаций
4. Правовое регулирование отношений, возникающих при использовании информационных технологий в процессах подготовки и проведения выборов и референдумов. Государственная автоматизированная информационная система Российской Федерации «Выборы» как объект правоотношений
5. Государственная политика в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств обеспечения
Задача
Заключение
Библиографический список
Министерство образования и науки Росийской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тихоокеанский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра «Государственно - правовых дисциплин»
Контрольная работа
Вариант № 2
Дисциплина: Информационное право
Тема: «Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений»
Выполнил: студент (ка)
Проверил:
Хабаровск 2014
План
Введение
1. Формы правового регулирования отношений в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств обеспечения
2. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Заказчики, разработчики и эксплуатационники
3. Правовое регулирование отношений в области разработки и использования средств связи и телекоммуникаций
4. Правовое регулирование отношений, возникающих при использовании информационных технологий в процессах подготовки и проведения выборов и референдумов. Государственная автоматизированная информационная система Российской Федерации «Выборы» как объект правоотношений
5. Государственная политика в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств обеспечения
Задача
Заключение
Библиографический список
Введение
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая активно влияет на состояние политической, экономической, военной и других составляющих безопасности России. Появление проблем в конституционно-правовом регулировании информационных систем связано с одной из характерных особенностей современного этапа научно-технического прогресса: чрезвычайно быстрым и практически повсеместным распространением новейших информационных технологий и средств коммуникации.
Информационное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с информацией. Практически все отношения между людьми имеют информационную составляющую. Поэтому можно говорить об информационном праве в широком и узком смысле. Если придерживаться расширенной версии, оказывается, что нормы информационного права буквально рассыпаны по всему пласту законодательства.
В отличие от классических отраслей права, таких как уголовное или гражданское, информационное право является комплексным, то есть его нормы разбросаны по отдельным, классическим отраслям и объединены только общим объектом – отношениями в связи с оборотом информации.
Однако в этих случаях информационная деятельность играет хотя и важную, но вспомогательную роль, то есть является средством для достижения цели, лежащей за пределами информационной сферы (раскрытие преступления и наказание виновных, взимание налогов и т.д.). К информационному праву в узком, или собственном смысле, могут быть отнесены лишь такие нормы, которые регулируют информационные процессы, которые являются самоцелью, то есть когда информация есть не только средство достижения чего-либо иного, но и конечный итог.1
1. Понятие информационных
систем и их технологий, их
классификация и формы
Основными источниками правового регулирования отношений в области создания и применения автоматизированных информационных систем, информационных технологий средств связи и телекоммуникаций являются Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (гл. 4 «Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения»), Гражданский кодекс РФ, а также Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», федеральные законы «О связи», «О федеральной фельдъегерской связи», «О почтовой связи».
Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий –это программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации.
К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида.
В первую очередь это Интернет, а также
автоматизированные системы управления
(АСУ), автоматизированные системы обработки
данных (АСОД), автоматизированные системы
научно-технической информации (АСНТИ)
и т.п., банки данных, базы знаний, экспертные
системы, информационно-вычислительные
системы, информационно-
Основные технические средства — средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи и телекоммуникаций и др.
Программные средства — операционные системы, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства.
Лингвистические средства — словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства, организационно-правовые средства — нормативные правовые и правовые акты, нормативно-технические документы, положения, уставы, должностные инструкции.
Классификация информационных технологий и средств их обеспечения:
1) Автоматизированные информационные системы, их сети : банки данных, базы данных, базы знаний, экспертные системы, автоматизированные системы управления, системы автоматизированного проектирования, автоматизированные системы обработки данных, автоматизированные системы научно-технической информации, информационно-вычислительные системы, информационные сети.
2) Технические средства: средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи, средства телекоммуникации, другие технические средства.
3) Программные средства: операционные системы, прикладные программы
4) Лингвистические средства: словари, тезаурусы, классификаторы
5) Организационно-правовые средства: положение, устав, порядок реализации функций и задач, должностные инструкции, порядок применения, пользования системой, нормативно-технические документы
6) Технологическое обеспечение: информационные технологии, инструкции, правила субъектов в данной области можно разделить на две группы: а) субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения; б) субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты.
В качестве субъектов, организующих и выполняющих разработку информационных систем, выступают заказчики и разработчики. Это — органы государственной власти, юридические и физические лица — организации и предприятия, специалисты. Субъектами, эксплуатирующими информационные системы, информационные технологии, являются органы государственной власти, их подразделения, юридические и физические лица. Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в этой области должны быть формирование и развитие программно-технической части информационной инфраструктуры современного информационного общества. Под информационной инфраструктурой в данном случае понимается организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающая эффективную и качественную реализацию информационных процессов — процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства. Сегодня это чаще всего именуется «российский фрагмент Интернет». В программно-технической части информационной инфраструктуры должны найти отражение мероприятия, связанные с созданием и применением средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также с созданием и развитием информационных сетей в России с выходом на трансграничные информационные сети и Интернет. Государство определяет свою позицию по следующим основным вопросам:
развитие (Производства и использования
российских программно-
поступление в Россию и внедрение зарубежных средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций с учетом защиты государственных интересов;
создание в России
интеграция российских
Вывод:
Основными источниками правового регулирования отношений в области создания и применения автоматизированных информационных систем, информационных технологий средств связи и телекоммуникаций являются Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (гл. 4 «Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения»), Гражданский кодекс РФ, а также Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», федеральные законы «О связи», «О федеральной фельдъегерской связи», «О почтовой связи».
Так же Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Первоочередной и основной информационной системой является ИНТЕРНЕТ. Государство определяет свою позицию с созданием и развитием информационных сетей в России с выходом на трансграничные информационные сети и Интернет.
2. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Заказчики, разработчики и эксплуатационники
Информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут быть объектами собственности физических и юридических лиц, государства. Собственником информационной системы, технологии и средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке наследования, дарения или иным законным способом. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права собственника или владельца этих объектов. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения выступают в качестве товара (продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков. Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения определяет условия использования этой продукции. Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам. Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законодательством РФ. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Информационные системы органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации определяется законодательством РФ. Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных, получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицензирования определяется законодательством РФ. Интересы потребителя информации при использовании импортной продукции в информационных системах защищаются таможенными органами РФ на основе международной системы сертификации. Вопросы сертификации в информационной сфере определяются нормами Закона РФ «О сертификации продукции и услуг».
Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, в частности: деятельность по распространению шифровальных средств; техническому обслуживанию шифровальных средств; предоставление услуг в области шифрования информации.
Вывод:
Собственником информационной системы, технологии и средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке наследования, дарения или иным законным способом, который в свою очередь определяет условия использования этой продукции. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, выступают в качестве товара (продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков и подлежат сертификации, порядок которой определён правительством Российской Федерации.
3. Правовое регулирование
отношений в области
Отношения, возникающие при разработке и внедрении информационных систем, технологий и средств их обеспечения, регулируются нормами гражданского законодательства, Гражданским кодексом РФ. Работы, связанные с созданием и вводом в действие автоматизированных информационных систем, технологий и средств их обеспечения, включая проведение научно-исследовательских работ, проектных работ по созданию таких объектов, выполняются на условиях договоров и государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ[1]. Исполнитель проводит исследования лично, привлечение третьих лиц производится только с согласия заказчика.
Информационные правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи».
Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи (услуги связи — продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи). Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации. Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства в информационной сфере. Деятельность в области связи осуществляется на основе следующих принципов: