Информационные технологии в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:56, реферат

Описание работы

Главными компонентами информационных технологий управления являются базы данных и технологии компьютерных сетей.
Целью данной работы является изучение информационных технологий в управлении предприятием, их принципы построения и способы управления.

Содержание работы

Введение
2
Информационные технологии
3
Базы данных и их модели
7
Компьютерные сети
13
Заключение
21
Писок используемых источников

Файлы: 1 файл

информационные технологии в управлении предприятием.docx

— 46.33 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

2

Информационные технологии

3

Базы данных и их модели

7

Компьютерные сети

13

Заключение

21

Писок используемых источников

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление связано с обменом информацией между подразделениями предприятия как компонентами системы, а также предприятием с окружающей средой. В процессе управления предприятие получает сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений. Информация становится важной составляющей производственного процесса и теснит в нем традиционные компоненты - природные ресурсы, труд и капитал.

Информация, в отличие от других видов ресурсов, в частности природных, не убывает со временем, а, наоборот, ее объем постоянно увеличивается, создавая условия для накопления опыта, способствуя выработке обоснованных управленческих решений.

Современный уровень информатизации общества предопределяет использование новейших технических, технологических, программных средств в различных информационных системах экономических объектов. Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений. Таким образом, использование информации в новом качестве, а также предрасположенность к использованию автоматизированных средств при ее обработке обусловили необходимость применения и внедрения на предприятия соответствующих информационных технологий (ИТ).

Главными компонентами информационных технологий управления являются базы данных и технологии компьютерных сетей.

Целью данной работы является изучение информационных технологий в управлении предприятием, их принципы построения и способы управления.

1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ

 

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) -- широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Принципами построения информационных систем является разработка информационной системы, выполняемая для конкретного предприятия. Особенности предметной деятельности предприятия оказывают влияние на структуру информационной системы. Однако, структуры разных предприятий в целом похожи между собой. Каждая организация состоит из ряда подразделений, непосредственно осуществляющих тот или иной вид деятельности компании.

Таким образом, любую организацию можно рассматривать как совокупность взаимодействующих элементов (подразделений), каждый из которых может иметь свою, достаточно сложную структуру. Общность структуры разных предприятий позволяет сформулировать некоторые единые принципы построения информационных систем.

Выделяют три вида связей между подразделениями предприятия:

- функциональные связи - каждое подразделение выполняет определенные виды работ в рамках единого бизнес-процесса;

- информационные связи - подразделения обмениваются информацией (документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т. п.);

- внешние связи - некоторые подразделения взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие может быть как информационным, так и функциональным.

В общем случае процесс разработки информационной системы может быть рассмотрен с двух точек зрения:

- по содержанию действий  разработчиков. В данном случае  рассматривается статический аспект  процесса разработки, описываемый  в терминах основных потоков  и работ: исполнители, действия, последовательность  действий и т.п.;

- по времени, или по  стадиям жизненного цикла разрабатываемой  системы. В данном случае рассматривается  динамическая организация процесса  разработки, описываемая в терминах  циклов, итераций и этапов.

Задача компьютеризации управленческой деятельности первоначально характеризовалась, в основном, массовой разработкой и применением прикладных программ ПК, автоматизирующих рабочие места(АРМ) управленческого персонала.

Для повышения эффективности применения компьютеров в управлении был сделан акцент на автоматизированное накопление и обработку информации средствами компьютерных телекоммуникаций.

Большинство задач управления допускают следующую декомпозицию:

1. Задача учета и контроля  событий по месту их возникновения

2. Баланс и распределение  материальных ресурсов

3. Планирование мероприятий  и управление временными ресурсами

Технической базой системной компьютеризации управления может выступать локальная сеть персональных компьютеров, однако, лишь при условии создания распределенной базы данных предприятия или учреждения. Данный подход позволяет:

- производить учет событий на месте их возникновения в естественной форме в распределенной базе данных без дублирования отчетных форм;

- повышать устойчивость системы управления против случайного или намеренного искажения информации;

- обеспечивать доступ руководства к первичным данным и повышать общий уровень его компетентности при принятии решений (и тем самым делает ненужным многочисленный управленческий аппарат).

Важным условием применения такого подхода является развитие клиент-серверной архитектуры локальных сетей вычислительных машин и преодоление ограниченности существующих архитектур баз данных.

Среди функций СУБД, отвечающих за взаимодействие пользователя и машинной системы и пользователей между собой, выделяются две основные.

1. Защита информации и  разграничение доступа пользователей  к ней.

При использовании информации базы данных обычно имеется некоторое столкновение интересов пользователей, которое может привести к уничтожению или искажению информации, к несанкционированному ее распространению и использованию. Некорректные действия отдельных пользователей могут нанести ущерб остальным пользователям и базе данных в целом. Чтобы избежать этого, в СУБД имеются средства разграничения доступа пользователей и другие средства защиты информации. Разделы базы данных могут быть закрыты для пользователя совсем, открыты только для чтения или открыты для изменения. Кроме того, при многопользовательском режиме работы с базой данных, когда с данными одновременно работают несколько пользователей (и вносят в них изменения), необходимо, чтобы изменения корректно вносились в базу данных (сохранялась целостность данных). Для сохранения целостности данных служит механизм транзакций при манипулировании данными - выполнение манипуляций небольшими пакетами, результаты каждого из которых в случае возникновения некорректности операций «откатываются» и данные возвращаются к исходному состоянию.

2. Интерфейс с пользователями, который обеспечивается средствами  ведения диалога. По мере развития  и совершенствования СУБД этот  интерфейс становится все более  и более дружественным. В перспективе  средства ведения диалога пользователя  с СУБД должны приобрести интеллектуальные  свойства и обеспечить возможность  ведения диалога на естественном  языке.

Одна из возможных реализаций информационной системы управления предусматривает наличие двух основных компонентов - SQL-сервера и дружественных интерфейсов конечных пользователей.

Узлами сети являются компьютеры или рабочие станции, установленные в кабинетах руководителя предприятия и его заместителей, в отделе кадров, бухгалтерии, других структурных подразделениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 БАЗЫ ДАННЫХ  И ИХ МОДЕЛИ

 

База Данных (БД) - структурированный организованный набор данных, описывающих характеристики каких-либо физических или виртуальных систем. (Поименованная совокупность структурированных данных предметной области).

Система управления базами данных (СУБД) представляет собой набор программ, позволяющих создавать и поддерживать БД в актуальном состоянии и обслуживать запросы пользователей. СУБД состоит из трех частей: ядра базы данных, языка и инструментальных средств программирования.

Ядро базы данных выполняет основные функции по созданию базы.

Инструментальные средства программирования включают процессор обработки данных на языке запросов и относятся к интерфейсу клиента.

Язык программирования применяется для разработки приложений с использованием СУБД. В настоящее время все чаще стали использоваться объектно-ориентированные языки программирования. Например, такие известные СУБД, как FoxPro, Clipper, Dbase, расширены визуальными редакторами.

Рассмотрим виды БД. Организация структуры БД формируется исходя из следующих соображений:

- Адекватность описываемому объекту/системе - на уровне концептуальной и логической модели.

- Удобство использования для ведения учёта и анализа данных - на уровне так называемой физической модели.

Виды логических (даталогических) моделей БД: Документальные (архивы) - ориентированные на формат документа, дескрипторные, тезаурусные.

Фактографические (картотеки) теоретико-графовые: иерархическая модель, сетевая модель.

Теоретико-множественные: реляционная модель (ER-модель), многомерная модель.

Объектно-ориентированные: объектная модель.

Основанные на инвертированных файлах.

Таким образом, по модели представления данных БД классифицируются:

- Картотеки, Иерархические, Сетевые, Реляционные, Многомерные, Объектно-ориентированные

На уровне физической модели электронная БД представляет собой файл или их набор в формате TXT, CSV, Excel, DBF, XML либо в специализированном формате конкретной СУБД. Также в СУБД в понятие физической модели включают специализированные виртуальные понятия, существующие в её рамках -- таблица, табличное пространство, сегмент, куб, кластер и т. д.

Существуют три основные модели баз данных. Основное различие между этими моделями состоит в способах описания взаимодействия между данными. Взаимосвязь выражает отношения между множествами данных. Используют взаимосвязи «один к одному» - реляционная модель, «один ко многим» - иерархическая модель и «многие ко многим» - сетевая модель.

Реляционная модель

В соответствии с реляционной моделью база данных представляется в виде совокупности таблиц, над которыми могут выполняться операции, формируемые в терминах реляционной алгебры и реляционного исчисления. В реляционной модели операции над объектами базы данных имеют теоретико-множественный характер.

Поле - единая, неделимая единица информации, которая характеризуется идентификатором, типом и размером.

Запись - совокупность логически связанных полей, описывающих какой-либо один объект.

Основными операциями, с помощью которых модифицируется база данных, являются: включение, удаление и исправления данных.

Достоинства: простота; независимость данных; гибкость; непроцедурные запросы.

Недостатки: отсутствуют связи между записями, большой объем базы.

Иерархическая модель

Иерархическая модель баз данных основана на понятии деревьев, состоящих из вершин и ребер. Вершина дерева ставится в соответствие совокупности данных, характеризующих некоторый объект. Первую вершину называют корневой вершиной. Структура иерархической модели удовлетворяет следующим условиям:

- иерархия начинается с корневой вершины;

- каждая вершина соответствует одному или нескольким объектам;

- на уровнях с большим номером находятся зависимые вершины;

- вершина предшествующего уровня является начальной для новых зависимых вершин;

- зависимая вершина соединена только с одной вершиной предыдущего уровня;

Информация о работе Информационные технологии в управлении предприятием