Информационные технологии в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:36, реферат

Описание работы

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

Содержание работы

Введение.
Информационные технологии.
Компьютеризация школьного образования.
Программные средства учебного назначения.
Обучающие программы.
Электронные учебники.
Глобальная компьютерная сеть – интернет. Ее использование в образовательных целях.
Дистанционное образование.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Информационные технологии в жизни общества.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

-использование средств современных  информационных технологий для  организации интеллектуального  досуга;

 

-интенсификация и совершенствование  управления учебным заведением  и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий

 

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

 

-вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

 

-трансдьюсерные - способность компьютера  к приему и выдаче информации  в самой различной форме (при  наличии соответствующих устройств);

 

-комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

 

-графические - представление результатов  своей работы в четкой наглядной  форме (текстовой, звуковой, в виде  рисунков и пр.);

 

-моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

 

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

 

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

 

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

 

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В. Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

 

1) Интенсификация всех уровней  учебно-воспитательного процесса  за счет применения средств  современных информационных технологий :

 

-повышение эффективности и качества  процесса обучения;

 

-повышение активности познавательной  деятельности;

 

-углубление межпредметных связей;

 

-увеличение объема и оптимизация  поиска нужной информации.

 

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

 

-развитие различных видов мышления;

 

-развитие коммуникативных способностей;

 

-формирование умений принимать  оптимальное решение или предлагать  варианты решения в сложной ситуации;

 

-эстетическое воспитание за  счет использования компьютерной  графики, технологии мультимедиа;

 

-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку  информации;

 

-развитие умений моделировать  задачу или ситуацию;

 

-формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

 

3) Работа на выполнение социального  заказа общества:

 

-подготовка информационно грамотной  личности;

 

-подготовка пользователя компьютерными  средствами;

 

-осуществление профориентационной работы в области информатики.

 

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса:

 

1 этап характеризуется следующими  признаками:

 

-начало массового внедрения средств новых информационных технологий и в первую очередь компьютеров;

 

-проводится исследовательская  работа по педагогическому освоению  средств компьютерной техники  и происходит поиск путей ее  применения для интенсификации  процесса обучения;

 

-общество идет по пути осознания  сути и необходимости процессов  информатизации;

 

-происходит базовая подготовка  в области информатики на всех  ступенях непрерывного образования;

 

2 этап характеризуется следующими  признаками:

 

-активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины;

 

-освоение педагогами новых методов  и организационных форм работы  с использованием компьютерной  техники;

 

-активная разработка и начало  освоения педагогами учебно-методического  обеспечения;

 

-постановка проблемы пересмотра  содержания, традиционных форм и  методов учебно-воспитательной работы;

 

3 этап характеризуется следующими  признаками:

 

-повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;

 

-перестройка содержания всех  ступеней непрерывного образования  на основе его информатизации;

 

-смена методической основы обучения  и освоение каждым педагогом  широкого круга методов и организационных  форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.

 

Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.

 

 

Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующе–обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие – программное средство учебного назначения.

Программные средства учебного назначения

И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН):

 

-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

 

-осуществлять контроль с диагностикой  ошибок и с обратной связью;

 

-осуществлять самоконтроль и  самокоррекцию учебной деятельности;

 

-высвободить учебное время за  счет выполнения компьютером  трудоемких рутинных вычислительных работ;

 

-визуализировать учебную информацию;

 

-моделировать и имитировать  изучаемые процессы или явления;

 

-проводить лабораторные работы  в условиях имитации на компьютере  реального опыта или эксперимента;

 

-формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

 

-развивать определенный вид  мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

 

Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

 

Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.

Обучающие программы

Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.

 

Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

 

-наличие цели учебной работы  и алгоритма достижения этой  цели;

 

-расчлененность учебной работы  на шаги, связанные с соответствующими  дозами информации, которые обеспечивают  осуществление шага;

 

-завершение каждого шага самопроверкой  и возможным корректирующим воздействием;

 

-использование автоматического  устройства;

 

-индивидуализация обучения (в достаточных  и доступных пределах).

 

При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет:

 

-избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

 

-предоставить возможность успешной  работы с ОП и сильным, и  средним, и слабым ученикам;

 

-учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).

 

При работе с ОП большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Чтобы не ставить учащихся в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.

 

Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.

 

Обучающие программы распространяются, как правило, на дискетах или СD, ВВS и FTP. Чаще всего такие программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность среди такого рода учебных материалов получили различные курсы иностранных языков, гораздо реже попадаются обучающие программы по естественнонаучной тематике: например «Физика на компьютере». Особая разновидность учебных пособий - разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как Microsoft Encarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» Не являясь чисто учебными материалами, они тем не менее могут оказаться весьма полезными в школах в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора учащихся.

 

В настоящее время прослеживаются четыре пути создания обучающих программ на основе:

 

-прямого программирования на  языках высокого уровня (в том  числе на JAVA для сетевых вариантов  ПСУН);

 

-инструментальных систем, которые  позволяют изготавливать ПСУН  преподавателю-предметнику, незнакомому  с программированием. Среди используемых отечественных инструментальных систем можно отметить АДОНИС, УРОК и системы, позволяющие создавать мультимедиа программные продукты, это: ДЕЛЬФИН-3 (разработка МЭИ), Statpro Multimedia (разработка МЭСИ) и др.

Информация о работе Информационные технологии в жизни общества