Информационный обмен в обществе и его эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:16, реферат

Описание работы

Анализируя состав и структуру процессов, происходящих в обществе, как в целостной, взаимосвязанной системе, состоящей из ряда самостоятельных компонентов, академик В. Г. Афанасьев пишет: "Взаимодействие компонентов целостной системы носит по своей природе характер обмена между ними веществом, энергией, информацией". Таким образом, можно выделить три типа обменов в обществе:

Файлы: 1 файл

Информационный обмен в обществе и его эволюция.docx

— 32.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат по ИБП

 

«Информационный обмен в обществе и его эволюция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров 2013

"Общение — это обмен  информацией. К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем люди научились передавать информацию на расстояние.

Анализируя состав и структуру процессов, происходящих в обществе, как в целостной, взаимосвязанной системе, состоящей из ряда самостоятельных компонентов, академик В. Г. Афанасьев пишет: "Взаимодействие компонентов целостной системы носит по своей природе характер обмена между ними веществом, энергией, информацией". Таким образом,  можно выделить три типа обменов в обществе:

 - материальный;

 - энергетический;

 - информационный (актуален с середины ХХ века).

 

История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.

Эволюция информационного обмена прошла в своем развитии 5 фаз:

- устную фазу;

- письменную фазу;

- книжную фазу;

- электронную фазу

- компьютерную фазу.

 

Устная фаза

Это аудио-сенсорная (или до-письменная) эпоха, когда возникла и доминировала устная речь (примерно 65 тысячелетий назад), пережившая, наверное, целый ряд собственных "эпох развития", готовивших базу для возникновения письменности,

Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на человечество революционным образом. Как писал Ф. Энгельс: развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу.

Речь является отражением мыслительных процессов, образа жизни человека, при этом культура речи наиболее ярко отражает уровень развития человеческого интеллекта и культуры.

Ю.В. Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:

    • приметы, включая симптоматику народной медицины;
    • гадания;
    • предзнаменования (знаменья);
    • язык;
    • изобразительную группу: музыка; графико-живописная изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;
    • прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;
    • измерительную группу: меры;
    • пространственные ориентиры;
    • сигналы в контуре управления;
    • обряды.

Соколов подчеркивает, что дописьменная словестность обеспечивала, во-первых, консолидацию членов общины: люди, не владевшие общинным языком, представлялись им «немыми» или вовсе «нелюдьми»; во-вторых, организацию общественной жизни, трудовую кооперацию, обыденное общение; в-третьих, функционирование неовеществленной социальной памяти, заключающейся в передаче из поколения в поколение социальных норм и традиций, полезных знаний, умений и практического опыта, наконец, священного мифологического сознания и самосознания.

Передача информации осуществлялась преимущественно вербальным способом, поэтому язык должен был быть достаточно конкретным для обеспечения адекватности понимания, и в тоже время, многовариантным для описания неизвестных явлений через сходные.

Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации.

Устная фаза открыла возможность оперативной реализации сложного по содержанию информационного обмена. Однако дальнейшему его развитию стало мешать главное ограничение межличностного информационного общения на устной фазе - необходимость непосредственного контакта между людьми, т.е. практического совпадения их взаимодействия во времени и в пространстве.

Письменная фаза

        Это письменно-сенсорная эпоха, когда письменность всерьез начала конкурировать с аудио-каналом (примерно, начиная с V-IV века до нашей эры).

Именно письменности мы обязаны появлению науки и мировых религий. Если в дописьменном обществе, до появления цивилизации в узком смысле слова ведущими формами идеологии были мифология и магия, то изобретение письменности вызвало дифференцированные жанры счетно-письменной и литературно-письменной деятельности, что привело к углублению философского мировоззрения и познания. На письменной фазе информационного обмена развились различные формы внеличностного представления внешнего и внутреннего опыта человека, такие как театр, пластика, а также музыкальные формы.

Создание письменности принципиально изменило человечество. Среди социальных последствий его изобретения можно выделить такие как:

  • решение проблемы хранения информации;
  • сохранение преемственности поколений в их развитии;
  • создание первой пространственно отделенной от субъекта формы моделирования природного и социального мира;
  • создание общества, в строгом, научном смысле слова, как цивилизации;
  • предоставление возможности оперировать социальной значимой языковой информацией вне прямого контакта;
  • языковое революционизирование знаковых способов организации общества;
  • способ сохранения языка в живом виде. Как правило, народности, не имевшие письменности, постепенно ассимилировались в другие культуры;
  • определение признака цивилизованности и культурности. Неграмотный человек, начиная с этого этапа развития информационного обмена, стал неспособен к эффективной социальной деятельности.

Книжная фаза

        Печатно-сенсорная эпоха, наступила, когда рукописная письменность начала вытесняться печатным станком (середина XV в.), породившим печатные СМК, резко увеличившие загрузку визуального и вербального каналов.

В рамках книжной фазы у человечества появилась возможность массового тиражирования текстов и обеспеченность реального сохранения авторства, в современной терминологии - интеллектуальной собственности (за счет выходных данных книги), а также существенно расширилось географическое пространство распространения информации, и увеличилась оперативность обмена ею.

По мнению академика В.И. Вернадского, книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличивало ее силу в сотни раз.

За прошедшие столетия люди непрерывно писали и производили книги, человеческой жизни не хватит даже для того, чтобы прочесть их названия. В крупнейшей библиотеке мира – библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг. А богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке (С.-Петербург).

Печатные газеты появились на заре XVII в. сначала в Германии (1609 г.), затем в Англии (1622 г.) и во Франции (1631 г.). В России первая газета, «Ведомости», увидела свет в 1702 г. Газетное дело начало победное шествие по планете.

Индустриальная коммуникационная система – высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета стали заметны ее слабости, такие как, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, сложности хранения и обработки, а через это, возникновение теории кризиса печатной фазы.

Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века проявился в снижении эффективности информационного обмена за счет:

  • резко возросшего объема публикуемых данных. Возникло противоречие между размерами потоков печатной информации и индивидуальными читательскими возможностями ее потребителей;
  • усложнения междисциплинарного научного обмена. Сложилась ситуация, когда стало легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса);
  • возросшего объема неопубликованной информации;
  • обострившейся проблемы мирового межъязыкового обмена;
  • исчерпания возможностей бумажного типа носителя, не позволяющего организовать оперативный информационный обмен и его обработку.

Появилась потребность в более совершенных технических средствах для разрешения информационного кризиса. В связи с этим, книга, разумеется, в основном, деловая, а не художественная, в настоящее время все более обретает электронную форму. Однако исчезновение книги не прогнозируется. Но в любом случае, необходимо сохранить книгу как атрибут культуры, средство формирования образного, абстрактного мышления, без которого информатизация общества теряет свой смысл

 

Электронная фаза

Время, когда произошло широкое распространение радиоэлектронных средств массовой информации (с начала XX в.), временно и узко-своеобразно активизировало аудио-сенсорный канал (радио), заторможенный затем телевидением.

Письменная фиксация информации, несмотря на ее широчайшее распространение и непререкаемый авторитет, выигрывая с технической точки зрения, всегда проигрывала устному общению искусственностью и существенной обезличенностью. Поэтому человечество стремилось наделить устный информационный обмен достоинствами письменного, сохранив при этом его чувственно-эмоциональную составляющую.

Первым революционным прорывом, положившим начало ренессанса устного информационного обмена, стала звукозапись.

Звукозапись впервые произведена Т. Эдисоном, который в 1877 г. запатентовал принципиально новый тип устройства - фонограф. Значительно улучшенный вариант фонографа — граммофон .Портативный вариант граммофона — патефон в 50-х годах XX века был вытеснен электрофоном. В XX веке получил распространение магнитный способ звукозаписи, который реализован в профессиональных и бытовых магнитофонах.

Фиксация звука явилась более высоким витком спирального развития цивилизации, но она не решила вторую задачу, стоящую перед технизацией общения – передачи информации в режиме реального времени. Ее решение взяло на себя радио. После первой мировой войны массовые масштабы приобрело радиолюбительство. Детекторные приемники пользовались стремительно растущим спросом. Радиовещание вступило в свои права как средство массовой коммуникации. Человеческая речь понеслась над планетой, доступная в любой ее точке. Началась эра глобального общения.

Электронизация информационного обмена продолжилась в сторону дополнения аудиоинформации – информацией визуальной. Процесс этот прошел ряд этапов:

  1. Кинематограф - демонстрация «движущейся фотографии» на полотне экрана.
  2. Немое кино - изображение лишено синхронно записанного звука.
  3.   Звуковое кино - создание искусственного аудиовизуального сообщения.

Фильмы, как и книги, сделались фрагментом овеществленного культурного наследия общества. В этом состоит громадное культурно-историческое значение кинематографа. Человечество на качественно новом уровне вернулось в мир чувственной информации, ограничив сферу логического информационного пространства.

  1. На 1950-1990-е годы пришелся последний этап электронной фазы. Важнейшим ее достижением стало создание и повсеместное распространение телевидения и видеозаписи.

Телевидение усугубило автомизацию индустриального общества, подменило живое информационное пространство виртуальным. Раньше люди путешествовали, разговаривали, думали, чтобы познать мир и приобщиться к настоящей Культуре, а теперь телезритель довольствуется культурными суррогатами, предлагаемыми ему с телеэкрана в готовом и легко усваиваемом виде.

 Компьютерная фаза

Компьютерно-сетевая эпоха началась с середины XX века, и с тех пор постоянно обогащает цивилизацию принципиально новыми и неизведанными сенсорно-интеллектуальными композициями.

Существенным шагом на пути разрешения информационного кризиса, разразившегося в конце книжной фазы, стало создание в 1971 г. микропроцессора. Последовавшее за ним бурное развитие информационных технологий привело к тому, что со второй половины 1970-х годов они начали играть качественно новую роль в экономической и социальной жизни индустриально развитых стран. Информация и знания становятся основным продуктом производства и потребления; такими же или даже еще более значимыми ресурсами общества, как природные богатства, труд и капитал.

Возникло понятие информационного общества, которое используется для описания нового общественного строя.

С внедрением компьютеров в человеческую деятельность появились машинные документы (электронные документы).

Бумага необходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника[5].

Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек”[6].

Информация о работе Информационный обмен в обществе и его эволюция